Введение
Актуальность исследования. Материнство является одной из наиболее значимых, фундаментальных ценностей человека. Тема материнства в последнее время является объектом пристального внимания и изучения многих наук: психологии, социологии, истории, этнографии, культурологии, философии Желанная беременность - это счастье для каждой женщины. Но, вместе с тем, беременность - это состояние новое, неизвестное, непривычное, и поначалу, возможно, пугающее. Эмоциональное и физическое здоровье беременной женщины напрямую влияет на течение беременности и родов, состояние плода и развитие ребенка.
Известно, что материнство — социо-культурный феномен, и его смысл и значение могут меняться вместе с культурой. Изучение феномена материнства и его отражения в самосознании женщины XXI века - актуальная социальная и психологическая проблема. Для самосознания современной женщины характерны две тенденции. Одна тенденция заключается в том, что женщина становится активным субъектом на поприще социальной деятельности. Другая состоит в том, что для женщины возрастает значимость семьи, а ребенок, зачастую, выступает как гарант возможной реализации полноценного бытия.
Психология материнства - одна из наиболее сложных и малоразработанных областей социальной и психологической практики. В настоящее время все более актуальной становиться проблема патологического протекания беременности и психосоциального сопровождения беременности. Существует ряд факторов, способствующих изменению в нормальном состоянии будущей матери – это и экология, стрессы, и эмоционально-неустойчивое состояние будущих мам, и семейные проблемы в молодых семьях и многие другие факторы. Все это создает угрозу возникновения проблем в течении беременности или угрозу прерывания беременности. Именно поэтому все более актуальным является проведение социальной поддержки беременных женщин.
Степень разработанности проблемы. Институт материнства рассматривается как исторически обусловленный, изменяющий свое содержание от эпохи к эпохе (эти исследования проанализированы в работах И.C. Кона, М. Мид, Э. Эриксона, M.C. Радионовой, Г. Каплан и других).
Вопросы природы материнского поведения рассматривались зарубежными и отечественными учеными: Г.Г. Филлипова, Г.С. Васильченко, Д.Н. Исаевым, В.А. Сысенко, И.С. Коном, М. Мид, A.M. Толстых, Н.Н. Прихожаном, Х.Е. Фишером и др., большинство из которых ограничивались лишь рассмотрением природно-биологических проблем, в то время как механизм формирования материнства охватывает совокупность факторов от социальных и психологических до биологических.
Актуальность организации психосоциальной работы с женщинами в рейтинге приоритетов социальной политики российского государства обусловлена рядом тенденций развития мирового сообщества, в частности процессом глобализации и инициативами построения гражданского общества. Она нашла отражение во Всеобщей декларации прав человека (1948г.), в Конвенции о политических правах женщин (1954г.), в Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (1979г.), в материалах четырёх Всемирных конференций по положению женщин, организованных и проведённых по инициативе ООН (1975-1995гг.). Суть этих документов международного уровня заключается в том, что для построения гражданского общества необходимо в первую очередь разрешить «женский вопрос», что означает реструктурировать общество и его институты, чтобы женщины получили возможность реализовать свой половой потенциал в качестве равноправных партнёров мужчин во всех сферах жизнедеятельности и гендерные конфликты потеряли свою остроту. Что в свою очередь обеспечит более устойчивое развитие общества и выживание человечества.
Методологической основой исследования явились принципы системного и деятельностного подходов (П.К.Анохин, А.В. Брушлинский, Б.Ф. Ломов С.Л. Рубинштейн, А.Н.Леонтьев и др.). Теоретической основой явились положения, разработанные в трудах М. Арнольда, Н. Гилфорда, Ч. Джеймса, Л. Лазаруса, 3. Фрейда, К. Левина. А также в своем исследовании мы опирались на работы в области перинатальной психологии современных исследователей Е.А Климовой, И.В. Добрякова, Н.П. Коваленко, Н.В. Боровиковой и на теоретические положения физиологов И.П. Павлова, А.Н. Ухтомского, Н.В. Введенского и др.
Несмотря на достаточную разработанность проблему беременности и материнства в целом, остаются недостаточно систематизированными направления работы и сущность психосоциальной работы с беременными женщинами. Учитывая социальную значимость и актуальность данной проблемы, была выбрана тема выпускной квалификационной работы: «Психосоциальная работа с беременными женщинами».
Предметом исследования: психосоциальная работа с беременными женщинами.
Объект исследования – беременные женщины в возрасте 18-35 лет: женщины ожидающие первого, второго, третьего ребенка, женщины, только планирующие стать мамами и будущие матери-одиночки.
