Введение:
Система - совокупность элементов, находящихся в отношениях и свя-зях друг с другом, которая образует некоторую целостность, единство. Среди се основных признаков следует назвать: множественность элементов, цело-стность и единство между ними, наличие определенной структуры. Вместе с тем система имеет свойства, отличные от свойств своих элементов. Всякая система имеет входное воздействие, структуру обработки входного воздейст-вия, конечные результаты и обратную связь.
Выделяют системы материальные и абстрактные, статичные и дина-мичные, органические и неорганические, открытые и закрытые, и т. д. в зави-симости от оснований классификации систем.
Организация в менеджменте - это объединение людей, совместно реа-лизующих некоторую программу или достигающих определенной цели и действующих на основе определенных процедур и правил. В общем смысле под организацией имеют в виду способы упорядочения и регулирования дей-ствий отдельных индивидов и социальных групп. В узком смысле под орга-низацией понимают относительно автономную группу людей, ориентирован-ную на достижение некоторой заранее определенной цели, реализация кото-рой требует совместных координированных действий.
Организация как система управления - одно из ключевых понятий тео-рии организации, которое связанно с:
• целями;
• функциями;
• процессом управления;
• квалификацией менеджеров;
• распределением полномочий для достижения определенных це-лей.
В рамках этой системы протекает весь управленческий процесс, в ко-тором участвуют менеджеры всех уровней, категорий и профессиональных специализаций. Организация построена для того, чтобы все протекающие в ней процессы осуществлялись своевременно и качественно. Отсюда то вни-мание, которое уделяют ей руководители организаций и специалисты, стре-мящиеся к непрерывному совершенствованию, развитию как системы в це-лом, так и ее отдельных составляющих.
Развитие и совершенствование предприятия базируется на тщательном и глубоком знании деятельности организации, что требует проведения иссле-дования систем управления.
Система управления организацией является сложной системой, создан-ной для сбора, анализа и переработки информации с целью получения мак-симального конечного результата при определённых ограничениях.
Цель данной работы - анализ различных систем управление организа-циями, и рассмотрение алгоритма её построения.
Информационная база работы – учебники и учебно-методическая лите-ратура, материалы периодической печати, аналитические материалы, пред-ставленные в сети «Интернет».
Глава 3:
Кроме того, при установлении показателей стратегического контроля руководство должно установить субординацию временных предпочтений. Субординация должна отражать общее стратегическое отношение организа-ции к долгосрочному и краткосрочному взглядам на эффективность.
Также при установлении показателей стратегического контроля важно отразить в структуре этих показателей структуру интересов отдельных групп влияния. Цели организации формируются на основе баланса интересов раз-личных групп влияния. Такой же подход необходимо реализовывать и при установлении параметров стратегического контроля.
Система измерения и отслеживания параметров
Вторым элементом системы стратегического контроля является созда-ние системы измерения и отслеживания состояния параметров контроля. Это очень трудная задача, так как во многих случаях измерить их не так уж про-сто. Например, серьезные трудности возникают при измерении интегрально-го, синергического эффекта. Часто бывает так, что результат отдельных ви-дов деятельности можно измерить довольно легко, а сложение этих результа-тов уже не поддается измерению.
Существует четыре возможных подхода к построению систем измере-ния и отслеживания. Первая система - это система контроля на основе ры-ночных показателей функционирования фирмы. Здесь могут измеряться це-ны на продукты фирмы, цены на акции фирмы и доход на инвестированный капитал. Измерение ведется в рыночном сравнении состояния этих парамет-ров. Второй подход - это измерение и отслеживание состояния выхода раз-личных подразделений организации. В этом случае отдельным подразделе-ниям (структурным единицам) организации устанавливаются цели, и после этого оценивается то, насколько они выполняют поставленные им задания. Третий подход - это так называемый бюрократический подход к контролю. В случае этого подхода досконально описывается то, как надо работать, какие выполнять действия и т.п. То есть устанавливаются подробные процедуры и правила поведения и действия. При таком подходе отслеживается и контро-лируется не то, что получено, а то, насколько верно выполняются установ-ленные процедуры и правила. Основой бюрократического подхода является стандартизация. Четвертый подход к измерению и отслеживанию состояния параметров организации базируется на установлении нормоотношений и сис-темы ценностей в организации. В этом случае контроль превращается в са-моконтроль. Не кто-то контролирует результаты деятельности других, а сами участники деятельности в процессе ее выполнения контролируют свою рабо-ту и свои результаты с позиций интересов организации.
Сравнение и оценка результата
Третий элемент системы контроля - сравнение реального состояния па-раметров контроля с их желаемым состоянием. При проведении данного сравнения менеджеры могут столкнуться с тремя ситуациями: реальное со-стояние выше (лучше) желаемого, реальное состояние соответствует желае-мому и, наконец, реальное состояние хуже желаемого.
