ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Ребенок дошкольного возраста с ОНР III уровня в развитии речи отстает уже с первых месяцев жизни. В дальнейшем это отставание прогрессирует. В результате к началу дошкольного возраста у него оказываются несформированными такие предпосылки речевого разви-тия, как предметная деятельность, отсутствует интерес к окружающему, недос-таточно проявляются эмоции, не сфорирован фонематический слух, плохо раз-вит артикуляционный аппарат.
Недостатки грамматического строя речи препятствуют полноценному общению, вызывают трудности в овладении письмом. В связи с этим важное значение имеет длительная логопедическая работа, направленная на формиро-вание грамматически правильной фразы, умения изменять слова, различать слова по признакам категориальности.
Итак, диагностика и коррекция грамматического строя речи является ак-туальной проблемой и требует её изучения.
Особенности нарушения грамматического строя речи у детей с ОНР представлены в работах Н. Н. Трауготт, Р. Е. Левиной, С.Н. Шаховской, Е. Ф. Соботович, В. А. Ковшикова и других исследователей.
В.К. Орфинской разработаны принципы логопедической работы с детьми по формированию у них системы грамматического словообразования и слово-изменения. Воспитанию грамматического строя речи у детей посвящены рабо-ты Л.П. Голубевой, Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой, Л.Ф. Спировой. Исследования С.Н. Шаховской, Л.В. Трофимовой направлены на формирование у детей морфологической системы словоизменения, поскольку упражнения в словоизменении и словообразовании являются, по мнению дан-ных авторов, основными в развитии грамматического строя речи.
Цель исследования - изучение особенностей формирования грамматиче-ского строя речи у детей с ОНР III уровня.
Объект исследования - коррекционно-образовательный процесс по фор-мированию грамматического строя речи у детей с ОНР III уровня.
Предмет исследования - методы и приемы формирования грамматиче-ского строя речи у детей с ОНР III уровня.
Гипотеза исследования: Мы предполагаем, что успешное развитие грамматического строя речи детей с ОНР III уровня может происходить при условии комплексного воздействия, направленного на формирование навыка словоизменения, понимания и верного употребления предложно-падежных конструкций.
Задачи исследования:
1) Изучить литературу по проблеме формирования грамматического строя речи у детей с ОНР III уровня;
2) Ознакомится с особенностями развития речи детей с ОНР III уровня,
3) Проанализировать методические подходы по формированию грамма-тического строя речи у детей с ОНР III уровня;
4) Подобрать эффективные методы диагностики сформированности грамматического строя речи;
5) Изучить основные методы и приемы формирования грамматического строя речи у детей с ОНР III уровня;
6) Представить сравнительную диагностику грамматического строя речи, определить динамику его развития у детей с ОНР III уровня.
Методы исследования:
Организационные: сравнительный, лонгитюдный, комплексный.
Эмпирические: наблюдение, психолого-педагогический эксперимент, прожективный тест, беседа, анализ речевой деятельности, сбор и анализ анам-незтических данных.
Методологическая основа исследования:
- нейрофизиологический подход к изучению механизмов речи по прин-ципу динамической системной локализации И.П. Павлова, Н.А. Бернштейна, А.Р. Лурия;
- учение А.Н. Леонтьева, А.Н. Гвоздева о закономерностях и особенно-стях формирования речи в онтогенезе;
- исследования особенностей развития речи детей дошкольного возраста Л.С. Выготского.
Практическая значимость исследования заключается в изучении и по-следовательном изложении психолого-педагогических основ проблемы форми-рования грамматического строя речи у детей с ОНР III уровня, в анализе раз-личных методических подходов к данному процессу, эмпирическом выявлении особенностей грамматического строя речи детей с ОНР III уровня, с результа-тами которых могут быть ознакомлены логопеды, психологи, воспитатели ло-гопедических групп.
База исследования: В исследовании принимали участие воспитанники ДОУ №25 п. Приютово Белебевского района Р. Башкортостан. Всего обследо-вано 12 детей.