В данной работе будет предпринята попытка рассмотреть различные направления психосоциальной работы с разным контингентом беременных (и планирующих забеременеть) женщин.
Целью нашей работы является исследование особенностей и основных направлений и содержания психосоциальной работы с беременными женщинами.
В соответствии с определенными темой и целью в исследовании были поставлены следующие задачи:
1.провести анализ научной отечественной и зарубежной социальной, психолого-педагогической литературы, посвященной проблемам материнства и рассмотреть психологические аспекты понимания беременности и материнства в различных теоретико-методологических подходах;
2. выявить психосоциальные проблемы беременных женщин;
3.охарактеризовать направления, теория и технология психосоциальной работы с беременными женщинами;
4.провести экспериментальное исследование особенностей психосоциальной работы с беременными женщинами;
5. определить сущность, направления и методику психосоциальной работы с беременными женщинами.
В исследовании применялись следующие группы методов:
1)теоретические: анализ литературы, моделирование общих и частных гипотез исследования, проектирование результатов и процессов их достижения на различных этапах поисковой работы;
2)эмпирические: диагностические методы (беседы, экспертная оценка, наблюдение, проведение психодиагностических методик);
3)статистические: ранжирование, рейтинговая оценка, обработка полученных в ходе исследования данных.
Для достижения цели и подтверждения гипотез исследования, были подобраны следующие диагностические методики:
1.Методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона;
2.«Личностная шкала проявления тревоги» (Дж. Тейлор, адаптация Т. А. Немчинова);
3.Методика дифференциальной диагностики депрессивных состояний Зунге (адаптация Балашовой Т.И.);
4. Методика диагностики самооценки психических состояний (Айзенк);
Научная новизна исследования заключаются в том, что изучение специфики и направлений психосоциальной работы с беременными женщинами выделено в качестве самостоятельного предмета исследования. Нами были рассмотрены проблемы материнства в целом и особенности беременных женщин в отечественной и зарубежной психологии, выявлены психосоциальных проблем беременных женщин и рассмотрена специфика психосоциальной работы с беременными женщинами, что составляет несомненный научный вклад в теорию психосоциальной работы с беременными женщинами.
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные данные и разработанная система психосоциальной работы с беременными женщинами могут быть использованы социальными работниками и психологами в женских консультациях, родильных домах, перинатальных центрах.
Рабочая гипотеза исследования: ценностные ориентации женщин отличаются в зависимости от того, каким по счету будущий ребенок является в семье, от социальной полноценности семьи; женщины, ожидающие не первого ребенка, будут более подготовлены к рождению ребенка и имеют меньшее количество психосоциальных проблем, нежели женщины, не имеющие детей. Существует необходимость в рассмотрении методики психосоциальной работы с беременными женщинами.
Эмпирическая база исследования: исследование проводилось в женской консультации г. Москвы при роддоме №18.
Структура и объем дипломной работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка литературы и приложения. Работа иллюстрируется таблицами, диаграммами. Общий объем работы составляет 73 страницы.
Выводы по главе 2
В результате проведенного теоретического анализа научной литературы, были подобраны диагностические методики психологического состояния беременных женщин и подобрана экспериментальная группа, состоящая из 80 женщин – из них 20 человек ожидали появления на свет первенца, 20 женщин ожидали рождения второго ребенка, 20 матерей - одиночек (ожидающих рождения первого ребенка), и 20 женщин которые только планируют забеременеть. Экспериментальное исследование строилось на выявлении уровня проявления одиночества, тревожности, депрессивных состояний и самооценки психических состояний беременных женщин. В результате эксперимента было выявлено, что не все испытуемые готовы к появлению на свет малыша – многие испытывают тревожность, находятся в состоянии одиночества и депрессии - мы смогли так же отметить, что в подобном положении оказались женщины, которые будут матерями – одиночками или те, кто ожидает появления на свет первенца.
Следовательно, мы можем сказать, что имеются существенные различия в уровне психологической готовности женщины к рождению ребенка в зависимости от того, каким по счету будущий ребенок является в семье, от социальной полноценности семьи. Мы смогли отметить, что, женщины, ожидающие не первого ребенка, являются более подготовлены к рождению ребенка и имеют меньшее количество психосоциальных проблем, нежели матери-одиночки, и участницы, не имеющие детей. Далее была рассмотрена методика и направления психосоциальной работы с беременными женщинами.
Список литературы
1.Абрамченко В.В. "Активное ведение родов", Санкт-Петербург, издательство "Специальная литература", 1996 г., стр. 594-607.