Четвертый, заключительный элемент - оценка результата сравнения и принятие решения по корректировке. Если реальное состояние соответствует желаемому, обычно принимается решение о том, что ничего менять не надо. В случае, когда реальное состояние параметра контроля лучше желаемого, можно увеличить желаемое значение параметра контроля, но только при ус-ловии, что это не будет противоречить целям организации. Когда же реаль-ное состояние параметра контроля ниже его желаемого состояния, необхо-димо выявить причину этого отклонения и, если надо, провести корректи-ровку в поведении организации. Эта корректировка может касаться как средств достижения целей, так и самих целей.
Проведение корректировки
Проведение корректировки проходит по следующей схеме. Прежде всего проводится пересмотр параметров контроля. Для этого уясняется то, насколько выбранные параметры контроля и определенное для них желаемое состояние соответствуют установленным целям организации и выбранной стратегии. Если обнаруживается противоречие, то происходит корректировка параметров. Если же параметры контроля не противоречат целям и стратеги-ям, то начинается пересмотр целей. Для этого руководство сравнивает вы-бранные цели с текущим состоянием среды, в которой приходится функцио-нировать организации. Может случиться так, что изменение условий делает невозможным достижение поставленных целей. В таком случае они должны быть скорректированы. Но если среда позволяет организации и далее идти к поставленным целям, то следует процесс корректировки перевести на уро-вень стратегии фирмы.
Пересмотр стратегии предполагает уяснение того, не привели ли из-менения в среде к тому, что реализация выбранной стратегии в дальнейшем становится затруднительной либо же стратегия уже не сможет привести ор-ганизацию к поставленным целям. Если это так, то следует провести пере-смотр стратегий. Если нет, то причины неудовлетворительной работы орга-низации надо искать в ее структуре или в системе информационного обеспе-чения, либо же в функциональных системах обеспечения деятельности орга-низации. Может оказаться, что и в этих областях все нормально. Тогда при-чину неуспешной работы организации надо искать на уровне отдельных опе-раций и процессов. В этом случае корректировка должна коснуться того, как сотрудники выполняют свою работу, и быть направлена на улучшение сис-тем мотивирования, повышения квалификации работников, совершенствова-ние организации труда и внутриорганизационных отношений и т.п.
Проведение стратегического контроля имеет очень большое значение для организации, более того, неправильно организованная работа по контро-лю может создавать трудности в работе организации и даже наносить ей вред. К числу возможных негативных проявлений функционирования систе-мы контроля относятся следующие:
Заключение:
Управление - это процесс воздействия на систему с целью поддержания заданного положения или перевода ее в новое состояние. Любая система управления должна иметь четыре основных элемента:
- вход основной системы;
- выход основной системы;
- канал обратной связи (воспринимающее устройство, измеряющее и передающее информацию о состоянии выхода);
- блок управления, сравнивающий фактический и заданный выход и в случае необходимости вырабатывающий управляющее воздействие.
В настоящее время в составе организации как системы управления вы-деляют следующие подсистемы:
1. структура управления;
2. техника управления;
3. функции управления;
4. методология управления.
Надо отметить, что систему управления можно рассматривать как с по-зиции статики, т. е. как некий механизм (организация), так и с позиции дина-мики - как управленческую деятельность.
Подходы (методология) к управлению включают в себя цели, законы, принципы, методы и функции, технологии управления и практику управлен-ческой деятельности. Основной задачей системы управления организации ставится формирование профессиональной управленческой деятельности.
Процесс управления, как элемент управленческой деятельности, вклю-чает в себя: систему коммуникации, разработку и реализацию управленче-ских решений, информационное обеспечение.
Структура и техника управления являются элементами механизма управления и включают себя соответственно:
- структуру управления организации, во многом определяющуюся по отношению к другим элементам. Структура органов управления и должно-стей, распределение между ними полномочий и ответственности часто пре-допределяет технику управления, процесс, методы, функции и схему органи-зационных отношений с учетом профессионализма персонала;
- компьютерную и оргтехнику, мебель, каналы передачи информации (сети связи), систему документооборота. Стройность и действенность систе-мы управления в немалой степени зависит от системы документооборота предприятия. От нее напрямую зависит и число ошибок учета и планирова-ния, и оперативность реагирования на определенное воздействие. На практи-ке все более широкое понимание находит истина, что функциональность ор-ганизации рабочего места повышает производительность труда работника и управленца не только технически, но и в результате получения ими положи-тельного эмоционального настроя.
Сущность управления можно проследить через эволюцию представле-ния об организации как основного объекта управления. Выделяют пять пере-численных ниже этапов.
Организация представляется как сумма трудовых операций. Управлять - значит правильно организовать производственные процессы и повышать производительность труда. Организация конструируется и контролируется менеджерами.
Организация - это административная пирамида как наиболее устойчи-вое строение (административный механизм). Ей присуща четкая структура, единоначалие, разделение труда, баланс полномочий и ответственности, кор-поративная мораль.
Организация - бюрократия, где человек - это винтик огромной машины, материал для построения целого, не имеющий право на индивидуальные особенности. Индивидуальность личности подавляется разработкой и пред-писанием точного соблюдения инструкций практически "на все случаи жиз-ни".