Введение:
Семейно-правовые аспекты договорного режима имущества супругов уже достаточно полно и широко освещены в юридической литературе, ряд диссертационных исследований посвящен теоретическим и практическим проблемам, возникающим при заключении брачного договора .
Несмотря на это, проблематика договорного режима имущества супругов, по мнению автора, нуждается в дальнейшем изучении, в поиске и разработке направлений совершенствования установленной законодателем договорной конструкции.
Прежде всего необходимо отметить, что институт брачного договора является новым для российского семейного законодательства и, по мнению большинства российских граждан, неприемлемым правовым средством.
Возникновение института брачного договора большинство исследователей считают абсолютно закономерным этапом развития правовых отношений в целом и договорных отношений в частности. Появление в российском праве нового института - института брачного договора - было предопределено рядом объективных причин. В качестве таких предпосылок ученые выделяют два фактора: юридическое закрепление на конституционном уровне института частной собственности и дальнейшее развитие договорных отношений, влекущее за собой "проникновение договорных отношений в различные сферы общества" .
В советское время о брачном договоре можно было говорить лишь при характеристике семейного права зарубежных стран. Причем отмечалось, что сама идея брачного договора как минимум чужда воззрениям советских людей, а как максимум является порочной в корне. С юридической точки зрения считалась неоправданной двойственность в правовом регулировании имущественных отношений супругов: они могут подчинить свои отношения закону либо заключить брачный договор .
По нашему мнению, основная цель брачного договора - это определение правового режима имущества супругов или лиц, вступающих в брак, включая возможность изменения законного режима имущественных взаимоотношений.
Глава 3:
Возможно заключение брачного договора, условия которого ставят одного из супругов в крайне неблагоприятное положение (п. 2 ст. 44 СК РФ), либо если в нем содержится одно из условий, на недопустимость которого указывает п. 3 ст. 42 СК РФ. Такой брачный договор является недействительным согласно ст. 168 ГК РФ полностью или в части, если можно предположить, что он может действовать и без включения недействительной его части. Брачный договор вряд ли может быть заключен с целью, противной основам правопорядка и нравственности, поскольку он имеет чисто "внутрисемейную" направленность и, полагаем, не может затрагивать интересы правопорядка и нравственности.
Брачный договор может быть заключен для вида, без цели создать соответствующие ему правовые последствия, например, во избежание обращения взыскания на долю одного из супругов в общем имуществе. Не исключено заключение брачного договора с целью прикрыть другую сделку, например, договор дарения, мены, хотя вероятность заключения брачного договора с таким пороком невелика. При заключении мнимого или притворного брачного договора он считается ничтожным.
Не исключены ситуации, когда в период совершения брачного договора один из супругов не понимал значения своих действий или не мог руководить ими или же был недееспособным. Правда, трудно представить ситуацию, когда один из супругов не знает о недееспособности другого. Это может быть, если лица, заключающие брак, знакомы непродолжительное время и одна сторона не знает, что другая признана недееспособной в установленном законом порядке. При совместном проживании скрыть психическое заболевание, могущее повлечь признание гражданина недееспособным, крайне сложно, ведь недееспособным суд признает только такого гражданина, который вследствие психического расстройства не может понимать значение своих действий или руководить ими (п. 1 ст. 29 ГК РФ). Однако душевнобольной человек в состоянии ремиссии может ничем не отличаться от здорового. Поэтому при отсутствии явных признаков психического расстройства недееспособность одной из сторон, заключающих брачный договор, должна лежать на совести другого лица.
Следует согласиться с мнением А.Е. Казанцевой, считающей, что нотариус не должен требовать документы, подтверждающие дееспособность гражданина. Чтобы обезопасить себя, он должен в этом убедиться не только в результате собственной беседы с супругами, но и прямо спросив их, не признан ли кто из них недееспособным. И если случится, что одна из сторон скрыла факт недееспособности другой, то в этом случае он совершает нарушение закона и должен сам нести последствия признания такого договора недействительным, возмещая, в частности, убытки, причиненные недееспособному супругу .
Следующим основанием недействительности брачного договора может быть порок воли. К сделкам, заключенным с пороками воли, относятся сделки, заключенные под влиянием заблуждения, обмана, угрозы, насилия, злонамеренного соглашения представителей одной стороны с другой стороной, сделки, заключенные при стечении тяжелых обстоятельств.
"Не исключается заключение брачного договора под влиянием обмана, когда, например, один из супругов (особенно лицо, вступающее в брак) скрывает какие-то обстоятельства о своем материальном положении, доходах, особенно о будущих поступлениях, склоняя другого супруга заключить брачный договор, предусмотрев раздельный режим имущества супругов" .
Заключение:
В данной выпускной квалификационной работе была сделана попытка рассмотрения и анализа института брачного договора.
Следует остановиться на основных положениях, проблемах, выводах и предложениях, затронутых в дипломном исследовании.
1. Брачный договор - это соглашение лиц, вступающих в брак, или соглашение супругов, определяющее имущественные права и обязанности супругов в браке и (или) в случае его расторжения (ст.40 СК РФ).
2. Анализ норм Гражданского и Семейного кодексов РФ позволяет сделать вывод, что брачный договор не является чем-то уникальным. Напротив, брачный договор - один из видов гражданско-правового договора.
3. Поскольку, как было показано, в семейном праве личные неимущественные отношения состоят в постоянном взаимодействии с отношениями имущественными, то норму ст. 2 СК РФ следовало бы выразить подобно Гражданскому кодексу в следующей редакции: "...регулирует личные неимущественные отношения и связанные с ними имущественные отношения...", далее по тексту.
Формулировку ст. 40 СК РФ изложить в следующей редакции: "...соглашение супругов, определяющее имущественные и непосредственно с ними связанные личные неимущественные права и обязанности...", далее по тексту.
Фраза "непосредственно связанные" позволит жестко связать между собой эти правоотношения.
4. Проблема отсутствия в перечне оснований приобретения права собственности, предусмотренных ст.218 ГК РФ, такого как изменение режима собственности при заключении брачного договора супругами.
Пробел статьи можно устранить, как добавив это основание, так и дополнив указанием, что кроме перечисленных оснований возможны и другие.