Введение:
Подростковый возраст – один из самых противоречивых и сложных периодов, время стремительных изменений в жизни ребенка. Неслучайно подростковый период называют «вторым рождением», так как именно в дан-ном периоде происходит становление подростка как личности, формирова-ние качеств и навыков, необходимых для самостоятельной жизни. От того, каким образом завершится подростковый период, зависит дальнейшая жизнь человека – сформируются ли необходимые коммуникативные навыки обще-ния с людьми, удастся ли найти какое-либо устойчивое увлечение и опреде-литься с выбором профессии, сформируется ли круг общения и каким он бу-дет, появятся ли друзья, как будут складываться отношения с противополож-ным полом.
В подростковом возрасте происходит изменение отношений с родите-лями. Подросток начинает отдаляться от них, находя интересы в компании сверстников. Межличностное общение со сверстниками является ведущей деятельностью данного периода.
Преодоление границы: родители и сверстники – основная задача под-росткового возраста. От успешности ее решение зависит степень самостоя-тельности, активности, готовности ко взрослой жизни. На успешность реше-ния данной задачи оказывают влияние многие факторы: стиль воспитания и общения в семье, контроль со стороны родителей, принятие подростка таким, какой он есть или отказ от принятия изменений, которые с ним происходят. Важность и значимость изучения преодоления границы: родители и сверст-ники определяет актуальность исследования.
Целью работы является изучение преодоления границы: сверстники и родители.
Для решения поставленной цели необходимо последовательно решить следующие задачи теоретического и прикладного характера:
1. Дать общую характеристику подросткового возраста.
2. Проанализировать роль общения в подростковом возрасте, особен-ности общения со сверстниками и родителями, охарактеризовать основные стили семейного воспитания.
3. Провести эмпирического исследования преодоления границы: свер-стники и родители.
4. Проанализировать полученные результаты, сделать выводы.
5. Разработать рекомендации для родителей, способствующие сниже-нию напряженности в отношениях с детьми подросткового возраста.
Объектом исследования является общение в подростковом возрасте.
Предмет исследования – особенности общения с родителями и свер-стниками.
В качестве гипотезы исследования мы выдвигаем предположение о том, что успешность контакта со сверстниками во многом зависит от стиля воспитания в семье и особенностей поведения родителей.
В исследовании были использованы следующие методы:
1. Теоретический анализ литературы.
2. Диагностические методы:
- опросник «Родителей оценивают дети»;
- опросник межличностных отношений;
- опросник «Диагностика принятия других» (по шкале Фейя).
3. Методы статистической обработки данных:
- коэффициент корреляции Пирсона.
В исследовании приняло участие 22 испытуемых в возрасте 12-13 лет, 10 девушек и 12 юношей.
Глава 2:
13. Предпочтение в подростке детских качеств (ПДК). Этот вид на-рушения воспитания обусловлен потворствующей гиперпротекцией. У роди-телей появ¬ляется стремление игнорировать взросление детей, стимулировать у них детс¬кие качества (детскую импульсивность, непосредственность, игри-вость). Для таких родителей ребенок все еще «маленький». Нередко они от-крыто призна¬ют, что маленькие дети им вообще нравятся больше, что со старшими уже не так интересно.
14. Воспитательная неуверенность родителей (ВН). Наблюдается чаще всего при таких нарушениях воспитания, как потворствующая гиперпротек-ция или пониженный уровень требований. Воспитательную неуверенность родителя можно было бы назвать «слабым местом» личности родителя. В этом случае происходит перераспределение власти в семье между ребенком и родителем. Родитель «идет на поводу» у подростка, уступает даже в вопро-сах, в которых, по его собственному мнению, уступать нельзя.
15. Фобия утраты ребенка (ФУ). Чаще всего ложится в основу господ-ствую¬щей или доминирующей гиперпротекции. «Слабое место» — повы-шенная не¬уверенность родителей, боязнь ошибиться, преувеличенное пред-ставление о хрупкости «ребенка», его болезненности. Страх заставляет одних родителей тревожно при¬слушиваться к каждому пожеланию подростка и спешить с его выполнением (потворствующая гиперпротекция), других — мелочно опекать его (домини¬рующая гиперпротекция).
