Введение:
Собственный капитал составляет основу его деятельности предприятия и является важным источником финансовых ресурсов. Он призван поддерживать доверие клиентов к предприятию и убеждать кредиторов в его финансовой устойчивости.
В современных условиях в связи с растущим числом банкротств и просроченных ссуд по причине кризисных явлений в финансовом секторе усилилось внимание к адекватности собственного капитала предприятий.
За счет собственного капитала промышленные предприятия должны иметь 40-55% собственных средств для обеспечения своих потребностей в финансировании текущей деятельности.
Вместе с тем собственный капитал имеет первостепенное значение для обеспечения устойчивости предприятия и эффективности его работы. Собственный капитал в виде первоначального капитала (акционерного или долевого) необходим на начальных этапах деятельности предприятия, когда учредители осуществляют ряд первоочередных расходов, без которых предприятие не может начать свою работу. В дальнейшем расширение сферы деятельности предприятия, рост его активов находится в кратной зависимости от объема собственного капитала. Кроме того, капитал предприятия необходим для погашения как предвиденных, так и непредвиденных убытков в результате воздействия различных рисков.
Тема повышения уровня капитала и правильное управление им особенно актуальна сегодня, поскольку в условиях нынешней экономической ситуации не все организации могут поддерживать свою финансовую устойчивость, из-за резкого оттока денежных средств.
Целью исследования является рассмотрение теоретических положений, методов оценки, анализа и управления собственным капиталом акционерного общества, разработка практических рекомендаций, направленных на повышение эффективности его использования.
Предметом исследования является собственный капитал предприятия с позиций его формирования, оценки адекватности, а также управления.
Объектом исследования является ОАО «Русский продукт».
Для достижения данной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. определить экономическую сущность формирования и использования собственного капитала;
2. рассмотреть методы оценки эффективности функционирования собственного капитала;
3. провести анализ структуры, процесса формирования и эффективности использования капитала;
4. определить основные мероприятия направленные на повышение эффективности управления капиталом предприятия.
Методологическую основу работы составляют диалектический метод исследования теоретических аспектов темы, системный подход ко всем изучаемым процессам и явлениям, применение экономико-математических, статистических, социологических и маркетинговых методов при изучении прикладных аспектов темы.
В качестве специальных методов проведения исследования использованы приемы и методы финансового анализа коммерческих предприятий.
Глава 3:
Таким образом, в результате проведенных мероприятий собственный капитал предприятия увеличится за счет получения дополнительной прибыли на общую сумму 33821 тыс. руб.
Перейдем к поэтапному определению значений статей для формирования прогнозного баланса, определяемых с учетом проведенных мероприятий.
1. Собственный капитал:
• уставный капитал = 791888 тыс. руб.;
• добавочный капитал = 1162122 тыс. руб.
• резервный капитал = 9101 тыс. руб.
• нераспределенная прибыль (убыток) = 33821 – 745761 = -711940 тыс. руб.
Итого собственный капитал составит 1251171 тыс. руб.
2. Кредиторская задолженность.
Долгосрочная кредиторская задолженность = 905117 тыс. руб.
Увеличение объемов продаж непосредственно за счет освоения новых рынков сбыта, и привлечения новых клиентов непосредственным образом скажется на увеличении краткосрочной кредиторской задолженности. Сумма краткосрочной кредиторской задолженности при этом составит: 448340 тыс. руб. ? 123% = 551458 тыс. руб.
Краткосрочные кредиты и займы по причине сохранения текущего уровня затрат на обслуживание долга оставим неизменными 898142 тыс. руб.
Общая сумма краткосрочных пассивов: 898142 тыс. руб. + 551458 тыс. руб. = 1449600 тыс. руб.
3. Величина внеоборотных активов.
В плановом периоде техническое перевооружение не планируется. Таким образом, сумма внеоборотных активов в части основных средств уменьшится на величину начисленных амортизационных отчислений (4,9%) и составит: 2116462 – 1873731 ? 4,9% = 2024649 тыс. руб.
4. Определение величины оборотных активов по статьям.
По причине увеличения объемов продаж на 23% следует ожидать и рост складских запасов в части сырья и материалов ориентировочно такими же темпами. Таким образом, значение статьи «сырье и материалы» составит 507473 тыс. руб. (412580 ? 23%).
По статье «готовая продукция и товары для перепродажи»: 92703 тыс. руб. ? 23% = 114025 тыс. руб.
По статье «расходы будущих периодов»: 5625 тыс. руб.
Итого величина запасов и затрат составит: 507473 + 114025 + 5625 = 627123 тыс. руб.
Далее определим показатель дебиторской задолженности.
При увеличении объемов продаж на 23% увеличится и объем задолженности покупателей и заказчиков на заданную величину и таким образом составит 545430 тыс. руб. (443439 ? 23%).
