Введение
В условиях динамично развивающейся экономики все большее значение приобретают информационные технологии и интеллектуальный капитал. Те факторы, которые составляли ощутимые конкурентные преимущества для большинства компаний 25 лет назад, уже не могут рассматриваться в качестве ключевых двигателей будущего успеха. На смену промышленному веку пришел век информационный, где помимо прочих факторов производства, информация приобретает доминирующее значение. Информация постепенно становится наиболее важным и востребованным ресурсом, создающим серьезные конкурентные преимущества.
На протяжении индустриального века, с 1850 по 1975 годы, основные конкурентные преимущества для организаций составляли технологии заключенные в материальных активах и эффект от масштабов производства. В качестве основных критериев для определения эффективности деятельности компании выступали финансовые показатели.
Сегодня конкурентные преимущества намного труднее приобрести за счет эффективного финансового менеджмента и инвестиций в физические активы. Способность компании мобилизовать и использовать свои нематериальные активы, стала более значимым фактором. Сегодня высочайшая конкуренция дает возможность выжить компаниям не просто ориентирующимся на рыночную среду, а предприятиям, досконально изучающим потребности каждой группы потенциальных покупателей и ставящих данные потребности во главу угла своей стратегии развития.
Стратегия фирмы становится как никогда важной. В связи с этим, актуальность выбранной темы обусловлена тем, что построение организации, ориентированной на покупателя и построение бизнеса ориентированной на стратегию, являются одними из основных инициатив предпринимаемых большинством динамичных и развивающихся компаний по всему миру.
В условиях жесточайшей рыночной конкуренции информационного века намного большее значение имеет долгосрочное развитие, основными факторами которого являются грамотное стратегическое управление, эффективность бизнес - процессов, капитал компании, воплощенный в знаниях и квалификации сотрудников, способность организации удерживать и привлекать новых клиентов, корпоративная культура, поощряющая инновации и организационные улучшения, инвестиции в информационные технологии.
Стратегическое управление является очень актуальным для российских предприятий. Стратегия есть способ реализации теории бизнеса (миссии компании) в практической деятельности. Цель практической деятельности - обеспечение возможности достижения желаемых результатов в неконтролируемой среде, так как стратегия позволяет компании осознанно искать и использовать себе во благо благоприятные стечения обстоятельств. Если нет стратегии, то и не существует способа определить, какие действия и решения компании способствуют достижению желаемых результатов, а какие ведут в ложном направлении и только распыляют ресурсы.
В самом общем виде стратегия - это генеральное направление действия организации, следование которому в долгосрочной перспективе должно привести ее к цели. Такое понимание стратегии справедливо только при рассмотрении верхнего уровня организации. Для более низкого уровня в иерархии стратегия верхнего уровня превращается в цель, хотя для более высокого уровня она является средством. При определении стратегии фирмы руководство сталкивается с тремя основными вопросами, связанными с положением фирмы на рынке: какой бизнес прекратить; какой бизнес продолжить; в какой бизнес перейти.
Это значит, что стратегия концентрирует внимание и связана с тем: что организация делает и чего не делает; что более важно и что менее важно в осуществляемой организацией деятельности.
Данная дипломная работа посвящена разработке стратегических альтернатив развития организации в современных российских условиях.
Цель дипломной работы - на основе изучения теории и практики стратегического управления предложить и обосновать направления повышения эффективности развития бизнеса ООО "Традиция".
Задачи дипломной работы:
1. Рассмотреть стратегию организации как необходимое условие успешного ведения бизнеса.
2. Изучить методику разработки стратегии.
3. Провести экономический анализ ООО "Традиция".
4. Провести стратегический анализ ООО "Традиция".
4. Разработать стратегические альтернативы развития бизнеса ООО "Традиция".
Объектом исследования в дипломной работе является внешняя и внутренняя среда функционирования, и стратегия деятельности ООО "Традиция".
Предмет исследования: стратегическое управление организацией.
Теоретическая значимость данной дипломной работы состоит в описании процесса разработки и обоснования стратегических альтернатив развития бизнеса организации.
