Введение:
Статистические данные, описывающие, в числе прочего, и социально-экономические явления, должны быть представлены так, чтобы ими можно было пользоваться. Одним из способов представления данных является их графическое выражение.
Графики являются самой эффективной формой представления данных с точки зрения их восприятия. С помощью графиков достигается наглядность характеристики структуры, динамики, взаимосвязи явлений, их сравнения.
В данной курсовой работе будут описаны методы графического анализа статистических данных, а также исследованы возможности применения их для конкретных социально-экономических явлений.
Глава 5:
В 1915 г. американский комитет представителей групп, интересующихся графическими методами, представил отчет , рекомендующий правила построения графиков. За прошедшие годы проблемы графического представления претерпели некоторые изменения, но этот отчет по-прежнему охватывает множество моментов, требующихся для правильного представления данных. Из него извлечены следующие правила:
1. Общая структура графиков должна предполагать чтение слева направо.
2. Когда используется возможность изображать количества линейных величин с помощью, например площадей или объемов, вероятнее всего, что их всех не удастся верно истолковать.
3. Вертикальную шкалу для кривой независимо от ее назначения следует выбрать так, чтобы на рисунке оказалась нулевая отметка.
4. Если нулевая линия вертикальной шкалы окажется не перпендикулярной по отношению к графику, то нулевая линия должна быть показана с помощью горизонтальной оси.
5 Нулевые линии шкал для кривой следует резко отграничивать от других координатных линий.
6. Для кривых, которые имеют шкалу, изображающую проценты, как правило, желательно выделить каким-то образом линию 100% или другие линии, используемые в качестве основы для сравнения.
7. Когда шкала относится к датам, а представляемый период является неполным, лучше не выделять первые и последние ординаты, так как подобная диаграмма не отмечает начало или конец времени.
8. Когда кривые рисуются в логарифмических координатах, ограничительные линии должны находиться на том же уровне - кратном десяти - на логарифмических шкалах,
9. Рекомендуется показывать не больше координатных линий, чем это необходимо, чтобы облегчить чтение диаграммы.
10. Кривые линии диаграммы должны резко отличаться от прямых.
11. Для кривых, характеризующих труппы наблюдений, рекомендуется по возможности ясно указывать на диаграмме псе кривые, представляющие отдельные наблюдения.
12. Горизонтальную шкалу для кривых следует читать, как правило, слева направо, а вертикальную - снизу вверх.
13. Цифры на шкалах следует располагать слева и снизу или вдоль соответствующих осей.
14. Часто желательно включать в график цифровые данные или изображаемые формулы.
Заключение:
Графический метод анализа социально-экономических явлений облегчает рассмотрение данных, делает их наглядными, выразительными, обозримыми, а во многих случаях помогает уяснить сущность изучаемого явления, его закономерности и особенности, увидеть тенденции его развития, взаимосвязь характеризующих его показателей.
На графике сразу видны пределы изменения показателя, сравнительная скорость изменения разных показателей, их колеблемость.
Вместе с тем графики имеют определенные ограничения: прежде всего график не может включить столько данных, сколько может войти в таблицу; кроме того, на графике показываются всегда округленные данные - не точные, а приблизительные. Таким образом, график используется только для изображения общей ситуации, а не деталей. Последний минус - трудоемкость построения графиков. Но этот недостаток может быть преодолен использованием пакетов прикладных программ для компьютерной графики, таких как широко известная система SPSS.