Дипломная по теме: Развитие речи в театральной игре у детей с ОНР (общим недоразвитием речи) по сравнению с нормой

Название работы: Развитие речи в театральной игре у детей с ОНР (общим недоразвитием речи) по сравнению с нормой

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Психология

Год сдачи:

2009 г.

Содержание:

Содержание

Введение 3

1. Теоретические основы изучения общего недоразвития речи в логопедии 7

1.1. Современное состояние проблемы общего недоразвития речи в логопедической литературе 7

1.2. Формирование диалогической и монологической речи у детей с нормальным речевым развитием 16

1.3. Своеобразие речевого развития при общем недоразвитии речи 31

1.4. Значение театрализованной игры в развитии речи детей дошкольного возраста 39

2. Экспериментальное исследование формирования речевых умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста с ОНР и с нормальным речевым развитием 52

2.1 Организация и методы исследования детей с ОНР и в норме 52

2.2. Исследование уровня развития речи детей с ОНР и нормальным речевым развитием 63

2.3. Коррекционная работа по формированию навыков речевого развития в процессе театрализованной игры у детей старшего дошкольного возраста 82

2.4. Анализ результатов контрольного этапа исследования 90

Заключение 96

Список использованной литературы 98

Приложение 103

Выдержка:

Введение

Актуальность исследования. Детство - период, когда осуществляется развитие образных форм познания действительности: восприятия, образного мышления, воображения, появляется готовность к овладению разнообразными знаниями об окружающем мире.

Активное общение с окружающим способствует формированию языкового запаса, грамматического строя речи. Овладевая предметными и морфологическими средствами, выражающими многообразие значений в языке, ребенок приобретает возможность пользоваться полноценной, развернутой, связной, грамматически и фонетически правильной речью.

Интерес к детской речи не ослабевает в течение многих лет. Большой вклад в разработку методики развития речи внесли: К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, Е.А. Флёрина, А.Н. Гвоздев, А.П. Усова, О.И. Соловьева и многие другие исследователи.

Формирование навыков речевого развития значимо и актуально в наши дни. Многие дети не могут самостоятельно овладевать языковыми обобщениями в силу ряда причин. Им необходима помощь специалиста. Только систематические занятия смогут оказать реальную помощь ребенку с речевым расстройством, подготовить к следующему очень важному этапу в жизни ребенка - поступление в школу - этапу, который изменит социальную ситуацию его развития.

2. Экспериментальное исследование формирования речевых умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста с ОНР и с нормальным речевым развитием

2.1 Организация и методы исследования детей с ОНР и в норме

Цель: оценка и коррекция уровня речевого развития дошкольников старшей группы с ОНР и с нормальным речевым развитием.

Задачи:

1. Определить уровень речевого развития дошкольников старшей группы с ОНР и с нормальным речевым развитием;

2. Осуществить единый подход в логопедической коррекционной работе с помощью театрализованных игр;

3. Сравнить результаты коррекционной работы с первоначальными результатами обследования.

В контрольную группу (К.Г.) было зачислено 10 детей с нормальным речевым развитием (возраст – 5-6 лет), посещающих ДОУ №113 г. Москвы. В экспериментальной группе принимало участие 10 детей с ОНР (III уровень) речевого развития 6-го года жизни с нормаль¬ным слухом и интеллектом, посещающих логопедическую группу детсада.

Методика комплексного обследования речевого развития включает пять серий заданий.

Первая серия – звукопроизношение и речевая коммуникация.

Изучение звукопроизношения и речевой коммуникации детей с ОНР и в норме на констатирующем эксперименте начинается со знакомства с ребенком, беседы и анкетирования родителей по поводу раннего речевого и моторного развития детей.

Список использованной литературы

1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. — М.: Академия, 2000.

2. Акименко В.М. Применение моделей артикуляции при исправлении нарушений произношения, Ставрополь, 2006

3. Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004.

4. Артемова. Л.В. Театрализованные игры дошкольников. М., 1991.

5. Баринова Е.А. Лингвистические основы методики развития связной речи // Развитие речи учащихся: Уч. зап. ЛГПИ им. А.И. Герцена. Л., 1991.

6. Беккер К.-П. Динамика развития детей в возрасте от 3 до 9 лет // Дефектология. — 1991. — №3.

7. Белякова Л.И., Усанова О.Н., Гаркуша Ю.Ф., Фигередо З.З. Сравнительное психолого-педагогическое исследование дошкольников с ОНР и нормальной речью // Теория и практика коррекционного обучения дошкольников с речевыми нарушениями. — М., 1991.

8. Бородин A.M. Методика развития речи детей дошкольного возраста. М., 1998.

9. Беккер К.-П. Динамика развития детей в возрасте от 3 до 9 лет // Дефектология. — 1991. — №3. — С. 65-70.

10. Бельтюков В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи. — М.: Педагогика, 1977.

11. Белякова Л.И., Усанова О.Н., Гаркуша Ю.Ф., Фигередо З.З. Сравнительное психолого-педагогическое исследование дошкольников с ОНР и нормальной речью // Теория и практика коррекционного обучения дошкольников с речевыми нарушениями. — М., 1991.

12. Бородич А.М. Методика развития речи детей: Курс лекций для студентов пед. ин-тов по специальности «Дошкольная педагогика и психология». — М.: Просвещение, 1974

13. Блыскина И.В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей. Логопедический массаж: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. – СПб.: “ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2004.

14. Большакова С.Е. Речевые нарушения и их преодоление: Сборник упражнений. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

15. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М., 1956.