2.Айви А.Е., Айви М.Б., Саймек-Даунинг Л. Психологическое консультирование и психотерапия. Методы, теории и техники: практическое руководство. – М.:, 1999 – 487 с.
3.Айламазян Э.К. "Акушерство", Санкт-Петербург, издательство "Специальная литература", 1997 год, стр. 109, 150.
4.Айламазян Э.К. Психика и роды. - С-Пб: АОЗТ "Яблочко СО", 1996. - 120 с.
5."Акушерство и гинекология", руководство для врачей и студентов, перевод с английского, дополненный, под редакцией САВЕЛЬЕВОЙ Г.М., Москва, издательство "Гэотар Медицина", 1997 год, стр. 112.
6.Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – СПб.: Питер, 2001. - 288 с.
7.Андреева Г.М. Психология социального познания. – М.: Аспект пресс, 2000. – 288 с.
8.Андросова Е.Н., Овруцкая З.Л., Новицкий С.Н. и Марченко А.М. "Акушерство и гинекология", учебное пособие для учащихся медицинских училищ, Москва, издательство "АНМИ", 1995 год, стр. 9.
9.Андрэ Бертин Воспитание в утробе матери или рассказ об упущенных возможностях. - МНПО "Жизнь", 1992.
10.Анцыферова Л.И. К психологии личности как развивающейся системы // Психология формирования и развития личности. – М., МГУ, 1981. – С. 3-18.
11.Асеев В.Г. Возрастная психология. - Иркутск., 1989. -195 с.
12.Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1984. –104 с.
13.Асмолов А.Г. О предмете психологии личности// Вопр. Психол. 1983. №3. С.118-125
14.Асмолов А.Г. Психология личности. М.: Изд-во МГУ, 1990. –367с.
15.Асмолов А.Г., Братусь Б.С., Зейгарник Б.В., Петровский В.А., Субботский Е.В., Хараш А.У., Цветкова Л.С. О некоторых перспективах исследования смысловых образований личности// Вопр. Психол. 1979. №4. С.35-45.
16. Баженова О.В., Баз Л.Л., Копыл О.А. Готовность к материнству: выделение факторов, условий психологического риска для будущего развития ребенка. // Cинапс, 1993, № 4
17. Барабанщиков Б.А. Системная организация и развитие психики // Психологический журнал. 2003. №1 (Т.24).
18. Блох М.Е., Подобина О.Б. Психологическое сопровождение беременной женщины: обоснование программы // Психическое здоровье и социально-психологическая поддержка детей и подростков: Состояние и перспективы. - Кострома, 2002. - С. 159-160.
19.Будинайте Г.Л., Корнилова Т.В. Личностные ценности и личностные предпосылки субъекта // Вопр. психол. - 1993.- т.14. - № 5. – С. 99-105.
20.Браун, Дж. и Диксон, Г. "Антенатальная охрана плода", Москва, издательство "Медицина", 1988 г., стр. 288.
21.Брусиловский А.И. Жизнь до рождения. Знание, М., 1984, 190с.
22.Брутман В.И. и др. Раннее социальное сиротство. Учебно-методическое пособие. М., 1994
23.Брутман В.И. Психологические феномены, возникающие в связи с нежеланной беременностью. // Психология сегодня. Ежегодник Рос. психол. об-ва. т.2, вып. 4. М., 1996, с. 150-151
24.Брутман В.И., Варга А.Я., Радионова М.С. Особенности семейного воспитания и личностные характеристики женщин, бросающих своих детей. // Психология сегодня. Ежегодник Рос. психол. об-ва. т.2, вып. 4. М., 1996, с. 151-152
25.Бумм Эрнст, "Руководство к изучению акушерства", С.-Петербург, издание журнала "Практическая медицина", 1913 г. и 1910 г.(1-е издание), 680 стр.
26.Василюк Ф.Е. Типология переживания различных критических ситуаций// Психол.журн. 1995. Т.16 №5. С. 35-48.
27.Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. М.: Изд-во Моск. Уун-та, 1976. –143с.
28.ВыготскийЛ.С. Собрание сочинений: В 6 т. М.: Педагогика, 1982. Т5. –368с.
29. Гаврилюк В.В., Трикоз Н.А. Динамика ценностных ориентаций в период социальной трансформации // Социол. исслед. 2002. №1.
30.Годфруа Ж. Что такое психология: В2-х т. Т.2: Пер. с франц. –М.: Мир, 1992. –376 с.
31.Гудечек Я. Ценностная ориентация личности // Психология личности в социалистическом обществе: Активность и развитие личности. - М.: Наука. 1989. - С. 102-109.