16. Неразвитость родительских чувств (НРЧ) препятствует интегра-ции се¬мьи и лежит в основе таких типов нарушения воспитания, как гипер-протек¬ция, эмоциональное отвержение, «повышенная моральная ответствен-ность», жестокое обращение. Воспитание является адекватным лишь тогда, когда ро¬дителями движут достаточно сильные мотивы: чувство долга, сим-патия, лю¬бовь к ребенку, потребность «реализовать себя» в детях, «продол-жить себя».
17. Проекция на ребенка собственных нежелательных качеств (ПНК). В боль¬шинстве случаев составляет основу эмоционального отвержения, жес-токого обращения. Причиной такого воспитания подростка является то, что в ребен¬ке родитель видит те черты, наличие которых он ощущает, но не при-знает в самом себе.
18. Вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания (ВК). Как правило, является первопричиной типа воспитания, соединяющего в себе по¬творствующую гиперпротекцию одного родителя с отвержением либо до-ми¬нирующей гиперпротекцией другого.
Опросник межличностных отношений направлен на выявление основ-ных тенденций в общении.
Опроник состоит из 54 вопросов, на которые нужно дать один из 5 ва-риантов ответов: 1- обычно; 2- часто; 3 - иногда; 4- случайно; 5 - редко; 6-никогда.
Опросник межличностных отношений выявляет следующие тенденции:
Ie – тенденция находиться в обществе других людей:
- высокий показатель означает, что индивид чувствует себя хорошо среди людей и будет стараться их найти;
- низкий показатель означает, что индивид не чувствует себя хорошо среди людей и будет склонен их избегать.
Iw – желание, чтобы другие проявляли интерес к индивиду и принима-ли его в свое общество:
- высокий показатель означает, что индивид имеет сильную потреб-ность быть принятым остальными и принадлежать к их обществу;
- низкий показатель означает, что индивид имеет склонность общаться с малым количеством людей.
Ce – тенденция контролировать отношения с другими:
- высокий показатель означает, что индивид старается брать на себя от-ветственность, соединенную сведущей ролью;
- низкий показатель означает, что индивид избегает принятия решений и взятия на себя ответственности.
Cw – тенденция подчинятся другим в общении:
- высокий показатель означает, что индивид испытывает зависимость и колебания при решении;
- низкий показатель означает, что индивид не приемлет контроля над собой.
Ae – тенденция устанавливать близкие отношения с другими:
- высокий показатель означает, что индивид имеет склонность устанав-ливать близкие отношения с другими;
- низкий показатель означает, что индивид очень осторожен при уста-новлении близких отношений.
Aw – желание индивида, чтобы другие устанавливали с ним глубокие эмоциональные отношения:
- высокий показатель означает, что индивид требует, чтобы остальные без разбора устанавливали с ним близкие эмоциональные отношения;
- низкий показатель означает, что индивид очень осторожен при выбо-ре лиц, с которыми создает более глубокие эмоциональные отношения.
Методика «Диагностика принятия других» (по шкале Фейя) направ-лена на диагностику уровня принятия других.
Методика состоит из 18 вопросов, на которые нужно дать один из следующих вариантов ответа: 0 – практически всегда; 1 – часто; 2 – иногда; 3 – случайно; 4 – очень редко.
Подсчитывается сумма баллов, набранная испытуемым. При подсчете необходимо инвертировать баллы по обратным суждениям.
Интерпретация результатов происходит следующим образом:
• 60 баллов и больше – высокий показатель принятия других;
• 45-60 баллов – средний показатель принятия других с тенденци-ей к высокому;
• 30-45 баллов – средний показатель принятия других с тенденци-ей к низкому;
• 30 баллов и меньше – низкий показатель принятия других.
В исследовании приняло участие 22 испытуемых: 15 из них - в воз-расте 12-ти лет, 7 – в возрасте 13-ти лет; 10 девушек и 12 юношей.
