Дипломная по теме: Формирование грамматического строя речи у детей с ОНР III уровня

Название работы: Формирование грамматического строя речи у детей с ОНР III уровня

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Психология

Страниц:

59 стр.

Год сдачи:

2006 г.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ВОПРОСА ФОРМИРОВАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6

1.1. История развития учения в отечественной литературе 6

1.2. Формирование грамматического строя речи в онтогенезе 8

1.3. Характеристика речи детей с ОНР III уровня 15

1.4. Нарушения грамматического строя речи у детей с ОНР III уровня 21

Выводы по первой главе 28

ГЛАВА II. ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ 29

ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОНР III УРОВНЯ 29

2.1. Задачи экспериментального исследования, характеристика детей экспериментальной группы 29

2.2. Диагностика уровня сформированности грамматического строя речи 30

2.3. Анализ данных констатирующего эксперимента 33

Выводы по второй главе 36

ГЛАВА III. ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОНР III УРОВНЯ 37

3.1. Методика формирования грамматических представлений 37

3.2. Анализ данных контрольного эксперимента 46

3.3. Сравнительный анализ данных констатирующего и контрольного эксперимента 48

Выводы по третье главе 52

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53

ТЕЗАУРУС 55

ЛИТЕРАТУРА 56

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………….61

Выдержка:

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Ребенок дошкольного возраста с ОНР III уровня в развитии речи отстает уже с первых месяцев жизни. В дальнейшем это отставание прогрессирует. В результате к началу дошкольного возраста у него оказываются несформированными такие предпосылки речевого разви-тия, как предметная деятельность, отсутствует интерес к окружающему, недос-таточно проявляются эмоции, не сфорирован фонематический слух, плохо раз-вит артикуляционный аппарат.

Недостатки грамматического строя речи препятствуют полноценному общению, вызывают трудности в овладении письмом. В связи с этим важное значение имеет длительная логопедическая работа, направленная на формиро-вание грамматически правильной фразы, умения изменять слова, различать слова по признакам категориальности.

Итак, диагностика и коррекция грамматического строя речи является ак-туальной проблемой и требует её изучения.

Особенности нарушения грамматического строя речи у детей с ОНР представлены в работах Н. Н. Трауготт, Р. Е. Левиной, С.Н. Шаховской, Е. Ф. Соботович, В. А. Ковшикова и других исследователей.

В.К. Орфинской разработаны принципы логопедической работы с детьми по формированию у них системы грамматического словообразования и слово-изменения. Воспитанию грамматического строя речи у детей посвящены рабо-ты Л.П. Голубевой, Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой, Л.Ф. Спировой. Исследования С.Н. Шаховской, Л.В. Трофимовой направлены на формирование у детей морфологической системы словоизменения, поскольку упражнения в словоизменении и словообразовании являются, по мнению дан-ных авторов, основными в развитии грамматического строя речи.

Цель исследования - изучение особенностей формирования грамматиче-ского строя речи у детей с ОНР III уровня.

Объект исследования - коррекционно-образовательный процесс по фор-мированию грамматического строя речи у детей с ОНР III уровня.

Предмет исследования - методы и приемы формирования грамматиче-ского строя речи у детей с ОНР III уровня.

Гипотеза исследования: Мы предполагаем, что успешное развитие грамматического строя речи детей с ОНР III уровня может происходить при условии комплексного воздействия, направленного на формирование навыка словоизменения, понимания и верного употребления предложно-падежных конструкций.

Задачи исследования:

1) Изучить литературу по проблеме формирования грамматического строя речи у детей с ОНР III уровня;

2) Ознакомится с особенностями развития речи детей с ОНР III уровня,

3) Проанализировать методические подходы по формированию грамма-тического строя речи у детей с ОНР III уровня;

4) Подобрать эффективные методы диагностики сформированности грамматического строя речи;

5) Изучить основные методы и приемы формирования грамматического строя речи у детей с ОНР III уровня;

6) Представить сравнительную диагностику грамматического строя речи, определить динамику его развития у детей с ОНР III уровня.

Методы исследования:

Организационные: сравнительный, лонгитюдный, комплексный.

Эмпирические: наблюдение, психолого-педагогический эксперимент, прожективный тест, беседа, анализ речевой деятельности, сбор и анализ анам-незтических данных.

