Введение:
Проблема межпредметных связей приобрела принципиально важное социально-педагогическое значение в свете задач всестороннего развития личности учащихся на базе общего среднего образования.
Актуальность данной проблемы обусловлена изменениями в сфере науки и производства, которые вызывают необходимость изменений обучения подрастающего поколения.
Современная наука и производство развиваются по линии одновременной специализации и интеграции. Наиболее существенные научные открытия и технические достижения рождаются в области смежных областей, когда идеи и методы различных наук применяются для решения комплексных задач науки и практики.
Для решения важнейших проблем современности необходимы совместные усилия специалистов разного профиля, и умения каждого специалиста видеть и решать свои вопросы с позиции общих задач.
Возникает потребность в специалистах широкого профиля, способных мобильно использовать знания из разных научных областей в деятельности, связанной с профессией.
В формировании таких специалистов первостепенное значение имеет развитие системного мышления, умения видеть объект в единстве его многосторонних связей и отношений.
Реализация межпредметных связей дает возможность экономнее во времени определить структуру учебного плана, программ, учебников, что способствует рационализации учебного процесса в целом.
Все отрасли современной науки тесно связаны между собой, поэтому и школьные учебные предметы не могут быть изолированы друг от друга.
Межпредметные связи являются дидактическим условием и средством глубокого и всестороннего усвоения основ наук в школе. Кроме того, они способствуют повышению научного уровня знаний учащихся, развитию логического мышления и их творческих способностей.
Глава 2:
Интегрированным уроком называют любой урок со своей структурой, если для его проведения привлекаются знания, умения и результаты анализа изучаемого материала методами других наук, других учебных предметов.[12; c.55]
Наиболее общая классификация интегрированных уроков по способу их организации входит составной частью в иерархию ступеней интеграции, которая, в свою очередь, имеет следующий вид:
1. Конструирование и проведение урока двумя и более учителями
разных дисциплин.
2. Конструирование и проведение интегрированного урока одним
учителем, имеющим базовую подготовку по соответствующим
дисциплинам.
3. Создание на этой основе интегрированных тем, разделов и,
наконец, курсов.
Интегрированным можно считать урок, решающий конкретные и перспективные задачи курса интегрированного, то есть представляющего собой новое сложное единство, лежащее в качественно иной плоскости, чем те два или три предмета, на основе которых он спланирован.[12; c.56]
Самыми распространенными являются уроки второго и третьего уровней интеграции. Под вторым уровнем понимается объединение понятийно-информационной сферы учебных предметов. Она может проводиться в целях наилучшего запоминания каких-либо фактов и сведений, сопутствующего повторения, введения в урок дополни¬тельного материала и т. п.
Третий уровень связан с задачами сравнительно-обобщающего изучения материала и выражается в умении школьников сопоставлять и противопоставлять явления и объекты. Здесь необходимо соблюдать основные условия: если урок ведет один учитель, то должен быть парный ему урок второго учителя-предметника, где анализируются те же факты и проблемы.
Наиболее глубоким является четвертый уровень интеграции, проявляющийся в деятельности учащихся, когда школьники сами начинают сопоставлять факты, суждения об одних и тех же явлениях событиях, устанавливать связи и закономерности между ними применяют совместно выработанные учебные умения.
Процесс подготовки и проведения интегри¬рованного урока имеет свою специфику.
А. И. Пайгусов выделяет следующие этапы такого урока [25; c.52-54]:
1. Подготовительный.
2. Исполнительский.
3. Рефлексивный.
Первый этап работы подготовитель¬ный. Он включает в себя следующие элементы: планирование, организация творческой группы, конструирование содержания урока, репетиции. Рассмотрим каждый элемент подробно.
Заключение:
Теория межпредметных связей составляет существенное звено теории содержания общего среднего образования и теории современного обучения.
Потребность в синтезе научных знаний обусловлена все увеличивающимся количеством комплексных проблем, стоящих перед человечеством: проблем, решение которых возможно лишь с привлечением знаний из различных отраслей науки.
Ставится вопрос о формировании нового, интегративного способа мышления, характерного и необходимого для современного человека. Такой подход в обучении способствует выработке системы знаний, развивает способность к их переносу.
Интегрированные уроки, на которых от учащихся требуется проявление своих знаний по нескольким предметам в комплексе, являются реализацией межпредметных связей в обучении.
Интегрированные уроки способствуют повышению научности и доступности обучения, значительному усилению познавательной деятельности учащихся, улучшению качества их знаний.
Затронутая в работе проблема позволяет сделать шаг вперед, как к процессу обучения информатике, так и к научно-техническому прогрессу в целом.
Данная выпускная квалификационная работа состоит из двух глав.
В первой главе рассматриваются взгляды некоторых педагогов на проблему связей между различными предметами в процессе обучения в целом и информатике в частности. Также раскрывается их сущность и психолого-педагогический аспект.
Вторая глава содержит информацию об интегрированном уроке как средстве реализации межпредметных связей. Здесь рассматривается технология организации и проведения интегрированного урока. Приводятся примеры таких уроков в процессе обучения информатике.