Введение:
Грамотная речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми. Именно поэтому так важно заботится о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых речевых норм.
В дошкольном периоде жизни ребенка важно обратить внимание на правильность формирования грамматического строя речи, который понимается как правильность построения значимых отрезков в речи, а именно слов, высказываний и текстов. Развитие грамматического строя речи в ходе нормально протекающего онтогенеза раскрыто в трудах А.Н. Гвоздева, С.Н. Цейтлин, Т.Н. Ушаковой, А. М. Шахнаровича, Д.Б. Эльконина и других авторов. Авторы отмечают, что в становлении речи ребенка грамматический строй речи играет значительную роль. Он значим не только как сам процесс (отдельно взятый, узкий, част¬ный), но и как важный аспект в развитии речи в целом. Его нарушение приводит к несформированности связной речи, и как следствие в условиях дальнейшего школьного обучения возникает дисграфия – нарушение письма.
На современном этапе развития логопедической практики остро стоит вопрос о резком росте числа детей с общим недоразвитием речи. Дети с общим недоразвитием речи – это особая категория детей, у которых сохранен слух, первично не нарушен интеллект, но есть значительные речевые дефекты. Исследователи отмечают, что дети с общим недоразвитием речи испытывают особые трудности в формировании грамматического строя речи, усвоение морфологических, синтаксических обобщений является для детей с общим недоразвитием речи наиболее трудной и вместе с тем исклю¬чительно важной языковой задачей (Р.И. Лалаева, Р.Е Левина, О.А.Токарева, Т.В.Туманова, Т.Б.Филичева и др.)
Вопросами общего недоразвития речи, в частности формирования грамматического строя речи и спецификой его проявления у дошкольников с общим недоразвитием речи занимались многие авторы (Р.И. Лалаева, Р.Е Левина, Л.В. Лопатина, Л.В. Мелехова, О.В.Правдина, Е.Ф.Соботович, О.А.Токарева, Т.В.Туманова, Т.Б.Филичева, Ю.А.Флоренская, М.Е.Хватцев, Г.В Чиркина, П.Х.Швачкин и др.).
В теории и практике дошкольной логопедической службы достаточно полно представлена система коррекционно-логопедических занятий по преодолению общего недоразвития речи детей дошкольного возраста (Н.Г. Алтухова, Л.Н. Ефименкова, Н.С. Жукова, Р.И. Лалаева, Л.Н. Смирнова, Е.Ф. Соботович, Т.А. Ткаченко, Г.В. Чиркина и др.). Однако, с учетом постоянного увеличения числа дошкольников с общим недоразвитием речи проблема формирования у них грамматического строя речи занимает важнейшее место в современной логопедии, а вопрос о методике их развития и коррекции становится одним из самых актуальных.
С учетом сказанного, определена тема исследования: «Формирование грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи», сформулирована проблема исследования, которая звучит следующим образом: каковы коррекционно-педагогические условия в системе логопедической работы, обеспечивающие формирование грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи?
Глава 3:
ОНР контрольной группы.
Анализ результатов исследования итогового уровня грамматического строя речи у дошкольников контрольной группы выявил низкий уровень по всем показателям. Сравнительный анализ грамматического строя речи дошкольников контрольной группы выявил незначительную положительную динамику грамматического строя речи в области низкого уровня развития.
Сопоставительный анализ динамики грамматического строя речи у дошкольников экспериментальной и контрольной групп показал, что значимые различия, отражающие переход грамматического строя речи на новый уровень развития с низкого на средний, выявлены только в экспериментальной группе дошкольников, включенных в логопедические занятия по формированию грамматического строя речи.
Таким образом, в ходе обучающего эксперимента выявлено, что дошкольники, включенные в логопедические занятия по формированию грамматического строя речи, отличаются высоким уровнем развития грамматического строя речи, меньшим количеством характерных ошибок устной речи при словообразовании, употреблении множественного числа, употреблении числительных с существительными, употреблении предлогов. Следовательно, логопедические занятия по формированию грамматического строя речи, в которых реализуются условия, заявленные в гипотезе исследования, оказываются эффективным средством практического усвоения грамматических средств языка. Данные выводы подтверждают выдвинутую в ходе исследования гипотезу.
Опираясь на полученные результаты исследования, можно рекомендовать данную программу логопедических занятий логопедам дошкольных образовательных учреждений для коррекционно-логопедической работы с дошкольниками с ОНР.
Заключение:
Данная работа посвящена одной из актуальных проблем логопедической теории и практики – проблеме коррекционно-педагогических условий в системе логопедической работы, обеспечивающих формирование грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи. Ребенок с речевой патологией имеет ограниченные возможности овладения грамматическими категориями и формами на основе непосредственного подражания речи окружающих. Чтобы добиться успеха в их усвоении, он нуждается в специальных условиях обучения, где большое внимание отводится формированию грамматической стороны речи.
