Введение
Общение людей с помощью языка и речи состоит в «обмене» мыслями, чувствами, переживаниями, настроениями.
Термины и понятия «язык» и «речь» тесно связаны и взаимодействуют с такими терминами и понятиями как «речевая деятельность», «текст», «содержание текста». Поэтому желательно брать язык и речь не только в соотношении друг с другом, но и в соотношении с речевой деятельностью.
Язык - знаковый механизм общения; совокупность и система знаковых единиц общения в отвлечении от многообразия конкретных высказываний отдельных людей;
Речь - последовательность знаков языка, организованная по его законам и в соответствии с потребностями выражаемой информации;
Видимо, из различения и определения этих терминов и понятий следует, что можно и нужно говорить не только о культуре речи, но и о культуре языка. Это будут очень разные «культуры».
Культура языка ни что иное как степень развития и богатства его лексики и синтаксиса, отточенностью его семантики, многообразием и гибкостью его интонации и т.д. Культура речи - это, как было сказано ранее, совокупность и система ее коммуникативных качеств. Совершенство каждого из них будет находиться в зависимости от разных условий, в число которых войдут и культура языка, и незатрудненность речевой деятельности, и смысловые задания и возможности текста.
2. Единство и различие речи и языка
В современном языкознании, по вопросу о соотношении понятий “язык” и “речь” выявились разные точки зрения.
В настоящее время наиболее популярным является взгляд, согласно которому язык и речь представляют собой разные аспекты лингвистической реальности. Такому пониманию отношения между языком и речью во многом способствовала книга Ф. Соссюра «Курс общей лингвистики».
Ф. Соссюра утверждал, что «язык, обособленный от речи, составляет предмет, доступный обособленному же изучению» . Язык и речь по Соссюру - разные предметы разных наук. «Изучение языковой деятельности распадается на две части: одна из них имеет предметом язык... другая... индивидуальную речевую деятельность, т. е. речь» .
Предложив рассматривать язык и речь в качестве разных явлений, представляющих собой предметы разных наук, Соссюр вынужден был пойти по линии поисков таких особенностей, которые имеются в языке и отсутствуют в речи.
Список литературы
1. Ганеев Б.Т. Противоречия в языке и речи. - Уфа: Издательский цех БГПУ, 2004. - 470 с.
2. Леонтьев А.А. Что такое язык. М.: Педагогика - 1976. – 456 с.
3. Ломтев Т. П. Общее и русское языкознание. - М., 1976. – 187 с.
4. Оганесян С.С. Культура речевого общения // Русский язык в школе. – 2008. - № 5. – С. 14 – 18
5. Скворцов Л.И. Язык, общение и культура // Русский язык в школе. – 2004. - № 1. – С. 34 – 37
6. Ф. де Соссюр. Курс общей лингвистики. - М., 1933. – 159 с.