При расчете данного показателя мы учитываем всю сумму дебиторской задолженности, а не только в объеме задолженности покупателей и заказчиков, т.к. она в полном размере зависит от изменений в текущей деятельности предприятия.
Для показателей «налог на добавленную стоимость» и «краткосрочные финансовые вложения» оставим неизменные значения 4306 тыс. руб. и 152700 тыс. руб. соответственно.
Используя равенство баланса, определим величину по статье «денежные средства». Для этого вычтем из общей суммы определенных пассивов, рассчитанные показатели по статьям активов согласно прогнозируемым изменениям.
Сумма денежных средств составит: (1251171 + 905117 + 1449600) – (2024649+627123+545430+4306+152700) = 251680 тыс. руб.
Полученные данные представим в виде таблицы 3.9.
Заключение:
В результате проведенного исследования был произведен анализ по следующим направлениям задач:
- дана характеристика сущности и порядок формирования акционерного капитала;
- определены показатели, определяющие структуру акционерного капитала;
- проведено исследование методов управления акционерным капиталом предприятия;
- проведен анализ акционерного капитала ОАО «Русский продукт» с позиции его инвестиционной привлекательности;
- предложены мероприятия по повышению эффективности управления акционерным капиталом ОАО «Русский продукт».
Формирование приемлемой структуры капитала акционерных обществ предполагает планирование, координацию и контроль выбора источников финансирования при непосредственном участии руководства компании в вопросе определения инвестиционных характеристик. Такое требование обусловлено необходимостью всестороннего улучшения инвестиционной привлекательности компании. Данный подход несколько шире по сравнению со сложившимися определениями структуры капитала, представленными в работах авторов, затрагивающих те или иные аспекты проблемы формирования привлекательности компании для потенциальных инвесторов.
В более широком смысле под управлением акционерным капиталом понимается вся совокупность действий руководства, влияющих на акционерную стоимость. В этом, расширенном смысле, будет пониматься управление капиталом в данной работе. Управление акционерным капиталом - это во многом искусство. Однако для того чтобы эффективно управлять капиталом необходимо понимать его экономическую природу, структуру, особенности каждой составляющей, характер присущих ему качественных и количественных закономерностей.
В основе всей системы должна лежать общая стратегия развития предприятия, выработанная на основании стратегического управления (менеджмента) конкретного предприятия. В поддержку данных планов развития бизнеса ОАО «Русский продукт» планирует расширение производства, как за счет модернизации основных фондов, так и за счет увеличения производственной базы. Обновление основных фондов и техническое перевооружение производства будет в перспективе способствовать снижению себестоимости, расширению ассортимента и увеличению объема производимой продукции.
Сбытовая стратегия «Русского продукта» ориентирована на укрепление позиций в регионах путем поддержания и расширения целостной и лояльной системы дистрибуции. Кроме того, планируется расширение продаж товаров на рынках ближнего зарубежья.
В результате проведенного анализа было установлено, что:
• Большая часть собственных средств капитала предприятия была сформирована за счет наиболее неустойчивых и нестабильных средств, и, прежде всего – добавочного капитала. Следовательно, ОАО «Русский продукт» не имеет достаточно собственных средств, которые могут обеспечить продолжение его текущей работы в случае непредвиденных потерь;
• По результатам работы в 2007 - 2009 гг. ОАО «Русский продукт» было убыточным, причем анализируя динамику показателей, можно отметить следующее: несмотря на рост выручки от продаж на 87890 тыс. руб.и увеличения оборачиваемости активов на 0,13 произошло существенное увеличение суммы убытка в 2008 году, по сравнению с аналогичным показателем 2007 года. За анализируемый период произошло падение рентабельности собственного капитала на 22,96%. В 2009 году предприятие улучшило свои финансовые показатели деятельности, сократив убыток на 155343 тыс. руб., но тем не менее положение до сих пор характеризуется как неблагоприятное и требует разработки мероприятий по оптимизации структуры и увеличения собственного капитала.
Таким образом, ОАО «Русский продукт» крайне неэффективно использует имеющиеся ресурсы и требуется провести ряд мероприятий направленных на сокращение расходов с целью увеличения такой составляющей собственного капитала как нераспределенная прибыль.
В целом обеспечение оптимальной структуры капитала для ОАО «Русский продукт» может быть произведено только за счет оптимизации доли собственного капитала в общей структуре источников финансирования деятельности предприятия, т.к. затраты на обслуживание текущей и долгосрочной кредиторской задолженности, существующей на данный момент приводят к возникновению убытка на предприятии, отрицательно сказываясь на финансовых результатах деятельности. Увеличение собственного капитала может быть произведено либо за счет дополнительной прибыли, полученной при снижении себестоимости, а также за счет дополнительной эмиссии акций.