Учитывая принципы современной концепции образования, использование личностно ориентированного подхода к детям на основе развития их способностей и стремлений, возникает необходимость поиска путей совершенствования коррекционно-развивающей работы с детьми с общим недоразвитием речи, в том числе и коррекционно-педагогических условий формирования грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи.
В ходе исследования, целью которого являлось разработка и экспериментальное обоснование системы коррекционно-логопедической работы по формированию грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи, нами были решены ряд задач. В ходе решения первой задачи проведен теоретический анализ литературы по проблеме исследования, который позволил сделать следующие выводы:
1. Грамматическая система языка понимается как совокупность форм словоизменения и способов построения словосочетаний и предложений, характерных для данного языка, которая включает морфологический и синтаксический уровни. Морфологический уровень предполагает умение владеть приемами словоизменения и словообразования, синтаксический – умение грамматически правильно сочетать слова в предложении. С точки зрения системного подхода, грамматический строй речи рассматривается как элемент языковой системы, позволяющий правильно осуществлять построения значимых отрезков в речи, а именно слов, высказываний и текстов родного языка, тесно связанный со всеми сторонами речи – фонематической, лексической, а также всеми видами речевой деятельности и форм устной и письменной речи.
2. Овладение грамматическими средствами языка протекает на протяжении дошкольного детства. Развитие грамматических и лексических особенностей речи ребенка связано с его коммуникативной деятельностью. На подготовительном этапе до одного года происходит подготовка к овладению речью, появляются первые слова. На преддошкольном этапе речевого развития от одного года до 3 лет у ребенка происходит значительное накопление словаря, к 2 годам – овладение навыками употребления форм единственного и множественного числа имен существительных, времени и лица глаголов, некоторых падежных окончаний, к началу 3-го года жизни у ребенка начинает формироваться грамматический строй речи. В дошкольном возрасте в основном завершается важнейший этап речевого развития детей – усвоение грамматической системы языка: возрастает удельный вес простых распространенных предложений, сложносочиненных и сложноподчиненных. При усвоении предложных форм дети правильно употребляют в речи все простые и сложные предлоги, свободно используя их в своих высказываниях, у них вырабатывается критическое отношение к грамматическим ошибкам, умение контролировать свою речь.
3. Общее недоразвитие речи – это речевая патология, при которой отмечается стойкое отставание в формировании всех компонентов языковой системы: фонетики, лексики и грамматики. С точки зрения клинического подхода, выделяют следующие варианты общего недоразвития речи: общее недоразвитие речи неосложненного генеза; общее недоразвитие речи церебрально-органического генеза; общее недоразвитие речи, обусловленное алалией, общим для которых является патологическая структура и функционирование языковой системы. С точки зрения психолого-педагогического подхода, проведен системный анализ речевых нарушений с учетом состояния других сторон психического развития детей и выделено 4 уровня общего недоразвития речи по таким компонентам, как фразовая речь, понимание речи, словарный запас, звукопроизношение, слоговая структура слова, фонематическое восприятие
4. Особенности грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи обусловлены уровнем нарушенного речевого развития. Для первого уровня характерны отсутствие фразы, использование корневых слов, лишенных флексий. Для второго уровня характерны смешение падежных форм, употребление существительных в И. п., а глаголов в инфинитиве; отсутствие согласований (прилагательное + существительное; числительное + существительное.); пропуск предлогов, замена сложных предлогов простыми; ошибки в употреблении форм числа, рода глаголов, в изменении имен существительных по числам; для третьего уровня – правильное употребление простых грамматических форм, отсутствие ошибок при согласовании прилагательных и существительных в роде, числе, падеже; числительных и существительных; пропуск и замена предлогов, ошибки в ударениях и падежных окончаниях.
Было проведено опытно-экспериментальное исследование на базе МДОУ ЦРР № 57 г. Электросталь. Исследование проводилось среди воспитанников подготовительной группы в возрасте 5-6 лет с общим недоразвитием речи в количестве 16 человек.
В ходе опытно-экспериментальной работы, которой посвящены вторая и третья глава дипломной работы, были получены следующие выводы:
1. Для дошкольников, как экспериментальной, так и контрольной группы до проведения логопедических занятий характерен низкий уровень развития грамматического строя речи, дошкольники при выполнении заданий делают более 50% ошибок во всех диагностических пробах. В экспериментальной группе наибольшее количество ошибок выявлено при употреблении множественного числа. В контрольной группе наибольшее количество ошибок выявлено при употреблении предлогов. Для дошкольников исследуемых групп характерен пониженный уровень развития вербального интеллекта.