Введение
Актуальность.
В настоящее время наблюдается неуклонный рост количества детей дошкольного возраста с различными видами речевой патологии. Одной из самых распространенных патологий является общее недоразвитие речи (далее – ОНР), при которой отмечаются нарушениях во всех компонентах речевой системы: фонетики, лексики, грамматики, которые проявляются, в первую очередь, в нарушениях смысловой и произносительной составляющих речи [1, с.14].
*
*
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей развития фонематического восприятия у детей с ОНР
2.1. Организация и методики исследования
В исследовании приняло участие 10 детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3-й степени, 5 мальчиков и пять девочек, возраст 6-7 лет.
Были выделены следующие критерии развития фонематического восприятия:
1) Фонематический слух – методика слуховых проб Р.И. Лалаевой и Е.В. Мальцевой
2) Сформированность фонематического анализа; методика Р.И. Лалаевой, Т.В. Волосовец, Т.Б. Филичевой.
3) Сформированность фонематического синтеза. Методика Р.И. Лалаевой, Т.В. Волосовец, Т.Б. Филичевой.
*
Заключение
Речевое развитие дошкольников с ОНР имеет следующие особенности: отставание в овладении речью, позднее возникновение периода детского словотворчества, слабая речевая активность, недостаточная сформированность грамматического строя речи, слабое осознание звукового строения слова. Отмечается неполноценность не только спонтанной, но и отраженной речи; недостаточная развернутость речевого высказывания; затруднения в построении предложений. Устная речь детей с ОНР отличается бедностью словаря. Словарный запас беден (в норме к семи годам на любое слово-раздражитель у детей возникает не менее пяти ассоциаций, а у детей с ОНР одна прямая ассоциация).