Введение
Одной из наиболее актуальных проблем обучения и воспитания слепых детей была и остается проблема ориентировки в пространстве. Решать эту проблему надо в период школьного обучения. Социальная адаптация без знаний и умений по пространственной ориентировке ничего не значит.
Ориентировка в пространстве - одна из актуальных и трудных проблем, входящих в сферу социальной адаптации школьников с нарушением зрения. Успешность интеграции человека с нарушением зрения во многом зависит от его способности самостоятельно ориентироваться в быту, на улице, в общественном транспорте, в умении общаться с окружающими его людьми.
Между тем, недостатки в развитии пространственной ориентировки, имеющиеся у детей о нарушением зрения, ограничивают в дальнейшем их самостоятельность и активность во всех сферах деятельности. Неумение ориентироваться в пространстве ведет к постоянной зависимости от зрячих людей, лишает возможности детей с глубоким нарушением зрения продолжать обучение, общаться с друзьями и с внешним миром вообще. Таким образом, не имея навыков ориентироваться в пространстве нарушается нормальная полноценная связь между слепыми и окружающей средой. Последнее может выразиться в своеобразии проявления эмоциональных адаптационно-поведенческих реакций, коммуникативных отношений, познавательной и двигательной деятельности. Неудовлетворенная потребность в познании отрицательно влияет на психическое и физическое состояние таких детей. Они часто теряют интерес к учебе, самосовершенствованию, становятся безучастными к окружающим событиям, проявляют двигательную пассивность. Пространственная ориентировка слепых - проблема и психологическая, и педагогическая.
Некоторые аспекты программ по развитию умений ориентирования в окружающем пространстве слепых детей
Многочисленные исследования (Л.И.Солнцева, Е.Б.Островская, В.А.Кручинин, Л.И.Плаксина, В.С.Сверлов, Л.А.Семенов, Н.Г.Хопренинова и др.) показали, что дети с нарушениями зрения (особенно с глубокими) спонтанно, самостоятельно не могут овладевать навыками пространственного ориентирования, а нуждаются в систематическом целенаправленном обучении.
Отрадно отметить, что сегодняшний базисный план специальной общеобразовательной школы включает коррекционный курс пространственной ориентировки с 1-го по 12 классы.
Данная программа была создана Венедиктовой М.В., с использованием материала, накопленного Санкт-Петербургской, Московской, Нижегородской кафедрами, института социальной реабилитации в Волоколамске, научные публикации по этой проблеме.
Цель программы - формирование навыков, позволяющих слепым свободно ориентироваться и самостоятельно передвигаться в любой обстановке. Программа построена по концентрическому принципу, предполагающему увеличение объема и усложнение содержания материала в каждом классе с учетом индивидуальных особенностей детей. Программа включает содержание теоретических сведений и практических знаний. В соответствии с выделенными задачами программа включает в себя следующие разделы:
Список литературы
1. Дети с отклонениями в развитии. Методич. пособие. (Автор-составитель Н.Д.Шматко) – М.: «Аквариум», 2001. С. 98-99.
2. Ермаков, В. П., Якунин, Г. А. Основы тифлопедагогики. М.,Владос,2002.
3. Жихарев А.М. Воспитательная работа в школе-интернате для слепых детей: Кн. для воспитателя. (Из опыта работы). – М.: Просвещение, 1984. С. 18-19.
4. Перепелкина, Н.О. Формирование пространственного образа у детей дошкольного возраста . XXI век. – М., №2, 2008. - №4. - С.186-189.
5. Прейслер Г. Несколько замечаний о развитии слепых детей. Санкт-Петербург: «САТЕЛЛ», 1995. С. 9.
6. Силкин Л.Н. Психологическая диагностика личности и психотерапия инвалидов по зрению – М: ВОС, 1984.