Введение:
Актуальность исследования. Российский рынок маркетинговых исследований достаточно молод: первые компании, которые к настоящему времени могут заслуженно считать себя ветеранами, появились на рубеже 1980–1990 годов. Для рынка маркетинговых исследований характерен путь развития из рынка социологических исследований в более развитую и технологичную всеобъемлющую форму. Связано это в первую очередь с изначальными условиями существования бизнеса в России, а точнее в СССР, когда маркетинг был невнятным понятием, а сам бизнес был только в кооперативной форме
Сфера маркетинговых исследований постоянно расширяется и охватывает следующие направления:
- изучение емкости рынка, распределение его долей между конкурирующими фирмами;
- уровень доходов населения;
- поведение и мотивации потребителей;
- изучение политики цен и ценообразования;
- анализ деловой активности.
В поле зрения маркетинговых исследований входят также основные тенденции социально-экономического развития, изучение товаров конкурентов, изучение рекламы и ее эффективности и др. В настоящее время называют до 100 возможных направлений маркетинговых исследований.
Маркетинговые исследования - это ещё и процесс, обеспечивающий связь организации с потребителями и общественностью, непосредственно через информацию, которая используется для выявления маркетинговых возможностей и проблем; генерирования, корректировки и оценки маркетинговых мероприятий; мониторинга маркетинговой деятельности; улучшения понимания маркетинга как процесса.
Глава 3:
Предпринятый анализ российского рынка маркетинговых исследовательских услуг с точки зрения концепции конкурентных сил М.Портера позволяет сделать вывод о том, что наиболее влиятельной силой на нем являются экономические условия деятельности как компании, так и ее заказчиков.
Влиятельной силой выступают представители руководства клиентов-заказчиков.
Менее значительными представляются угрозы со стороны потенциальных новых игроков, а наименее сильными - угрозы услуг-заменителей. Следовательно, наличие большой базы постоянных клиентов является основным конкурентным преимуществом исследовательской компани. Деятельность по достижению этого конкурентного преимущества имеет два направления: привлечение новых и удержание уже имеющихся клиентов.
В данный момент основная задача компании – рационально распорядиться имеющимся потенциалом рынка и компании для укрепления своего конкурентного положения, что требует разработки и внедрения формализованной рыночной стратегии развития компании.
Основные стратегические направления развития компании:
- внедрение корпоративной информационной системы (ERP-системы). Оно обеспечит получение ключевой информации о состоянии бизнеса в любое время, повышение прибыльности бизнеса, снижение затрат;
- внедрение стратегии, ориентированной на отношения с контрагентами.
К числу важнейших отличительных черт в исследуемой компании можно отнести:
1. Высокий профессионализм на всех стадиях выполнения проектов, большой опыт их реализации.
2. Умение выстраивать долгосрочные и надёжные отношения с ключевыми клиентами.
3. Высокая степень ответственности и независимости работников. Существует возможность проявления инициативы.
4. Способность менеджмента эффективно организовывать проектную работу.
Заключение:
Таким образом, мы выяснили следующее. Независимый исследовательский центр Ромир был создан на рубеже 80-90х годов и стал одним из первых в России институтов, специализирующихся на социально-политических и маркетинговых исследованиях. В настоящий момент исследовательская группа Ромир объединяет две компании: Ромир и «Ромир Консалтинг & PR». Ромир представляет Россию в международной ассоциации Gallup International, является членом таких международных организаций, как ESOMAR, WAPOR, ISA, Research in Europe and Asia.
Помимо социологических панельных исследований, компания оказывает услуги по следующим направлениям:
1. Изучение предпочтений и поведения потребителей товаров и услуг: осведомленность о марках, удовлетворенность ассортиментом, лояльность к марке; частота и объем покупки; сегментация рынка.
2. Исследование продукта: клиник-тест, тестирование концепции, названия, упаковки продукта, позиционирование марки, исследование марок конкурентов.
3. Исследование цены продукта (PSM, BPTO)и определение ценовой политики.
4. Разработка комплекса мероприятий для продвижения продукта/марки на рынок.
5. Имитация покупки.
6. Тестирование рекламной продукции (ТВ-роликов, наружной и печатной рекламы, радиорекламы) или концепции в виде раскадровки.
7. Исследование эффективности рекламы до, во время и после проведения рекламной кампании.
8. Отслеживание рекламы конкурентов.
Полученная информация предоставляется заказчику в виде транскриптов, кратких и полных аналитических отчетов, презентаций как на русском, так и на иностранных языках.
Можно констатировать, что специалисты компании практически завершили освоение западного опыта. Любые новые методы появляются в России практически одновременно с Западом. Стандарты представления результатов исследования (отчеты, проведение презентаций) аналогичны западным. Можно констатировать, что в России уже вполне сформировался цивилизованный рынок заказных маркетинговых исследований.
Клиент-ориентированная стратегия бизнеса или стратегия CRM позволяет максимально эффективно осуществлять управление отношениями с клиентами компании (посредством досконального изучения предпочтений потребителей и создания максимально персонализированных товаров), позволяя поддерживать индивидуальные долгосрочные отношения с каждым клиентом, даже при наличии у компании очень большой клиентской базы.
Кроме того, данная стратегия, в совокупности с использованием соответствующего программного обеспечения, позволяет компании иметь высокую степень адаптивности к происходящим на рынке изменениям и создает ей весьма благоприятные условия для осуществления инноваций в области разработки новых продуктов, эффективного распределения и использования ресурсов и управления собственными бизнес-процессами. Как представляется, изложенное выше позволяет утверждать, что клиент-ориентированная стратегия бизнеса является наиболее эффективной для консалтинговых компаний, работающих на российском рынке.