Введение
Актуальность. Для человека естественна потребность в обновлении информационных связей с обществом, что открывает весьма эффективный путь влияния журналистики на субъективность представителей аудитории СМИ: создание у них истинных или ложных картин и образов, а, в конечном счете, влияющих на поведение, стиль жизни людей. Отсюда появляется возможность скрытого манипулирования чувствами, ценностными ориентациями, мышлением человека, которая связана, в первую очередь, с прагматическим аспектом функционирования журналистики в качестве общественного института.
Акцентируем внимание лишь на самой актуальной сегодня для практической деятельности средств массовой информации проблеме – формировании имиджа журналиста.
В связи с этим отметим, что аудитория СМИ в современных условиях все чаще склонна персонифицировать коммуникаторов всех типов: публичных политиков, журналистов, известных всем людей («поп-звезда», «спортсмен», «герой») и т.д. Точно так же можно вести речь о своеобразной «персонификации» (но по другим основаниям) безличных коммуникаторов – в целом периодических изданий, телепрограмм или телевизионных каналов.
Имидж – мультидисциплинарное понятие, которое разрабатывается в практической психологии, социологии, политологии, педагогике, акмеологии, физиогномике, маркетинге.
ГЛАВА 2. Особенности формирования имиджа журналиста
2.1. Особенности профессии «журналист»
Журналистика является профессиональной сферой деятельности. Профессия (лат. professio – «официально указанное занятие, специальность») – это возникший в условиях разделения труда профиль трудовой деятельности, требующий владения комплексом общих и специальных знаний, умений и навыков, опытом. В профессии выделяются специальности и специализации. Причем, по мере расширения спектра массово-информационной деятельности количество специальностей и специализаций растет. Вместе с тем «как бы далеко ни отстояли одна от другой специфические области труда репортера и ответственного секретаря, комментатора и режиссера, заведующего отделом писем и собственного корреспондента, сохраняется и, более того, становится все более значимой совокупность общепрофессиональных свойств, которые в особых проявлениях и своеобразных взаимодействиях составляют основу «структуры» личности каждого журналиста-профессионала» .
Однако выявление профессиональных качеств журналиста представляет определенные сложности. Они связаны, во-первых, с изменением понимания профессионализма в современной бизнес-среде; во-вторых, с возникновением большого количесва новых специальностей в сфере журналистики (креатор, спичрайтер, коперайтер, мифодизайнер и другие).
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИCТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Акмеология / Под ред. Деркача А.А. - М.: Изд-во РАГС, 2002. - 650 с.
2. Ананьев Б.Г. Структура развития психофизиологических функций взрослого человека // Хрестоматия по возрастной психологии. - М.: ИПП, 1996.
3. Андреева Ю.В. Взаимосвязь профессиональных и личностных качеств имиджа руководителя: Автореф. дисс. канд. психол. наук: 10.00.01 / Казанский гос. университет. – Казань, 2002. – 24с.
4. Анисимов О.С. Педагогическая акмеология: Общая и управленческая. - М.: УП Технопринт, 2002. - 788 с.
5. Багиров Э.Г. Основы телевизионной журналистики. М., 2007.
6. Балакирева Л.А., Даниличева Н.А. Психология профессионального успеха. Учебное пособие. - СПб.: ЛСП, 1998. - 144 с.
7. Богданов Е.Н., Зазыкин В.Г. Психологические основы "Паблик рилейшнз": Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии/ В.Г. Зазыкин.- 2-е издание. - СПб.: Питер, 2003.
8. Бодалев А.А. Вершина в развитии взрослого человека. - М.: Флинта, Наука, 1998.
9. Велтруска Г. Авторитет руководителя (социально-психологический анализ): Автореф. канд. психол. наук: 19.00.05 /АОН. – М., 2001. – 20с.
10. Головаха Е.И., Кроник А.А. Психологическое время личности. - Киев, 1984.
11. Гуревич П.С. Приключения имиджа. - М., 2009.
12. Деркач А.А. Акмеологические основы развития профессионала. - М.; Воронеж, 2004.
13. Деркач А.А. Методолого-прикладные основы акмеологических исследований: Монография. - М., 1999.
14. Деркач А.А., Кузьмина Н.В. Акмеология - наука о путях достижения вершин профессионализма. - М., 1993.
15. Зазыкин В.Г. Психология в рекламе – М.: ДатаСтром, 1992.
16. Имиджеология. Как нравиться людям. Учебное пособие/Под ред. В.М. Шепеля. - М.: Народное образование, 2002.
17. Калмыков А.А Что такое профессиональный журналист и как его готовить/ /Научно-культурологический журнал, № 10, 2005.
18. Кузьмина Н.В., Зимичев А.П. Проблемы акмеологических наук. - СПб., 1990.
19. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. - М.: Педагогика, 1983.
20. Леонтьева В.М. Объяснение в любви. Записки диктора. М., 2006.
21. Логинова Н.А. Жизненный путь человека как проблема психологии. // Вопросы психологии. - 1985. - № 1. - С. 103-109.
22. Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь. – М., 2003.
23. Панасюк А.Ю. Формирование имиджа: Стратегия, психотехники, психотехнологии. - М.: Омега-Л, 2007.
24. Перелыгина Е.Б. Психология имиджа. – М., 2002.
25. Петрова Е.А. Психология имиджа. Учебно-методические материалы. – М.: РИЦ АИМ, 2006.
26. Постмодернизм. Энциклопедия. – Мн.: Интерпрессервис; Книжный Дом. – 2001. – 1040с.
27. Почепцов Г.Г. Имидж и выборы. Имидж политика, партии, президента. – Киев: Изд-во АДЕФ-Украина, 2007. – 140с.
28. Почепцов Г.Г. Имиджелогия. – М.: Рефл-бук, К.: Ваклер. – 2000. – 768с.
29. Почепцов Г.Г. Профессия: имиджмейкер. – Киев: СПб.: Алетейя, 2001. – 256с.
30. Прайс М. Телевидение, телекоммуникации и переходный период: право, общество и национальная идентичность. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2000. – 336с.
31. Пресса в обществе (1959-2000). Оценки журналистов и социологов. Документы / Авторы и исполнители проекта А.И. Волков, М.Г. Пугачева, С.Ф. Ярмолюк. Изд-во Московской школы политических исследований. – 2000. – 616с.
32. Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики: Учебное пособие. – М.: Изд. РИП-холдинг, 2000.
33. Пугачев В.П. Средства массовой коммуникации в современном политическом процессе // Вестник Московского университета. Серия 12. Политические науки. – 2005. – № 5. – С.3-16.
34. Селезнева Е.В. Развитие акмеологической культуры личности. - М., 1999.
35. Сосновская А.М. Журналист: личность и профессионал (психология идентичности). СПб.: Роза мира, 2005.
36. Шаболовка, 33. Страницы истории телевидения. М., 2008.
37. Шепель В. Таинство обояния: [Имидж] // Работница. – 2005. – № 4. – С.28-29.
38. Шепель В.М. Имиджелогия: секреты личного обаяния. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 2007. – 382с.
39. Шепель В.М. Настольная книга бизнесмена и менеджера (управленческая гуманитарология). – М.: Финансы и статистика, 2002. – 240с.
40. Шепель В.М. Управленческая психология. – М.: Экономика, 2004. – 248с.
41. Шепель В.М. Управленческая этика. – Экономика, 2009. – 287с