Дипломная по теме: Формирование грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня

Название работы: Формирование грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Педагогика

Страниц:

60 стр.

Год сдачи:

2006 г.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ВОПРОСА ФОРМИРОВАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1. История развития учения в отечественной литературе

1.2. Формирование грамматического строя речи в онтогенезе

1.3. Характеристика речи детей с ОНР III уровня

1.4. Нарушения грамматического строя речи у детей с ОНР III уровня

Выводы по первой главе

ГЛАВА II. ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ

ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОНР III УРОВНЯ

2.1. Задачи экспериментального исследования, характеристика детей экспериментальной группы

2.2. Диагностика уровня сформированности грамматического строя речи

2.3. Анализ данных констатирующего эксперимента

Выводы по второй главе

ГЛАВА III. ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОНР III УРОВНЯ

3.1. Методика формирования грамматических представлений

3.2. Анализ данных контрольного эксперимента

3.3. Сравнительный анализ данных констатирующего и контрольного эксперимента

Выводы по третье главе

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ТЕЗАУРУС

ЛИТЕРАТУРА

ПРИЛОЖЕНИЯ

Выдержка:

Введение:

Актуальность исследования. Ребенок дошкольного возраста с ОНР III уровня в развитии речи отстает уже с первых месяцев жизни. В дальнейшем это отставание прогрессирует. В результате к началу дошкольного возраста у него оказываются несформированными такие предпосылки речевого разви-тия, как предметная деятельность, отсутствует интерес к окружающему, недос-таточно проявляются эмоции, не сфорирован фонематический слух, плохо раз-вит артикуляционный аппарат.

Недостатки грамматического строя речи препятствуют полноценному общению, вызывают трудности в овладении письмом. В связи с этим важное значение имеет длительная логопедическая работа, направленная на формиро-вание грамматически правильной фразы, умения изменять слова, различать слова по признакам категориальности.

Итак, диагностика и коррекция грамматического строя речи является ак-туальной проблемой и требует её изучения.

Особенности нарушения грамматического строя речи у детей с ОНР представлены в работах Н. Н. Трауготт, Р. Е. Левиной, С.Н. Шаховской, Е. Ф. Соботович, В. А. Ковшикова и других исследователей.

В.К. Орфинской разработаны принципы логопедической работы с детьми по формированию у них системы грамматического словообразования и слово-изменения. Воспитанию грамматического строя речи у детей посвящены рабо-ты Л.П. Голубевой, Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой, Л.Ф. Спировой. Исследования С.Н. Шаховской, Л.В. Трофимовой направлены на формирование у детей морфологической системы словоизменения, поскольку упражнения в словоизменении и словообразовании являются, по мнению дан-ных авторов, основными в развитии грамматического строя речи.

Цель исследования - изучение особенностей формирования грамматиче-ского строя речи у детей с ОНР III уровня.

Объект исследования - коррекционно-образовательный процесс по фор-мированию грамматического строя речи у детей с ОНР III уровня.

Предмет исследования - методы и приемы формирования грамматиче-ского строя речи у детей с ОНР III уровня.

Гипотеза исследования: Мы предполагаем, что успешное развитие грамматического строя речи детей с ОНР III уровня может происходить при условии комплексного воздействия, направленного на формирование навыка словоизменения, понимания и верного употребления предложно-падежных конструкций.

Глава 3:

Формирование словоизменения прилагательных у дошкольников с ОНР осуществлялось в более позд¬ние сроки, когда дети в основном овладели систе-мой словоизменения существительных, так как прила¬гательные «принимают» то или иное грамматиче¬ское значение, ту или иную форму в зависимости от формы существительного.

Трудность усвоения системы словоизменения при¬лагательных связана с отвлеченной семантикой прилагательных и с поздним их появлением в речи де-тей. Прилагательные, обозначающие признаки, свойства предметов, появляют-ся у детей на том уровне их интеллектуального развития, когда ребе¬нок стано-вится способным выделять из образа пред¬мета какой-либо признак, что, в свою очередь, вы¬зывает потребность в обозначении словом выделен¬ного свойства.