32.Дик-Рид, Грантли "Роды без страха. Оригинальный подход к естественному рождению ребёнка", Санкт-Петербург, Москва, Харьков, Минск, издательство "Питер", 1997 год, глава "О некоторых недоразумениях", стр. 332-340.
33. Добряков И.В. Клинико-психологические методы определения типа психологического компонента гестационной доминанты// Сб. материалов конференции по перинатальной психологии. -СПб., 2001. -с.39-48.
34.Жаркин Н.А., Мирошников А.Е. Сладостные роды – мечта или реальность?// Нелекарственная терапия патологии репродуктивной системы человека. Материалы 3-й межобластной науч.-практ. Конференции.Т.53. Вып. 4. Волгоград.1997.с.25-27.
35. Каган В.Е., Левин А.Н. Семья – дитя – врач. – Таллин, 1990
36. Каплун И.Б. Психические состояния про нормальном и осложненном течение беременности: Автореф. дис. … канд. псих. Наук. СПБ., 1995.
37.Клочко В.Е. Становление многомерного мира человека как сущность онтогенеза // Сибирский психологический журнал. Томск, 1998. Вып. 8–9. С. 7–15.
38. Ланцбург М.Е. Психологическая помощь семье в период ожидания ребенка и первого года его жизни // Психотерапия и клиническая психология: методы, обучение, организация. Материалы Российской конференции «Психотерапия и клиническая психология в общемедицинской практике» 26-28 мая 1999 г. — СПб-Иваново: Ивановская государственная медицинская академия, Российская психотерапевтическая ассоциация, 2000. С. 312-320.
39.Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. - М.: Политиздат, 1975. - 304 с
40. Материнская потребностно-мотивационная сфера: структура и содержание. Материалы конф. по перинатальной психологии, СПб, 26-27 мая 1998
41.Мать, ребенок, семья: современные проблемы. Мат.Конф. «Мама – мой мир», СПб.,2000
42.Мещерякова С.Ю. Психологическая готовность к материнству //Вопросы психологии,2000,№5, с.18-27
43.Мишель Оден Возрожденные роды. / Пер. с франц. - М:.ЦРК "АКВА", 1994. - 136 стр.
44."Многотомное руководство по акушерству и гинекологии", Москва, издательство "Медгиз", 1963 г., в 10 тт., т. 2, стр. 131.
45.Нарциссов Р.П. О материнстве. - Препринт АН СССР Пущино, 1983.
46. Ольшанский В.Б. Личность и социальные ценности // Социология в СССР. - М.: Мысль.-1966.-т.1.
47. Отношение беременной к шевелению ребенка: прогностические возможности. Тезисы к III Всер. конф. по психотерапии, Москва, 1998.
48.Пестрикова Т.Ю. под ред. "Ведение беременности и родов высокого риска", Москва, издательство АО фирмы "Релакс", 1994 г., стр. 216.
49. Рыжков В.Д. Психопрофилактика и психотерапия функциональных расстройств нервной системы у беременных женщин//Мед.помощь, 1996,№ 3
50. Словарь практического психолога. Минск, 1997. С.645
51. Степаносова А.В. Варианты запроса на психологическую помощь у беременных женщин и женщин с новорожденными детьми в условиях стационара. Журнал "Перинатальная психология и психология родительства". 2004. №1.
52.Филиппова Г.Г. Психология материнства и ранний онтогенез. Учебное пособие.– М.:Жизнь и мысль, 2002.– 292с
53. Филиппова Г.Г.Развитие материнского поведения в онтогенезе. // Психология сегодня. Ежегодник Рос.психол.об-ва, т.2, вып.3,М.,1996, с.133
54.Филиппова Г.Г. Психологические особенности ранней беременности и их влияние на развитие репродуктивного поведения.// Социальная дезадаптация: нарушения поведения у детей и подростков. Мат.Росс.н-практ.конф., 26-28 нояб. 1996
55. Филиппова Г.Г. Материнство и основные аспекты его исследования в психологии // Вопросы психологии. 2001. № 2. С. 22-37.
56.Штеккель В. "Основы акушерства" в 2-х т, Москва-Ленинград, издательство биологической и медицинской литературы, 1935 г., т. 1.
57. «Хрестоматия по перинатальной психологии» под. ред. Васина А.Н.,М.2000.-С.385
58. Цветкова Н.А. Теория и технология психосоциальной работы с женщинами: Учебное пособие. – Псков: ПГПИ, 2005. - 396 с.
59.Шмуклер А.Б. Психозы беременности// Проблемы репродукции,1995, №2, с 19-22
60. Шмурак Ю.И. Пренатальная общность.// Человек, 1993, № 6
61.Яницкий М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000. – 204 с.