Введение.
Проблема формирования грамматического строя речи является одной из самых актуальных проблем современной логопедии.
В современной педагогике решение этой проблемы осуществляется с учетом закономерностей речевого развития детей в норме на этапе онтогенеза. А.Н.Гвоздев в своих исследованиях, посвященных этому вопросу, выделяет два этапа формирования грамматического строя речи.
Первым является этап практического овладения грамматическим строем в ситуации речевого общения, на котором формируется языковое чутье. На втором этапе происходит осознание ребенком языковых закономерностей, что предполагает использование различных упражнений по совершенствованию языковых навыков.
Выделяют два этапа формирования грамматического строя речи. Первым является этап практического овладения грамматическим строем в ситуации речевого общения, на котором формируется языковое чутье. На втором этапе происходит осознание ребенком языковых закономерностей, что предполагает использование различных упражнений по совершенствованию языковых навыков.
Формирование практических грамматических умений осуществляется на специфических уроках формирования грамматического строя речи. Их цель - практическое усвоение, конкретизация и автоматизация у дошкольников грамматических закономерностей и обобщений.
Под общим недоразвитием речи (ОНР) у детей с нормальным слухом и интеллектом следует понимать такую форму речевой аномалии, при которой нарушается формирование каждого из компонентов речевой системы: фонетики, лексики, грамматики. При этом отмечается нарушение как смысловой, так и произносительной стороны речи.
У большинства дошкольников с ОНР имеется недоразвитие неречевых психических функций, которые тесно связаны с речью, таких как внимание, восприятие, память, мышление. Для этих детей характерны как типологические, так и индивидуальные особенности состояния речевых и неречевых психических функций.
Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей грамматического строя речи дошкольников с ОНР.
2.1. Организация и методика проведения экспериментального исследования.
"Задачей дифференцирующего исследования является представление характеристики личности в ее особенностях, в ее своеобразии и развитии. Разрешить эту задачу - значит показать основные черты личности, установить их связь в единстве личности, понять и объяснить их происхождение и сделать выводы о системе индивидуального воздействия на личность". Данное положение В.Н. Мясищева учитывалось при проведении экспериментального исследования особенностей грамматического строя речи дошкольников с ОНР. Для этого был определен контингент учащихся специальной логопедической группы ДОУ № 3 г. Москвы, соответствующий задачам исследования: дети дошкольного возраста (4-6 лет) с общим недоразвитием речи. Эксперимент проводился в январе 2006 года в течение нескольких дней.
Гипотеза исследования: у детей с ОНР дошкольного возраста имеются особенности в грамматическом строе речи, обусловленные общими закономерностями психического развития и структурой дефекта.
Выбор испытуемых группы «ОНР» (10 человек: 3 мальчика и 7 девочек) осуществлялся в логопедической группе на базе ДОУ № 3 г. Москвы. В эти группы поступают дети 3-4 лет, обучавшиеся ранее в других ДОУ г. Москвы и других городов, для дальнейшего обучения. Предварительные данные были получены из бесед с педагогами.
Отбор в исследуемую группу осуществлялся с учетом количества полных и неполных семей. В группе 3 семьи неполных: нет отца (или отчима). При этом семьи детей в целом относительно благополучны: родители имеют, в основном, высшее или средне-специальное образование, работают, включены в процесс воспитания, заинтересованы в хорошей успеваемости своих детей.
Обобщенные данные о социальной ситуации развития дошкольников исследуемой группы представлены в следующей таблице:
Литература.
1. Бельтюков В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоении устной речи. – М., 1977
2. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. – С-Пб.: Союз, 1997, С. 145.
3. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М., 1961
4. Дубровина И. В., Данилова Е. Е., Прихожан А. М. Психология: Учебник для студентов средних педагогических учебных заведений./ Под ред. И. В. Дубровиной. – М.: Издательский центр «Академия», 1999
5. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М., 1990
6. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция ОНР у дошкольников. – СПБ, 1999г.
7. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. – М. , 1969
8. Леонтьев А.Н. Избр. Психологические Произведения: В 2 т. М.: Педагогика, 1999, С. 171.
9. Логопедия / Учебное пособие для студентов педагогических вузов // Под ред. Волковой Л.С. М., 1989
10. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной. – М., 1968
11. Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста / Под. ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера. – М., 1988, С. 130.
12. Рау Е. Ф. О работе с детьми раннего возраста, имеющими недостатки слуха и речи. М, Изд-во АПН РСФСР, 1950
13. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – М., 1946 – 590с.
14. Серия статей в журнале "Дефектология" за 1985 – 1986 гг. Т.Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной
15. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А. Логопедическая работа в специальном детском саду. М., 1987
16. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. М., 1989.