Дипломная по теме: Осуществление межпредметных связей в процессе обучения информатике посредством интегрированных уроков

Название работы: Осуществление межпредметных связей в процессе обучения информатике посредством интегрированных уроков

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Педагогика

Страниц:

70 стр.

Год сдачи:

2005 г.

Содержание:

Введение 3

Глава I. Осуществление межпредметных связей как педагогическая проблема 6

1.1. Развитие проблемы в педагогической теории и практике 6

1.2. Сущность межпредметных связей 11

1.3. Психолого-педагогические основы осуществления межпредметных связей 17

1.4. Межпредметные связи в процессе обучения информатике. 23

Глава II. Осуществление межпредметных связей в процессе обучения информатике посредством интегрированных уроков 27

2.1. Реализация интегративной модели обучения 27

2.2. Технология организации и проведения интегрированного урока 36

2.3. Интегрированный урок в процессе обучения информатике 43

Заключение 48

Библиографический список 50

Приложение

Выдержка:

Введение:

Проблема межпредметных связей приобрела принципиально важное социально-педагогическое значение в свете задач всестороннего развития личности учащихся на базе общего среднего образования.

Актуальность данной проблемы обусловлена изменениями в сфере науки и производства, которые вызывают необходимость изменений обучения подрастающего поколения.

Современная наука и производство развиваются по линии одновременной специализации и интеграции. Наиболее существенные научные открытия и технические достижения рождаются в области смежных областей, когда идеи и методы различных наук применяются для решения комплексных задач науки и практики.

Для решения важнейших проблем современности необходимы совместные усилия специалистов разного профиля, и умения каждого специалиста видеть и решать свои вопросы с позиции общих задач.

Возникает потребность в специалистах широкого профиля, способных мобильно использовать знания из разных научных областей в деятельности, связанной с профессией.

В формировании таких специалистов первостепенное значение имеет развитие системного мышления, умения видеть объект в единстве его многосторонних связей и отношений.

Реализация межпредметных связей дает возможность экономнее во времени определить структуру учебного плана, программ, учебников, что способствует рационализации учебного процесса в целом.

Все отрасли современной науки тесно связаны между собой, поэтому и школьные учебные предметы не могут быть изолированы друг от друга.

Межпредметные связи являются дидактическим условием и средством глубокого и всестороннего усвоения основ наук в школе. Кроме того, они способствуют повышению научного уровня знаний учащихся, развитию логического мышления и их творческих способностей.

Глава 2:

Интегрированным уроком называют любой урок со своей структурой, если для его проведения привлекаются знания, умения и результаты анализа изучаемого материала методами других наук, других учебных предметов.[12; c.55]

Наиболее общая классификация интегрированных уроков по способу их организации входит составной частью в иерархию ступеней интеграции, которая, в свою очередь, имеет следующий вид:

1. Конструирование и проведение урока двумя и более учителями

разных дисциплин.

2. Конструирование и проведение интегрированного урока одним

учителем, имеющим базовую подготовку по соответствующим

дисциплинам.

3. Создание на этой основе интегрированных тем, разделов и,

наконец, курсов.

Интегрированным можно считать урок, решающий конкретные и перспективные задачи курса интегрированного, то есть представляющего собой новое сложное единство, лежащее в качественно иной плоскости, чем те два или три предмета, на основе которых он спланирован.[12; c.56]

Самыми распространенными являются уроки второго и третьего уровней интеграции. Под вторым уровнем понимается объединение понятийно-информационной сферы учебных предметов. Она может проводиться в целях наилучшего запоминания каких-либо фактов и сведений, сопутствующего повторения, введения в урок дополни¬тельного материала и т. п.

Третий уровень связан с задачами сравнительно-обобщающего изучения материала и выражается в умении школьников сопоставлять и противопоставлять явления и объекты. Здесь необходимо соблюдать основные условия: если урок ведет один учитель, то должен быть парный ему урок второго учителя-предметника, где анализируются те же факты и проблемы.

Наиболее глубоким является четвертый уровень интеграции, проявляющийся в деятельности учащихся, когда школьники сами начинают сопоставлять факты, суждения об одних и тех же явлениях событиях, устанавливать связи и закономерности между ними применяют совместно выработанные учебные умения.

Процесс подготовки и проведения интегри¬рованного урока имеет свою специфику.

А. И. Пайгусов выделяет следующие этапы такого урока [25; c.52-54]:

1. Подготовительный.

2. Исполнительский.

3. Рефлексивный.

Первый этап работы подготовитель¬ный. Он включает в себя следующие элементы: планирование, организация творческой группы, конструирование содержания урока, репетиции. Рассмотрим каждый элемент подробно.

Заключение:

Теория межпредметных связей составляет существенное звено теории содержания общего среднего образования и теории современного обучения.

Потребность в синтезе научных знаний обусловлена все увеличивающимся количеством комплексных проблем, стоящих перед человечеством: проблем, решение которых возможно лишь с привлечением знаний из различных отраслей науки.

Ставится вопрос о формировании нового, интегративного способа мышления, характерного и необходимого для современного человека. Такой подход в обучении способствует выработке системы знаний, развивает способность к их переносу.

Интегрированные уроки, на которых от учащихся требуется проявление своих знаний по нескольким предметам в комплексе, являются реализацией межпредметных связей в обучении.

Интегрированные уроки способствуют повышению научности и доступности обучения, значительному усилению познавательной деятельности учащихся, улучшению качества их знаний.

Затронутая в работе проблема позволяет сделать шаг вперед, как к процессу обучения информатике, так и к научно-техническому прогрессу в целом.

Данная выпускная квалификационная работа состоит из двух глав.

В первой главе рассматриваются взгляды некоторых педагогов на проблему связей между различными предметами в процессе обучения в целом и информатике в частности. Также раскрывается их сущность и психолого-педагогический аспект.

Вторая глава содержит информацию об интегрированном уроке как средстве реализации межпредметных связей. Здесь рассматривается технология организации и проведения интегрированного урока. Приводятся примеры таких уроков в процессе обучения информатике.

Похожие работы на данную тему