Введение:
Несмотря на малую длительность, урок сложный и ответственный этап учебного процесса – от качества отдельных занятий в конечном итоге зависит общее качество учебной подготовки. Поэтому основные усилия теоретиков и практиков во всем мире направляются на создание и внедрение таких технологий урока, которые позволяют эффективно и в краткие сроки решать задачи обучения данного состава учащихся.
По каким же общим признакам группировать учебные занятия, если на каждом из них ставятся свои цели и задачи, изучается неодинаковый материал, применяются разнообразные технологии и методики! Проблема эта очень сложная и вследствие чего существуют различные подходы к классификации уроков.
Дать хороший качественный урок дело непростое даже для опытного педагога.
.......
Глава 2:
Для того чтобы выявить общее в огромном многообразие уроков, их необходимо классифицировать.
В зависимости от того, какие признаки уроков берутся за основу, выделяются различные типы учебных занятий.
Одна из первых наиболее обоснованных классификаций уроков принадлежит советскому дидакту И. Н. Казанцеву, предложившему группировать уроки по двум критериям:
1. содержанию;
2. способу проведению.
По логическому содержанию работы и характеру познавательной деятельности различают следующие типы уроков:
1. вводный
2. урок первичного ознакомления с материалом
3. усвоение новых знаний
4. применения полученных знаний на практике
5. урок навыков
6. закрепление, повторение и обобщение
7. контрольный
8. смешанный
Наибольшую поддержку среди теоретиков и практиков получила классификация уроков по двум существенным признакам – дидактическим целям и месту уроков в общей системе:
1. комбинированный или смешанный
2. уроки ознакомления учащихся с новым материалом
3. уроки закрепления знаний
4. имеющие основной целью обобщение и систематизацию изученного
5. имеющие основной целью выработку и закрепление умений и навыков
6. имеющие основной целью проверку знаний
В рамках перечисленных типов выделяются еще и подтипы.
Уточненный перечень главных типов уроков следующий:
1. комбинированный
2. уроки изучения новых знаний
3. уроки формирования новых умений
4. уроки обобщения и систематизации изученного
5. уроки контроля и коррекции знаний, умений
6. уроки практического применения знаний, умений
Понятие структуры урока, под которым подразумевается его внутреннее строение, последовательность отдельных этапов.
Урок сегодня зачастую рассматривается не только с точки зрения формального сочетания и последовательность его этапов, сколько с позиции постановки и достижения целей, эффективности познавательной деятельности. Педагог сегодня свободен в выборе структуры урока. Важным современным положением является то, что целесообразность тех или иных типов и структур урока предлагается оценивать по эффективности всего учебно-воспитательного процесса.
От Коменского и Гербарта берет начало классическая четырехзвенная структура урока, опирающаяся на формальные ступени обучения:
.........
Заключение:
Ключевым компонентном обучения является урок с использованием новейших достижений науки, передовой педагогической практики, а также обеспечением надлежащих условий для продуктивной познавательной деятельности.
Урок зачастую рассматривается не только с точки зрения формального сочетания и последовательности его этапов, а также с позиции постановки и достижения целей, эффективности познавательной деятельности.
Формула эффективности урока включает две составные части: тщательность подготовки и мастерство проведения.
.....