16. Гвоздев А.Н. Вопросы улучшения детской речи М. 1994

17. Гвоздев А.Н. От первых слов до первых классов. Саратов 1981

18. Гербова В.В. Занятия по развитию речи с детьми 4-6 лет (старшая разновозрастная группа). Книга для воспитателя детского сада. — М.: Просвещение, 1987.

19. Глухов В.П. Особенности формирования связной речи дошкольников с общим речевым недоразвитием: Учебметод. пособие для студентов дефектол. фак. пед. вузов. — М.: Грааль, 2001.

20. Глинка Г.А. «Развиваю мышление и речь». Санкт-Петербург. 2000 г.

21. Глухов В.П., Труханова Ю.А. «Наши дети учатся сочинять и рассказывать».Москва, Аркти, 2003 г.

22. Давидович Л.Р., Резниченко Т.С. Ребенок плохо говорит? Почему? Что делать?: Коррекц.- пед. работа с неговорящими детьми: Развитие у детей речевых возможностей, яз.способности. — М.: ГНОМ и Д, 2001.

23. Доронина Т.Н. Развитие детей от 4 до 7 лет в театрализованной деятельности (Пособие для воспитателей и специалистов по изобразительной деятельности, работающих по программе «Из детства – в отрочество»).М., 1999.

24. Ефименкова Л.Н. «Формирование речи у дошкольников». Москва, Просвещение, 1981

25. Жукова Н.С., Мастюкова ЕМ, Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление об¬щего недоразвития речи у дошкольников. М., 2005.

26. Защиринская О.В. Психология детей с задержкой психического развития. — СПб.: Речь, 2004.

27. Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. — М.: Сов. Россия, 1979.

28. «Коррекционно - педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи». Под редакцией Ю.Ф. Гархуши. Москва, Сехачев В.Ю. Институт гуманитарных исследований. 2002

29. Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. М., 2002.

30. Крылова Н.Л. Общее и специфическое в работе логопеда и воспитателя логопедического детского сада по развитию речи детей //Дефектология. 1985

31. Караманенко Т.Н., Караманенко Ю.Г. Кукольный театр – дошкольникам. – М.: Просвещение, 1982. – 191с.

32. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей: Популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: Академия развития, 1997. - 208 с

33. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В., Зорина С.В. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития. — М.: Владос, 2003.

34. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. — СПб.: Союз, 2002.

35. Малетина Н., Помомарева Л., «Моделирование в описательной речи детей с ОНР». Журнал «Дошкольное воспитание». 2004 г. №6

36. Мамайчук И.И., Ильина М.Н. Помощь психолога ребенку с задержкой психического развития. — СПб.: Речь, 2004.

37. Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников детских садов. - М.: Сфера, 2001. - 128 с.

38. Мариничева О.В., Елкина Н.В. Учим детей наблюдать и рассказывать. Ярославль, 1997.

39. Нечаева О.А. Функционально-смысловые типы речи. (Описание, повествова¬ние, рассуждение). М., 1996.

40. Обучение и воспитание дошкольников с нарушениями речи / Ред. сост. С.А. Миронова, М., 1957.

41. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной. М. 2001.

42. Петрова Т. И., Сергеева Е. Л., Петрова Е. С. Театрализованные игры в детском саду. - М.: “Школьная Пресса”, 2000. - 128 с.

43. Пожиленко Е.А. Артикуляционная гимнастика: Метод. рек. по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста. СПб., 2006.

44. Программа коррекционного: обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи 6-го года жизни / Сост. Т.Б. Филичева и Г.В. Чиркина. М., 1999.

45. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников. Учебно-методическое пособие / Под общ. Ред. Т.В. Волосовец. – М.: Институт общегуманитарных исследований, В. Секачев, 2002.

46. Работа логопеда с дошкольником (игры и упражнения) / автор-составитель: Большакова С.Е. – М.: А.П.О., 1996.

47. Развитие речи детей дошкольного возраста / Под ред. Ф.А. Сохина. М., 2004.

48. Смышляева Т.Н., Корчуганова Е.Ю., «Использование метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников». Журнал «Логопедия». 2005 г. №1

49. Сорокина Н. Ф. Программа “Театр–творчество–дети” //Дошкольное воспитание. 1996. № 8, 9, 11.

50. Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр // Дошкольное воспитание. 1997. № 6; 1998. №2.

51. Сорокина Н. Ф. Играем в кукольный театр: Пособие для воспитателей, педагогов дошкольного образования и музыкальных руководителей детских садов. - М.: АРКТИ, 2001. - 160 с.

52. Сохин Ф.А. Основы развития речи дошкольников.— Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2002.

53. Текучев А.В. Методика русского языка в средней школе. М., 1986.

54. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста) / Под ред. Ф.А. Сохина. М., 2001.

55. Успенская Л.П., Успенский М.Б. Учитесь правильно говорить. М., 1991.

56. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. — М., 1997.

57. Худенко Е.Д., Шаховская С.Н.,Ткаченко Т.А. «Планы – конспекты логопедических занятий. III период обучения». Москва, НМ-Ц «развитие и коррекция», 1995

58. Шахнарович A.M. Психолингвистические проблемы овладения общением в онтогенезе // Теоретические и прикладные проблемы речевого общения. М., 1999.

59. Шашкина Г.Р., Зернова Л.П., Зимина И.А. Логопедическая работа с дошкольниками. — М.: Академия, 2003.

60. Шевцова Е.Е., Воробьева Е.В. Развитие речи ребенка от одного года до семи лет. — М.: Сфера, 2006.

61. Шипицына Л. М., Защиринская О. В., Воронова А. П., Нилова Т. А. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыки общения со взрослыми и сверстниками. (Для детей от 3 до 6 лет). – СПб: “ДЕТСТВО - ПРЕСС”, 1998. - 384 с.

Похожие работы на данную тему