При формировании системы словоизменения прилагательных учитыва-лась последовательность появления в онтогенезе форм существительных и прилагательных, фонетические особенности формо¬образования прилагатель-ных.

Соблюдалась следующая последовательность в логопедической работе по формированию словоиз¬менения прилагательных.

1. Согласование прилагательного с существитель¬ным в именительном па-деже единственного и мно¬жественного числа:

1) формы мужского рода:

с ударным окончанием (голубой, большой, лес¬ной, дорогой, меховой);

с безударным окончанием (добрый, вкусный, красный, белый, желтый, веселый, синий, высокий и др.);

2) формы женского рода:

с ударным окончанием (голубая, большая, лес¬ная, дорогая, меховая);

с безударным окончанием (добрая, высокая, ве¬селая, холодная);

3) формы среднего рода:

с ударным окончанием (большое, смешное, ме¬ховое, голубое);

с безударным окончанием (вкусное, круглое, сладкое, красное, длинное, широкое, узкое).

2. Согласование прилагательного с существитель¬ным в косвенных паде-жах единственного числа:

1) в беспредложных конструкциях;

2) в предложных конструкциях.

3. Согласование прилагательного с существитель¬ным в косвенных паде-жах множественного числа:

1) в беспредложных конструкциях;

2) в предложных конструкциях.

Закрепление согласования прилагательного с су¬ществительным проводи-лось сначала в словосочета¬ниях, далее — в предложениях различной структу¬ры, позднее - в связной речи.

Вышеописанные особенности работы нашли свое отражение в речевых игра и логопедических занятиях, конспекты которых представлены в приложе-нии 3.

Заключение:

Актуальность нашего исследования обосновывалась распространенно-стью нарушений грамматического строя речи у детей с ОНР III уровня и необ-ходимостью его коррекции для успешного перехода к младшему школьному возрасту и обучения в школе.

В рамках нашего исследования были рассмотрены ведущие идеи и труды об особенностях формирования грамматического строя речи в онтогенез и у де-тей с ОНР III уровня таких исследователей как А.Н. Гвоздев, А.М. Шахнаро-вич, М.И. Поповой, А.Г. Арушановой и др.

У детей, отнесенных к третьей группе, целенаправленная деятельность нарушена при выполнении как вербальных, так и невербальных заданий. Для них характерны недостаточная кон¬центрация внимания, низкий уровень позна-вательной активнос¬ти, низкий объем представлений об окружающем, трудно-сти установления причинно-следственных связей. Однако дети имеют потенци-альные возможности для овладения абстрактными поня¬тиями, если со стороны логопеда им будет оказана помощь.

В научно-исследовательской литературе выделены следующие наруше-ния морфологиче¬ской системы языка у детей с ОНР: неправильное употребле-ние окончаний имен существительных, местоимений, прилагательных; падеж-ных и родовых окончаний количественных числитель¬ных; личных окончаний глаголов; окончаний глаголов в прошедшем времени; предложно-падежных конструкций.

Анализ результатов эмпирического исследования показал, что наиболь-шие трудности у всех учащихся с тяжёлыми нарушениями речи наблюдаются при образовании прилагательных. На втором месте по количеству ошибок - об-разование существительных, на третьем - образований предложных окончаний. Иерархия остальных ошибок в контрольной и экспериментальной группе раз-лична.

Так как основную массу ошибок дети с ОНР III уровня допускают при словообразовании и употреблении предлогов, коррекционно-развивающая ра-бота была проведена в данном направлении.

В процессе формирующего эксперимента была подобрана система рече-вых игр, направленных на формирование навыков самообразования и употреб-ления предложно-падежных конструкций и логопедические занятия.

Сравнительный анализ результатов исследования показал, динамика раз-вития в экспериментальной группе стала выше, чем в контрольной и различия между двумя выборками в уровне развития грамматического строя речи сокра-тились. Это указывает на эффективность выбранной нами методики на этапе формирующего эксперимента и является доказательством гипотезы о том, что успешное развитие грамматического строя речи детей с ОНР III уровня может происходить при условии комплексного воздействия, направленного на слово-изменения, понимания и верного употребления предложнопадежных конструкций.

Похожие работы на данную тему