У всех испытуемых полные семьи.
Заключение:
Наше исследование посвящено изучению особенностей преодоления подростками границы: родители и сверстники.
Подростковый период обычно он соотносится с хронологическим возрастом с 10—11 до 14—15 лет.
В подростковом возрасте происходит процесс полового созревания, формируются новые элементы самосознания, типы отношений со сверстни-ками, родителями и другими людьми, моральные принципы, новые представ-ления о будущем. Учебная деятельность отходит на второй план, происходит активная смена интересов, поиск себя.
Для подросткового возраста характерны следующие реакции при взаимодействии с окружающей средой: реакция эмансипации, реакция «от-рицательной имитации», реакция группирования, реакция увлечения (хобби-реакция), реакции, обусловленные формирующимся сексуальным влечением (повышенный интерес к сексуальным проблемам, ранняя половая жизнь, онанизм и т.д.).
Основным новообразованием подросткового возраста является воз-никновение чувства взрослости.
Ведущей деятельностью подросткового периода является интимно-личностное общение. Здесь складываются две разные по своему значению для психического развития системы взаимоотношений: одна со взрослыми, другая со сверстниками. Преодоление границы: родители и сверстники явля-ется важной задачей подросткового возраста.
Общение со сверстниками возникает потому, что они становятся для подростка своеобразным зеркалом, которое отражает сходство с ними и от-личия. Сверстники становятся эталоном для подражания, по ним подросток сверяет свои ценности, поскольку последние могут быть такими же, как и у других ребят.
Потребность быть принятым средой значимых людей, боязнь быть от-вергнутым являются главными в общении подростка. Они ищут поддержку у сверстников, чтобы справиться с физическими, эмоциональными и социаль-ными изменениями, которые с ними происходят.
Подростковый период – возраст формирования дружеских отноше-ний. Именно через дружбу подросток усваивает черты взаимодействия лю-дей: сотрудничество, взаимопомощь, взаимовыручка, риск ради другого и т.п.
В подростковом периоде возникает дружба между подростками раз-ного пола, которая может перерасти в интимные отношения. Интерес к ро-весникам изменяет отношение и к самому себе – появляется желание стать лучше.
В этот период интенсивно перестраиваются отношения подростков с родителями. Стремление обрести себя как личность порождает потребность в отчуждении от всех тех, кто привычно, из года в год оказывал на него влия-ние, и в первую очередь это относится именно к родительской семье. Отчуж-дение по отношению к семье внешне вы¬ражается в негативизме.
Между детьми и родителями возникает эмоциональная дистанция.
Особенности отношений подростка с родителями во многом зависят от стиля семейного воспитания и особенностей общения в семье.
В исследовании приняло участие 22 испытуемых: 15 из них - в воз-расте 12-ти лет, 7 – в возрасте 13-ти лет; 10 девушек и 12 юношей.
Процесс проведения исследования заключался в последовательном заполнении диагностических методик: опросникф «Родителей оценивают де-ти»; опросника межличностных отношений; опросника «Диагностика приня-тия других» (по шкале Фейя).
В результате проведенного корреляционного анализа были сделаны следующие выводы:
1. Чем выше требовательность родителей, тем ярче у ребенка прояв-ляется тенденция к избеганию.
2. Чем меньше санкций по отношению к ребенку применяют родите-ли, тем больше проявляется тенденция к общению.
3. Чем ниже уровень гиперпротекции, тем сильнее у ребенка проявля-ется тенденция к общительности, установлению близких отношений, выше уровень принятия.
4. Чем выше требования-запреты родителей, тем меньше проявляется тенденция к общению.
5. Чем большее распределение родительских чувств происходит на ребенка, тем ниже потребность в общении ребенка и уровень принятия.
6. Чем меньше родители предпочитают в ребенке детские качества, тем выше будет потребность в общении.
7. Чем ниже у родителей фобия утраты, тем выше у ребенка проявля-ется тенденция к общению и тем выше уровень принятия.