Методологическая основа исследования:

- нейрофизиологический подход к изучению механизмов речи по прин-ципу динамической системной локализации И.П. Павлова, Н.А. Бернштейна, А.Р. Лурия;

- учение А.Н. Леонтьева, А.Н. Гвоздева о закономерностях и особенно-стях формирования речи в онтогенезе;

- исследования особенностей развития речи детей дошкольного возраста Л.С. Выготского.

Практическая значимость исследования заключается в изучении и по-следовательном изложении психолого-педагогических основ проблемы форми-рования грамматического строя речи у детей с ОНР III уровня, в анализе раз-личных методических подходов к данному процессу, эмпирическом выявлении особенностей грамматического строя речи детей с ОНР III уровня, с результа-тами которых могут быть ознакомлены логопеды, психологи, воспитатели ло-гопедических групп.

База исследования: В исследовании принимали участие воспитанники ДОУ №25 п. Приютово Белебевского района Р. Башкортостан. Всего обследо-вано 12 детей.

Структура исследования: Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трёх глав, выводам по главам, заключения, списка литературы из 56 источников, 3 приложений.

Своевременное формирование грамматического строя языка ребенка – важнейшее условие его полноценного речевого и общего психического разви-тия, поскольку язык и речь как форма манифестации языка выполняют ве-дущую функцию в развитии его мышления, речевого общения, планиро-вание и организация его поведения, формирование социальных связей. Все это – важнейшее средство опосредствованных психических процессов: памяти, восприятия, эмоций.

ЛИТЕРАТУРА

1. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. — М.: Мозаика-Синтез, 1999. — 272 с.

2. Ахутина Т.В. Нейролингвистический анализ динамической афазии // К вопросу о механизмах построения связного грамматически оформленного высказывания. - Нейропсихологические исследования // Под общей ред. А.Р.Лурия. - М., 1975, вып.7. - 143 с.

3. Галанов А.С. Психодиагностика детей. – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 128 с.

4. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М., 1961.

5. Гербова В. Развитие речи на занятиях с использованием сюжетных кар-тинок// Дошкольное воспитание, N 8, 1998.

6. Грибова О. Е., Бессонова Т. П. Формирование грамматического строя ре-чи учащихся начальных классов школы для детей с тяжелыми наруше-ниями речи. — М., 1992.

7. Дудников А.В., Арбузова А.И., Ворожбицкая И.И. Русский язык. - М.: Высшая школа, 2004. - 414 с.

8. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. - М., 1981.

9. Жукова Н.С. Отклонения в развитии детской речи. - М., 1994.

10. Жукова Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей: Учеб.-метод. посо-бие. — М.: Соц.-полит, журн., 1994. — 96 с.

11. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников/ Н.С. Жукова, Е.М. Мастюко-ва, Т.Б. Феличева. - Екатеринбург: Издательство АРД ЛТД, 1998. - 320 с.

12. Засухина Т.П. Пространственная семантика предлогов и падежей в со-временном русском языке // Исследования по семантике. – Уфа, 1979. – С. 74-82.

13. Ипполитова М.В. Особенности построения предложений в речи учащихся с церебральным параличом. Основные направления формирования уме-ний построения предложений. – М.,1989.

14. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. – М., 1985. – 195 с.

15. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В.Фронтальные логопедические заня-тия в старшей группе для детей с ОНР (3-й уровень). 1 период (сентябрь, октябрь, ноябрь): Метод. пособие для логопедов. - М.: Гном и Д, 2004, - 40 с.

16. Кубрякова Е.С., Шахнарович А.М., Сахарный Л.В. Человеческий фактор в языке: Язык и порождение речи / АН СССР. Ин-т языкознания; Отв. ред. Е.С. Кубрякова. - М.: Наука, 1991. - 239 с.

17. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников. - Ростов-н/Д: Феникс, СПб: Союз, 2004. - 224 с.

18. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В., Зорина С.В. Нарушения речи и их кор-рекция у детей с задержкой психического развития. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 304 с.

19. Левина Р.Е. Нарушение письма у детей с недоразвитием речи. – М., 1961.

20. Леонтьев А.А. Внутренняя речь и процесс грамматического порождения высказывания// Вопросы порождения речи и обучения языку. - М., 1967. Павлова А.А. Диагностика и коррекция речевого развития детей. // Со-временные модели психологии речи и психолингвистики. – М., 1990.

21. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с.

22. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. - М.: Академия, 2004. - 384 с.

23. Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ М.Р. Львов, В.Г. Го-рецкий, О.В. Сосновская. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 464 с.

24. Методы обследования речи детей: Пособие для диагностики речевых на-рушений/ Под общ.ред. Г.В.Чиркиной. – м: Аркти, 2003. – 240 с.

