Введение:
Актуальность исследования. Ребенок дошкольного возраста с ОНР III уровня в развитии речи отстает уже с первых месяцев жизни. В дальнейшем это отставание прогрессирует. В результате к началу дошкольного возраста у него оказываются несформированными такие предпосылки речевого разви-тия, как предметная деятельность, отсутствует интерес к окружающему, недос-таточно проявляются эмоции, не сфорирован фонематический слух, плохо раз-вит артикуляционный аппарат.
Недостатки грамматического строя речи препятствуют полноценному общению, вызывают трудности в овладении письмом. В связи с этим важное значение имеет длительная логопедическая работа, направленная на формиро-вание грамматически правильной фразы, умения изменять слова, различать слова по признакам категориальности.
Итак, диагностика и коррекция грамматического строя речи является ак-туальной проблемой и требует её изучения.
Особенности нарушения грамматического строя речи у детей с ОНР представлены в работах Н. Н. Трауготт, Р. Е. Левиной, С.Н. Шаховской, Е. Ф. Соботович, В. А. Ковшикова и других исследователей.
В.К. Орфинской разработаны принципы логопедической работы с детьми по формированию у них системы грамматического словообразования и слово-изменения. Воспитанию грамматического строя речи у детей посвящены рабо-ты Л.П. Голубевой, Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой, Л.Ф. Спировой. Исследования С.Н. Шаховской, Л.В. Трофимовой направлены на формирование у детей морфологической системы словоизменения, поскольку упражнения в словоизменении и словообразовании являются, по мнению дан-ных авторов, основными в развитии грамматического строя речи.
Цель исследования - изучение особенностей формирования грамматиче-ского строя речи у детей с ОНР III уровня.
Объект исследования - коррекционно-образовательный процесс по фор-мированию грамматического строя речи у детей с ОНР III уровня.
Предмет исследования - методы и приемы формирования грамматиче-ского строя речи у детей с ОНР III уровня.
Гипотеза исследования: Мы предполагаем, что успешное развитие грамматического строя речи детей с ОНР III уровня может происходить при условии комплексного воздействия, направленного на формирование навыка словоизменения, понимания и верного употребления предложно-падежных конструкций.
Глава 3:
Формирование словоизменения прилагательных у дошкольников с ОНР осуществлялось в более позд¬ние сроки, когда дети в основном овладели систе-мой словоизменения существительных, так как прила¬гательные «принимают» то или иное грамматиче¬ское значение, ту или иную форму в зависимости от формы существительного.
Трудность усвоения системы словоизменения при¬лагательных связана с отвлеченной семантикой прилагательных и с поздним их появлением в речи де-тей. Прилагательные, обозначающие признаки, свойства предметов, появляют-ся у детей на том уровне их интеллектуального развития, когда ребе¬нок стано-вится способным выделять из образа пред¬мета какой-либо признак, что, в свою очередь, вы¬зывает потребность в обозначении словом выделен¬ного свойства.
При формировании системы словоизменения прилагательных учитыва-лась последовательность появления в онтогенезе форм существительных и прилагательных, фонетические особенности формо¬образования прилагатель-ных.
Соблюдалась следующая последовательность в логопедической работе по формированию словоиз¬менения прилагательных.
1. Согласование прилагательного с существитель¬ным в именительном па-деже единственного и мно¬жественного числа:
1) формы мужского рода:
с ударным окончанием (голубой, большой, лес¬ной, дорогой, меховой);
с безударным окончанием (добрый, вкусный, красный, белый, желтый, веселый, синий, высокий и др.);
2) формы женского рода:
с ударным окончанием (голубая, большая, лес¬ная, дорогая, меховая);
с безударным окончанием (добрая, высокая, ве¬селая, холодная);
3) формы среднего рода:
с ударным окончанием (большое, смешное, ме¬ховое, голубое);
с безударным окончанием (вкусное, круглое, сладкое, красное, длинное, широкое, узкое).
2. Согласование прилагательного с существитель¬ным в косвенных паде-жах единственного числа:
1) в беспредложных конструкциях;
2) в предложных конструкциях.
3. Согласование прилагательного с существитель¬ным в косвенных паде-жах множественного числа:
1) в беспредложных конструкциях;
2) в предложных конструкциях.
Закрепление согласования прилагательного с су¬ществительным проводи-лось сначала в словосочета¬ниях, далее — в предложениях различной структу¬ры, позднее - в связной речи.
Вышеописанные особенности работы нашли свое отражение в речевых игра и логопедических занятиях, конспекты которых представлены в приложе-нии 3.
Заключение:
Актуальность нашего исследования обосновывалась распространенно-стью нарушений грамматического строя речи у детей с ОНР III уровня и необ-ходимостью его коррекции для успешного перехода к младшему школьному возрасту и обучения в школе.
В рамках нашего исследования были рассмотрены ведущие идеи и труды об особенностях формирования грамматического строя речи в онтогенез и у де-тей с ОНР III уровня таких исследователей как А.Н. Гвоздев, А.М. Шахнаро-вич, М.И. Поповой, А.Г. Арушановой и др.
У детей, отнесенных к третьей группе, целенаправленная деятельность нарушена при выполнении как вербальных, так и невербальных заданий. Для них характерны недостаточная кон¬центрация внимания, низкий уровень позна-вательной активнос¬ти, низкий объем представлений об окружающем, трудно-сти установления причинно-следственных связей. Однако дети имеют потенци-альные возможности для овладения абстрактными поня¬тиями, если со стороны логопеда им будет оказана помощь.
В научно-исследовательской литературе выделены следующие наруше-ния морфологиче¬ской системы языка у детей с ОНР: неправильное употребле-ние окончаний имен существительных, местоимений, прилагательных; падеж-ных и родовых окончаний количественных числитель¬ных; личных окончаний глаголов; окончаний глаголов в прошедшем времени; предложно-падежных конструкций.
Анализ результатов эмпирического исследования показал, что наиболь-шие трудности у всех учащихся с тяжёлыми нарушениями речи наблюдаются при образовании прилагательных. На втором месте по количеству ошибок - об-разование существительных, на третьем - образований предложных окончаний. Иерархия остальных ошибок в контрольной и экспериментальной группе раз-лична.
Так как основную массу ошибок дети с ОНР III уровня допускают при словообразовании и употреблении предлогов, коррекционно-развивающая ра-бота была проведена в данном направлении.
В процессе формирующего эксперимента была подобрана система рече-вых игр, направленных на формирование навыков самообразования и употреб-ления предложно-падежных конструкций и логопедические занятия.
Сравнительный анализ результатов исследования показал, динамика раз-вития в экспериментальной группе стала выше, чем в контрольной и различия между двумя выборками в уровне развития грамматического строя речи сокра-тились. Это указывает на эффективность выбранной нами методики на этапе формирующего эксперимента и является доказательством гипотезы о том, что успешное развитие грамматического строя речи детей с ОНР III уровня может происходить при условии комплексного воздействия, направленного на слово-изменения, понимания и верного употребления предложнопадежных конструкций.