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования и разработанная стратегия могут быть использованы руководством ООО "Традиция" для стратегического управления организацией.
Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, приложений и списка использованной литературы.
Список литературы
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (Часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 06.12.2007), (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.02.2008) // Собрание законодательства РФ, 29.01.1996, № 5, ст. 410
2. Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ "Об акционерных обществах" // СЗ РФ, 01.01.1996, № 1, ст. 1.
3. Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ (ред. от 01.12.2007) "О несостоятельности (банкротстве)" (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.02.2008) // Парламентская газета, № 209-210, 02.11.2002
4. Распоряжение от 1 июня 2006 г. N 793-р "Стратегия развития финансового рынка РФ на 2006 - 2008 годы"
5. Распоряжение от 4 апреля 2002 г. N 421/р "О Рекомендации к применению Кодекса корпоративного поведения"
6. Анисимов С. Организационные принципы стратегического управления инновационными процессами промышленного предприятия // Вестник машиностроения. - 2006.-№3. - с.67-71.
7. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. — СПб: Издательство «Питер», 2008.
8. Архипов В. Основные достижения в развитии технологии стратегического планирования компаний // Пробл.теории и практики упр. - 2004.-№5. - с.112-118.
9. Аткина Н. Стратегическое планирование использования рыночного потенциала предприятия // Менеджмент в России и за рубежом. - 2003.-№2. - с.3-12.
10. Аткина Н. Стратегическое планирование использования рыночного потенциала предприятия // Менеджмент в России и за рубежом. - 2006.-№2. - с.3-12.
11. Бандурин А. В. Деятельность корпораций. – М.: БУКВИЦА, 2009
12. Бандурин А. В., Гуржиев В. А., Нургалиев Р. З. Финансовая стратегия корпорации. – М.: Алмаз, – 2008
13. Банникова Н. Стратегическое планирование в инновационно активных предприятиях аграрной сферы // АПК:экономика,упр. - 2005.-№2. - с.31-37.
14. Бродецкая Н. Возможности повышения эффективности стратегий управления запасами при учете временной стоимости издержек / доходов / Н. Бродецкая, Г. Бродецкий // Логистика сегодня. - 2005.-№2. - с.29-38.
15. Бураканова Г. Стиль руководителя и эффективность управления // Проблемы теории и практики управления, 2003, №4
16. Васильев В.И. Организация, управление и экономика гибкого ин¬тегрированного производства в машиностроении. – М.: Машиностроение, 2006
17. Велесько Е. Экономико-математическое обоснование общей задачи стратегического управления на предприятии // Менеджмент в России и за рубежом. - 2002.-№5. - с.68-79.
18. Велесько Е. Экономико-математическое обоснование общей задачи стратегического управления на предприятии // Менеджмент в России и за рубежом. - 2006.-№5. - с.68-79.
19. Владимирова И. Классификация стратегий развития автомобильных компаний в современном мире и перспективы отечественного автопрома / И. Владимирова, А.
20. Волкова О. Целевое ценообразование как инструмент стратегического управления затратами // Экон.анализ: Теория и практика. - 2006.-№7. - с.41-45.
21. Гвозденко А. Использование методики многофакторного SWOT-анализа для разработки стратегических направлений деятельности предприятий // Маркетинг и маркетинг.исследования. - 2006.-№4. - с.316-323.
22. Гвозденко А. Использование методики многофакторного SWOT-анализа для разработки стратегических направлений деятельности предприятий // Маркетинг и маркетинг.исследования. - 2006.-№4. - с.316-323.
23. Горшкова Л.А. Анализ организации управления. Аналитический инструментарий. – М.: Финансы и статистика, 2006.
24. Давыдова Т.Ю. Коммуникативные стратегии, используемые при формировании политического имиджа : Обзор концепций // Вестн.Моск.ун-та.Сер.12,Полит.науки. - 2006.-№3. - с.96-107.
25. Долгов А. Концепция логистики фирмы и ее потенциал / А. Долгов, Уваров С.,Козлов В. // Логистика сегодня. - 2004.-№6. - с.2-8.
