Введение
Известно, что формирование правильной устной речи представляет собой сложный и длительный процесс. Овладение родным языком и в норме и при различных речевых нарушениях протекает в виде усвоения предложений разных типов. Многие специалисты по изучению речи детей (В.К. Воробьёва, Б.М. Гриншпун, Н.С. Жукова, В.А. Ковшиков, Р.Е. Левина, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева и др.) подчёркивают в своих работах, что предложение в развитии детской речи играет огромную роль. А.Н. Гвоздев отмечает, что «именно в предложениях формируются как отдельные словосочетания, так и отдельные грамматические категории с их внешним морфологическим выражением».
Оказание ранней помощи детям с задержкой речевого развития должно начинаться не с коррекции собственно недостатков речи, а с создания таких психологических условий, в которых стало бы возможным интенсивное развитие их речи. Одним из главнейших условий эффективности коррекционно-развивающей работы является взаимодействие взрослого с детьми в соответствии с ведущими мотивами и потребностями данного возраста. Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими речевого высказывания. Адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения в правильной интонационной форме - все это и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития речи.
1.3. Значение коррекционно-педагогической работы в развитии речи детей с ОНР дошкольного возраста
Целенаправленное формирование связной речи имеет важнейшее значение в общей системе логопедической работы с детьми с ОНР. Это определяется прежде всего ведущей ролью связной речи в обучении детей как старшего дошкольного, так и в особенности школьного возраста.
Дети с общим недоразвитием речи имеют особенности развития психических процессов: для них характерны неустойчивость внимания, снижение вербальной памяти и продуктивности запоминания, отставание в развитии словесно-логического мышления. Перечисленные особенности ведут к неумению вовремя включиться в учебно-игровую деятельность или переключиться с одного объекта на другой. Они отличаются быстрой утомляемостью, отвлекаемостью, повышенной истощаемостью нервных процессов.
Овладение связной речью возможно только при наличии определенного уровня сформированности словарного знака и грамматического строя речи. Поэтому на решение задач формирования связной речи ребенка должна быть направлена и речевая работа по развитию лексических и грамматических языковых навыков.
Список использованной литературы
1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. — М.: Академия, 2000.
2. Акименко В.М. Применение моделей артикуляции при исправлении нарушений произношения, Ставрополь, 2006
3. Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004.
4. Баринова Е.А. Лингвистические основы методики развития связной речи // Развитие речи учащихся: Уч. зап. ЛГПИ им. А.И. Герцена. Л., 1991.
5. Беккер К.-П. Динамика развития детей в возрасте от 3 до 9 лет // Дефектология. — 1991. — №3.
6. Белякова Л.И., Усанова О.Н., Гаркуша Ю.Ф., Фигередо З.З. Сравнительное психолого-педагогическое исследование дошкольников с ОНР и нормальной речью // Теория и практика коррекционного обучения дошкольников с речевыми нарушениями. — М., 1991.
7. Бородин A.M. Методика развития речи детей дошкольного возраста. М., 1998.
8. Беккер К.-П. Динамика развития детей в возрасте от 3 до 9 лет // Дефектология. — 1991. — №3. — С. 65-70.
9. Бельтюков В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи. — М.: Педагогика, 1977.
10. Белякова Л.И., Усанова О.Н., Гаркуша Ю.Ф., Фигередо З.З. Сравнительное психолого-педагогическое исследование дошкольников с ОНР и нормальной речью // Теория и практика коррекционного обучения дошкольников с речевыми нарушениями. — М., 1991.
11. Бородич А.М. Методика развития речи детей: Курс лекций для студентов пед. ин-тов по специальности «Дошкольная педагогика и психология». — М.: Просвещение, 1974
12. Блыскина И.В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей. Логопедический массаж: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. – СПб.: “ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2004.
13. Большакова С.Е. Речевые нарушения и их преодоление: Сборник упражнений. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
14. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М., 1956.
15. Гвоздев А.Н. Вопросы улучшения детской речи М. 1994
16. Гвоздев А.Н. От первых слов до первых классов. Саратов 1981
17. Гербова В.В. Занятия по развитию речи с детьми 4-6 лет (старшая разновозрастная группа). Книга для воспитателя детского сада. — М.: Просвещение, 1987.
18. Глухов В.П. Особенности формирования связной речи дошкольников с общим речевым недоразвитием: Учебметод. пособие для студентов дефектол. фак. пед. вузов. — М.: Грааль, 2001.
