Введение
Особенности развития мышления у людей с нарушениями зрения относятся к предметной области такой отрасли психологической науки, как тифлопсихология.
Тифлопсихология изучает закономерности и особенности развития лиц с нарушением зрения, формирование компенсаторных процессов, обеспечивающих возмещение недостатков информации, связанных с нарушением деятельности зрительного анализатора, влиянием этого дефекта на психическое развитие, а также возрастной аспект развития детей с нарушением зрения.
Начиная настоящую работу, отметим, что до сих пор в мировой тифлопсихологической литературе существуют две позиции относительно того, близка ли психология слепого к особенностям психики нормально видящего или она своеобразна.
2. Развитие мышления в онтогенезе в норме
В формировании и развитии мышления условно можно выделить несколько этапов. Границы и содержание этих этапов неодинаковы у разных авторов. Это связано с позицией автора по данной проблеме. В настоящее время существует несколько наиболее известных классификаций этапов развития мышления человека. Все эти подходы имеют определенные отличия друг от друга. Однако среди общепризнанных концепций и учений можно найти и общее .
Так, в большинстве существующих в настоящее время подходов к периодизации этапов развития мышления принято считать, что начальный этап развития мышления человека связан с обобщениями. При этом первые обобщения ребенка неотделимы от практической деятельности, что находит свое выражение в одних и тех же действиях, которые он выполняет со сходными между собой предметами. Эта тенденция начинает проявляться уже в конце первого года жизни. Проявление мышления у ребенка является жизненно необходимой тенденцией, поскольку имеет практическую направленность. Оперируя предметами на основе знания отдельных их свойств, ребенок уже в начале второго года жизни может решать определенные практические задачи. Так, ребенок в возрасте одного года и одного месяца, для того чтобы достать орехи со стола, может подставить к нему скамейку. Или другой пример — мальчик в возрасте одного года и трех месяцев, для того чтобы передвинуть тяжелый ящик с вещами, сначала вынул половину вещей, а потом выполнил необходимую операцию. Во всех этих примерах ребенок опирался на опыт, полученный им ранее. Причем этот опыт не всегда является личным. Очень многое ребенок узнает, когда наблюдает за взрослыми.
Литература
1. Бюрклен К. Психология слепых. – М.: Учпедгиз, 1934
2. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. М.: Просвещение, 1995.
3. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. Т. 1: Пер. с франц.-М.: Мир 1992.
4. Детская практическая психология: Учебник / Под ред. проф. Т.Д. Марцинковской. - М.: Гардарики, 2000.
5. Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих: учеб. пособие / А.Г. Литвак ; Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. - СПб. : Изд-во РГПУ, 1998.
6. Маклаков А. Г.Общая психология. — СПб.: Питер, 2001.
7. Обухова Л. Ф., Детская (возрастная) психология. Учебник. М., Российское педагогическое агентство. 1996
8. Общая психология, словарь / Под общей ред. Петровского А. В., редактор-составитель Карпенко Л. А. – М.: Пер-СЭ, 2005.
9. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии – СПб.: Питер, 2002.
10. Специальная психология: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.И. Лубовский, Т.В. Розанова, Л.И. Солнцева и др.; под ред. В.И. Лубовского. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.
11. Тамберг Ю.Г. Развитие интеллекта ребёнка – М.: У-фактория, 2004
12. Тамберг Ю.Г. Развитие творческого мышления у детей – М.: У-фактория, 2004