Структура исследования: Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трёх глав, выводам по главам, заключения, списка литературы из 56 источников, 3 приложений.
Своевременное формирование грамматического строя языка ребенка – важнейшее условие его полноценного речевого и общего психического разви-тия, поскольку язык и речь как форма манифестации языка выполняют ве-дущую функцию в развитии его мышления, речевого общения, планиро-вание и организация его поведения, формирование социальных связей. Все это – важнейшее средство опосредствованных психических процессов: памяти, восприятия, эмоций.
ЛИТЕРАТУРА
1. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. — М.: Мозаика-Синтез, 1999. — 272 с.
2. Ахутина Т.В. Нейролингвистический анализ динамической афазии // К вопросу о механизмах построения связного грамматически оформленного высказывания. - Нейропсихологические исследования // Под общей ред. А.Р.Лурия. - М., 1975, вып.7. - 143 с.
3. Галанов А.С. Психодиагностика детей. – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 128 с.
4. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М., 1961.
5. Гербова В. Развитие речи на занятиях с использованием сюжетных кар-тинок// Дошкольное воспитание, N 8, 1998.
6. Грибова О. Е., Бессонова Т. П. Формирование грамматического строя ре-чи учащихся начальных классов школы для детей с тяжелыми наруше-ниями речи. — М., 1992.
7. Дудников А.В., Арбузова А.И., Ворожбицкая И.И. Русский язык. - М.: Высшая школа, 2004. - 414 с.
8. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. - М., 1981.
9. Жукова Н.С. Отклонения в развитии детской речи. - М., 1994.
10. Жукова Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей: Учеб.-метод. посо-бие. — М.: Соц.-полит, журн., 1994. — 96 с.
11. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников/ Н.С. Жукова, Е.М. Мастюко-ва, Т.Б. Феличева. - Екатеринбург: Издательство АРД ЛТД, 1998. - 320 с.
12. Засухина Т.П. Пространственная семантика предлогов и падежей в со-временном русском языке // Исследования по семантике. – Уфа, 1979. – С. 74-82.
13. Ипполитова М.В. Особенности построения предложений в речи учащихся с церебральным параличом. Основные направления формирования уме-ний построения предложений. – М.,1989.
14. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. – М., 1985. – 195 с.
15. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В.Фронтальные логопедические заня-тия в старшей группе для детей с ОНР (3-й уровень). 1 период (сентябрь, октябрь, ноябрь): Метод. пособие для логопедов. - М.: Гном и Д, 2004, - 40 с.
16. Кубрякова Е.С., Шахнарович А.М., Сахарный Л.В. Человеческий фактор в языке: Язык и порождение речи / АН СССР. Ин-т языкознания; Отв. ред. Е.С. Кубрякова. - М.: Наука, 1991. - 239 с.
17. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников. - Ростов-н/Д: Феникс, СПб: Союз, 2004. - 224 с.
18. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В., Зорина С.В. Нарушения речи и их кор-рекция у детей с задержкой психического развития. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 304 с.
19. Левина Р.Е. Нарушение письма у детей с недоразвитием речи. – М., 1961.
20. Леонтьев А.А. Внутренняя речь и процесс грамматического порождения высказывания// Вопросы порождения речи и обучения языку. - М., 1967. Павлова А.А. Диагностика и коррекция речевого развития детей. // Со-временные модели психологии речи и психолингвистики. – М., 1990.
21. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с.
22. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. - М.: Академия, 2004. - 384 с.
23. Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ М.Р. Львов, В.Г. Го-рецкий, О.В. Сосновская. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 464 с.
24. Методы обследования речи детей: Пособие для диагностики речевых на-рушений/ Под общ.ред. Г.В.Чиркиной. – м: Аркти, 2003. – 240 с.
25. Николаева С.М. Из опыта работы по упорядочению грамматического строя речи у учащихся с нерезко выраженным ОНР // Дефектология. – 2000. - № 1.
26. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р. Е. Левиной. — М., 1968.
27. Правдина О. В. Логопедия. – М., «Просвещение», 1973. – 272 с.
28. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Учебно-методическое пособие/ Под общ. ред. Т.В. Волосовец. – М.: Институт общегуманитарных исследований, 2002.
29. Психолого-педагогическая диагностика/И.Ю. Левченко, С.Д.Забрамная, Т.А.Добровольская и др.; По общ. ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.
30. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя детского сада/ В.И. Логинова, А.И. Максаков, М.И. Попова и др.; Под ред. Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение, 1984.
31. Рахмакова Г.Н. Особенности построения предложений в речи младших школьников с задержкой психического развития // Дефектология. – 1987. - № 6.
32. Рубинштейн С. Л. Мышление, язык и речь // Вопр. психологии. 1974. № 5. С. 21—38.
33. Сиротюк А.Л. Нейропсихологическое сопровождение обучения. - М.: ТЦ Сфера, 2003. - 288 с.
34. Слепович Е.С. Употребление прилагательных старшими дошкольниками с нарушениями умственного развития // Дефектология. – 1978. - № 2.
35. Соботович Е.Ф. Формирование правильной речи у детей с моторной ала-лией. – Киев, 1981.
36. Спирова Л Ф. Общие методические положения по обучению грамоте де-тей с недоразвитием речи // Логопедия. Методическое наследие : Фонети-ко-фонематическое и общее недоразвитие речи. Нарушения речи у детей с сенсорной и интеллектуальной недостаточностью, Кн. 5/5. - М.: Владос, 2003.- С. 145-152.
37. Спирова Л.Ф., Ястребова А. В. Обследование лексического запаса и грамматического строя речи. // Методы обследования нарушений речи у детей. – М., 1982.
38. Спирова Л.Ф., Ястребова А. В. Учителю о детях с нарушениями речи. – М., 1976.
39. Текучев А.В. Хрестоматия по методике преподавания русского языка: Русский язык как предмет преподавания. Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1982.
40. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста) – М., 1981.
41. Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возрас-та/О.С.Ушакова, Е.М.Струнина. – М.: Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 287 с.
42. Ушакова О.С., Щадрина Л. Развивайте речь дошкольника// дошкольное воспитание, N 2, 1997 г.
43. Ушинский К. Д. О первоначальном преподавании русского языка// Из-бранные труды. В. 4 кн. - М.: Дрофа, 2005.
44. Фёдорова А.Э. Общее недоразвитие речи и его коррекция у учащихся с ОПФР: дис. на соискание академ. степ. магистра образования. – Мн., 1998.
45. Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина.— М.: Просвещение, 1989.—223 с.: ил.
46. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. – М., 2000.
47. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Коррекционное обучение и воспитание де-тей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи. - М., 1991. - 44 с.
48. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недораз-витием речи в условиях специального детского сада. – М.: МГЗПИ, 1993.
49. Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заве-дений; Т.II / Под ред. Волковой Л.С., Селиверстова В.И. – М., 1997.
50. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок : Лингвистика детской речи: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений .- М.: Владос, 2000 (Смоленск: Смоленский полиграфический комбинат).- 240 с.
51. Шахнарович А.М., Юрьева Н.М. Психолингвистический анализ семанти-ки и грамматики на материале онтогенеза речи. - М., 1990.
52. Шаховская С. Н., Шостак Б. И. Обследование детей с нарушениями речи в условиях медико-педагогических комиссий//Речевые расстройства у де-тей и методы их устранения: сб. научных трудов. - М.: МГПИ, 1978. - с.:4-16.
53. Шашкина Г.Р., Зернова Л.П., Зимина И.А. Логопедическая работа с до-школьниками : Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений .- М.: Академия, 2003.- 240 с.
54. Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте// Избранные психо¬логические труды. - М., 1989.
55. Яковлев С.Б. Коррекция синтаксических аграмматизмов в письме уча-щихся школы для детей с тяжелыми нарушениями речи // Материалы XV съезда оториноларингологов России, 25 - 29 сент. 1995, т.II. - СПб, 1995. - С.539-543.
56. Ястребова А. В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразова-тельной школы. – М., 1984.