19. Глинка Г.А. «Развиваю мышление и речь». Санкт-Петербург. 2000 г.
20. Глухов В.П., Труханова Ю.А. «Наши дети учатся сочинять и рассказывать».Москва, Аркти, 2003 г.
21. Давидович Л.Р., Резниченко Т.С. Ребенок плохо говорит? Почему? Что делать?: Коррекц.- пед. работа с неговорящими детьми: Развитие у детей речевых возможностей, яз.способности. — М.: ГНОМ и Д, 2001.
22. Ефименкова Л.Н. «Формирование речи у дошкольников». Москва, Просвещение, 1981
23. Жукова Н.С., Мастюкова ЕМ, Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление об¬щего недоразвития речи у дошкольников. М., 2005.
24. Защиринская О.В. Психология детей с задержкой психического развития. — СПб.: Речь, 2004.
25. Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. — М.: Сов. Россия, 1979.
26. «Коррекционно - педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи». Под редакцией Ю.Ф. Гархуши. Москва, Сехачев В.Ю. Институт гуманитарных исследований. 2002
27. Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. М., 2002.
28. Крылова Н.Л. Общее и специфическое в работе логопеда и воспитателя логопедического детского сада по развитию речи детей //Дефектология. 1985
29. Караманенко Т.Н., Караманенко Ю.Г. Кукольный театр – дошкольникам. – М.: Просвещение, 1982. – 191с.
30. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей: Популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: Академия развития, 1997. - 208 с
31. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. — СПб.: Союз, 2002.
32. Малетина Н., Помомарева Л., «Моделирование в описательной речи детей с ОНР». Журнал «Дошкольное воспитание». 2004 г. №6
33. Мамайчук И.И., Ильина М.Н. Помощь психолога ребенку с задержкой психического развития. — СПб.: Речь, 2004.
34. Мариничева О.В., Елкина Н.В. Учим детей наблюдать и рассказывать. Ярославль, 1997.
35. Нечаева О.А. Функционально-смысловые типы речи. (Описание, повествова¬ние, рассуждение). М., 1996.
36. Обучение и воспитание дошкольников с нарушениями речи / Ред. сост. С.А. Миронова, М., 1957.
37. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной. М. 2001.
38. Петрова Т. И., Сергеева Е. Л., Петрова Е. С. Театрализованные игры в детском саду. - М.: “Школьная Пресса”, 2000. - 128 с.
39. Пожиленко Е.А. Артикуляционная гимнастика: Метод. рек. по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста. СПб., 2006.
40. Программа коррекционного: обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи 6-го года жизни / Сост. Т.Б. Филичева и Г.В. Чиркина. М., 1999.
41. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников. Учебно-методическое пособие / Под общ. Ред. Т.В. Волосовец. – М.: Институт общегуманитарных исследований, В. Секачев, 2002.
42. Работа логопеда с дошкольником (игры и упражнения) / автор-составитель: Большакова С.Е. – М.: А.П.О., 1996.
43. Развитие речи детей дошкольного возраста / Под ред. Ф.А. Сохина. М., 2004.
44. Смышляева Т.Н., Корчуганова Е.Ю., «Использование метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников». Журнал «Логопедия». 2005 г. №1
45. Сохин Ф.А. Основы развития речи дошкольников.— Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2002.
46. Текучев А.В. Методика русского языка в средней школе. М., 1986.
47. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста) / Под ред. Ф.А. Сохина. М., 2001.
48. Успенская Л.П., Успенский М.Б. Учитесь правильно говорить. М., 1991.
49. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. — М., 1997.
50. Худенко Е.Д., Шаховская С.Н.,Ткаченко Т.А. «Планы – конспекты логопедических занятий. III период обучения». Москва, НМ-Ц «развитие и коррекция», 1995
51. Шахнарович A.M. Психолингвистические проблемы овладения общением в онтогенезе // Теоретические и прикладные проблемы речевого общения. М., 1999.
52. Шашкина Г.Р., Зернова Л.П., Зимина И.А. Логопедическая работа с дошкольниками. — М.: Академия, 2003.
53. Шевцова Е.Е., Воробьева Е.В. Развитие речи ребенка от одного года до семи лет. — М.: Сфера, 2006.
54. Шипицына Л. М., Защиринская О. В., Воронова А. П., Нилова Т. А. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыки общения со взрослыми и сверстниками. (Для детей от 3 до 6 лет). – СПб: “ДЕТСТВО - ПРЕСС”, 1998. - 384 с.