25. Николаева С.М. Из опыта работы по упорядочению грамматического строя речи у учащихся с нерезко выраженным ОНР // Дефектология. – 2000. - № 1.

26. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р. Е. Левиной. — М., 1968.

27. Правдина О. В. Логопедия. – М., «Просвещение», 1973. – 272 с.

28. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Учебно-методическое пособие/ Под общ. ред. Т.В. Волосовец. – М.: Институт общегуманитарных исследований, 2002.

29. Психолого-педагогическая диагностика/И.Ю. Левченко, С.Д.Забрамная, Т.А.Добровольская и др.; По общ. ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.

30. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя детского сада/ В.И. Логинова, А.И. Максаков, М.И. Попова и др.; Под ред. Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение, 1984.

31. Рахмакова Г.Н. Особенности построения предложений в речи младших школьников с задержкой психического развития // Дефектология. – 1987. - № 6.

32. Рубинштейн С. Л. Мышление, язык и речь // Вопр. психологии. 1974. № 5. С. 21—38.

33. Сиротюк А.Л. Нейропсихологическое сопровождение обучения. - М.: ТЦ Сфера, 2003. - 288 с.

34. Слепович Е.С. Употребление прилагательных старшими дошкольниками с нарушениями умственного развития // Дефектология. – 1978. - № 2.

35. Соботович Е.Ф. Формирование правильной речи у детей с моторной ала-лией. – Киев, 1981.

36. Спирова Л Ф. Общие методические положения по обучению грамоте де-тей с недоразвитием речи // Логопедия. Методическое наследие : Фонети-ко-фонематическое и общее недоразвитие речи. Нарушения речи у детей с сенсорной и интеллектуальной недостаточностью, Кн. 5/5. - М.: Владос, 2003.- С. 145-152.

37. Спирова Л.Ф., Ястребова А. В. Обследование лексического запаса и грамматического строя речи. // Методы обследования нарушений речи у детей. – М., 1982.

38. Спирова Л.Ф., Ястребова А. В. Учителю о детях с нарушениями речи. – М., 1976.

39. Текучев А.В. Хрестоматия по методике преподавания русского языка: Русский язык как предмет преподавания. Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1982.

40. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста) – М., 1981.

41. Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возрас-та/О.С.Ушакова, Е.М.Струнина. – М.: Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 287 с.

42. Ушакова О.С., Щадрина Л. Развивайте речь дошкольника// дошкольное воспитание, N 2, 1997 г.

43. Ушинский К. Д. О первоначальном преподавании русского языка// Из-бранные труды. В. 4 кн. - М.: Дрофа, 2005.

44. Фёдорова А.Э. Общее недоразвитие речи и его коррекция у учащихся с ОПФР: дис. на соискание академ. степ. магистра образования. – Мн., 1998.

45. Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина.— М.: Просвещение, 1989.—223 с.: ил.

46. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. – М., 2000.

47. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Коррекционное обучение и воспитание де-тей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи. - М., 1991. - 44 с.

48. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недораз-витием речи в условиях специального детского сада. – М.: МГЗПИ, 1993.

49. Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заве-дений; Т.II / Под ред. Волковой Л.С., Селиверстова В.И. – М., 1997.

50. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок : Лингвистика детской речи: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений .- М.: Владос, 2000 (Смоленск: Смоленский полиграфический комбинат).- 240 с.

51. Шахнарович А.М., Юрьева Н.М. Психолингвистический анализ семанти-ки и грамматики на материале онтогенеза речи. - М., 1990.

52. Шаховская С. Н., Шостак Б. И. Обследование детей с нарушениями речи в условиях медико-педагогических комиссий//Речевые расстройства у де-тей и методы их устранения: сб. научных трудов. - М.: МГПИ, 1978. - с.:4-16.

53. Шашкина Г.Р., Зернова Л.П., Зимина И.А. Логопедическая работа с до-школьниками : Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений .- М.: Академия, 2003.- 240 с.

54. Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте// Избранные психо¬логические труды. - М., 1989.

55. Яковлев С.Б. Коррекция синтаксических аграмматизмов в письме уча-щихся школы для детей с тяжелыми нарушениями речи // Материалы XV съезда оториноларингологов России, 25 - 29 сент. 1995, т.II. - СПб, 1995. - С.539-543.

56. Ястребова А. В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразова-тельной школы. – М., 1984.

Похожие работы на данную тему