26. Дубинский // Менеджмент в России и за рубежом. - 2005.-№1. - с.17-27.
27. Дьячков Н. Сбалансированная система показателей как инструмент стратегического развития в условиях российской действительности // Маркетинг и маркетинг.исследования. - 2005.-№3. - с.2-16.
28. Дьячков Н. Сбалансированная система показателей как инструмент стратегического развития в условиях российской действительности // Маркетинг и маркетинг.исследования. - 2005.-№3. - с.2-16.
29. Злобин Е. Стратегия - в рыночной конкурентоспособности предприятий. На примере "Орловского агрокомбината" // Экономика с.-х. хозяйства России. - 2004.-№11. - с.2-7.
30. Зуб А.Т. Модели и методы стратегического управления // Вестн.Моск.ун-та.Сер.18,Социология и политология. - 2003.-№3. - с.107-127.
31. Зуб А.Т. Модели и методы стратегического управления // Вестн.Моск.ун-та.Сер.18,Социология и политология. - 2006.-№3. - с.107-127.
32. Идрисов А. Стратегия роста в новых условиях // Менеджмент сегодня. - 2003.-№3. - с.36-44.
33. Канделаки Т. Некоторые вопросы формирования стратегии развития ТЭК в современных условиях // Нефтяное хоз-во. - 2003.-№2. - с.8-9.
34. Каплан С. Роберт, Нортон П. Дейвид. Сбалансированная система показателей: от стратегий к действию. Пер. с англ. М.: Олимп-Бизнес, 2006
35. Карлоф Б. Деловая стратегия: Пер. с англ./ Науч.ред. и авт.послесл. В.А. приписнов. – М.: Экономика, 2009
36. Клейнер Г. Реинжиниринг стратегических процессов // Пробл.теории и практики упр. - 2005.-№4. - с.13-21.
37. Клейнер Г.Б. и др. Предприятие в нестабильной экономической среде: риски, стратегии, безопасность / Г.Б. Клейнер, В.Л. Тамбовцев, Р.М. Качалов; под общ. ред. С.А. Панова. – М.: Экономика, 2007
38. Кныш М.И. Конкурентные стратегии: Учебное пособие. — СПб, 2005.
39. Коровин И. Не зная броду,не лезь...: Оценка экономического потенциала в системе стратегического управления // Рос.предпринимательство. - 2006.-№9. - с.100-104.
40. Котлер Ф. Основы маркетинга. Пер. с англ. М.: Прогресс, 2007.
41. Кравченко Н. Финансовый анализ конкурентных стратегий российских предприятий / Н. Кравченко, Юсупова А.,Балдина Н. // Пробл.теории и практики упр. - 2004.-№1. - с.77-84.
42. Крылова Ю. Заправлены в планшеты...(маршрутизация как инструмент стратегического управления инновациями) // Рос.предпринимательство. - 2005.-№3. - с.13-18.
43. Лаева Т. Сценарный анализ как основа стратегического планирования в организации // Менеджмент в России и за рубежом. - 2006.-№2. - с.56-63.
44. Лапин А. Стратегическое управление современной организацией // Упр.персоналом. - 2005.-№14. - с.65-71.
45. Лапин А. Стратегическое управление современной организацией // Упр.персоналом. - 2005.-№8. - с.65-75.
46. Лапин А. Стратегическое управление современной организацией // Упр.персоналом. - 2006.-№14. - с.65-71.
47. Логинов П. Стратегическое управление продуктом: концепция локального лидерства // Маркетинг в России и за рубежом. - 2002.-№5. - с.3-12.
48. Лучко М. Конкурентные стратегии ТНК: стратегические альянсы, слияния и поглощения // Вестн.Моск.ун-та.Сер.6,Экономика. - 2004.-№1. - с.31-56.
49. Мазманова Б. Учетная политика и стимулирование персонала как поддержка стратегии предприятия // Менеджмент в России и за рубежом. - 2003.-№4. - с.59-72.
50. Мазуров М. Доля рынка-стратегический показатель компании // Экономист. - 2002.-№10. - с.25-31.