Введение:
Подростковый возраст – один из самых противоречивых и сложных периодов, время стремительных изменений в жизни ребенка. Неслучайно подростковый период называют «вторым рождением», так как именно в данном периоде происходит становление подростка как личности, формирование качеств и навыков, необходимых для самостоятельной жизни. От того, каким образом завершится подростковый период, зависит дальнейшая жизнь человека – сформируются ли необходимые коммуникативные навыки общения с людьми, удастся ли найти какое-либо устойчивое увлечение и определиться с выбором профессии, сформируется ли круг общения и каким он будет, появятся ли друзья, как будут складываться отношения с противоположным полом.
В подростковом возрасте основным для подростка является социальное поведение, реализующееся через межличностное общение. Круг общения, формирующийся в данный период, а также личностные качества самого подростка определяют возникновения асоциального или девиантного поведения. Последствия девиантного поведения могут быть необратимыми. Именно поэтому исследования социального поведения подростков и факторов, его определяющих, является актуальной проблемой.
Целью работы является изучение особенностей социального поведения подростков.
Для реализации поставленной цели необходимо последовательно решить следующие задачи:
1. Дать характеристику подростковому возрасту.
2. Описать роль общения в социальном поведении подростков, отметить роль процесса группирования в подростковом возрасте.
3. Охарактеризовать особенности девиантного поведения и его основные виды.
4. Провести эмпирическое исследование особенностей социального поведения подростков.
5. Проанализировать полученные результаты и сделать выводы.
Объектом исследования подростковый возраст.
Предмет исследования – особенности социального поведения подростков.
В качестве гипотезы нашего исследования мы выдвигаем предположение о том, что социальное поведение подростка определяется его статусом в группе, а также уровнем развития коммуникативных навыков.
В работе были использованы следующие методы:
1. Теоретический анализ литературы.
2. Диагностические методы:
- методика «Социометрия»;
- методика «Q-сортировка» Стефансона;
- методика «Диагностика коммуникативных и организаторских склонностей»;
3. Методы статистической обработки данных:
- ?*-критерий углового преобразования Фишера;
- коэффициент ранговой корреляции Ч. Спирмена.
Глава 2:
Таким образом, у 20% испытуемых уровень коммуникативных склонностей ниже среднего, т.е. они не стремятся к общению, предпочитают проводить время наедине с собой. В новой компании или коллективе чувствуют себя скованно. Испытывают трудности в установлении контактов с людьми. Не отстаивают своего мнения, тяжело переживают обиды. Редко проявляют инициативу, избегают принятия самостоятельных решений. У 45% испытуемых – средний уровень, т.е. они стремятся к контактам с людьми, отстаивают свое, однако потенциал их склонностей не отличается высокой устойчивостью; у 30% испытуемых – высокий уровень коммуникативных склонностей, т.е. они не теряются в новой обстановке, быстро находят друзей, стремятся расширить круг своих знакомых, помогают близким и друзьям, проявляют инициативу в общении, способны принимать решения в трудных, нестандартных ситуациях.
Уровень организаторских склонностей у 40% испытуемых – низкий, у 50% - средний и у 10% - высокий.
Разделим исследуемую выборку на две группы. В первую группу входят испытуемые, являющиеся лидерами в социометрическом исследовании по параметру личной симпатии и испытуемые, находящиеся в группе «предпочитаемых» - Малышева Екатерина, Дмитриева Ксения, Катков Денис, Катков Павел, Милюков Глеб и Сабаева Виктория. Во вторую группу входят испытуемые, находящиеся в группе «игнорируемых» и «отвергнутых» - Данилова Алена, Князева Ксения, Милюков Егор, Самедов Камиль, Сыщикова Александра, Волосатов Олег, Гречко Андрей, Иванова Ольга, Ковылина Екатерина, Левченко Екатерина, Соляр Анастасия, Сорокин Владислав, Голышев Илья и Фроленков Кирилл.
Рассмотрим преобладающие стратегии поведения в группе у испытуемых, первой и второй группы. В первой группе тенденция к независимости проявляется у 83% испытуемых, во второй группе – у 50%. Тенденция к общительности в первой группе преобладает у 67% испытуемых, во второй группе – у 86%. Тенденция к принятию борьбы в первой группе преобладает у 50% испытуемых, во второй группе – у 43%.
Проведем статистический анализ различий стратегий поведения в группе. Для этого воспользуемся ?*-критерием углового преобразования Фишера. Результаты вычисления ?*эмп представлены в таблице № 2.5.
Заключение:
Наше исследование посвящено изучению особенностей социального поведения подростков.
Подростковый период обычно соотносится с хронологическим возрастом с 10—11 до 14—15 лет.
В подростковом возрасте происходит процесс полового созревания, формируются новые элементы самосознания, типы отношений со сверстниками, родителями и другими людьми, моральные принципы, новые представления о будущем. Учебная деятельность отходит на второй план, происходит активная смена интересов, поиск себя.
Для подросткового возраста характерны следующие реакции при взаимодействии с окружающей средой: реакция эмансипации, реакция «отрицательной имитации», реакция группирования, реакция увлечения (хобби-реакция), реакции, обусловленные формирующимся сексуальным влечением (повышенный интерес к сексуальным проблемам, ранняя половая жизнь, онанизм и т.д.).
Основным новообразованием подросткового возраста является возникновение чувства взрослости.
Ведущей деятельностью подросткового периода является интимно-личностное общение. Здесь складываются две разные по своему значению для психического развития системы взаимоотношений: одна со взрослыми, другая со сверстниками. Преодоление границы: родители и сверстники является важной задачей подросткового возраста.
Общение со сверстниками возникает потому, что они становятся для подростка своеобразным зеркалом, которое отражает сходство с ними и отличия. Сверстники становятся эталоном для подражания, по ним подросток сверяет свои ценности, поскольку последние могут быть такими же, как и у других ребят.
Подростковый период – возраст формирования дружеских отношений. Именно через дружбу подросток усваивает черты взаимодействия людей: сотрудничество, взаимопомощь, взаимовыручка, риск ради другого и т.п.
В подростковом периоде возникает дружба между подростками разного пола, которая может перерасти в интимные отношения. Интерес к ровесникам изменяет отношение и к самому себе – появляется желание стать лучше.
Нередко у подростков могут возникать нарушения социального поведения. Самыми распространенными видами девиантного поведения является подростковая преступность, алкоголизм, наркомания, суицидальное поведение.
В исследовании приняло участие 20 человек – учеников шестого класса одной из московских школ – 10 девушек и 10 юношей. Возраст 18-ти испытуемых – 13 лет, 2-ти испытуемых – 14 лет.
В результате методики «Социометрия» наибольшее количество выборов по параметру выполнения ответственного задания получили Гречко Андрей и Милюков Глеб. Далее следуют – Катков Денис, Малышева Екатерина, Сабаева Виктория, Катков Павел и Сорокин Владислав. На третьем место по количеству выборов оказались – Князева Ксения, Милюков Егор, Самедов Камиль, Сыщикова Александра, Волосатов Олег, Данилова Алена, Дмитриева Ксения, Ковылина Екатерина и Соляр Анастасия. Испытуемыми, не получившими ни одного выбора являются: Голышев Илья, Иванова Ольга, Левченко Екатерина и Фроленков Кирилл.