Одновременное существование многих пластов ценностей, из которых ни один не представляет собой четко структурированной нормативной модели в переходные периоды государственных переустройств, затрудняет ситуацию социального выбора и принятия норм подрастающим поколением. Сложным является и решение другой важной возрастной задачи этого периода - задачи формирования жизненных планов, решение которой требует учета направлений и темпов изменения социальной реальности, а также высокой личной приспо¬собляемости к ситуации неопределенности выбора.
Переход общества на иные социальные и ценностные ориентиры сопровождаются возникновением «социальных стрессоров», обусловленных ликвидацией определенных идеологических постулатов, политической и эко¬номической нестабильностью, отсутствием ощущения защищенности личности в обществе, резким сужением границ планируемого будущего.
Действия социальных стрессоров наиболее активно проявляются в подро¬стковой среде и, в конечном итоге, становятся одним из факторов формирова¬ния отклонении у подростка. Поэтому в настоящее время наблюдается ослабле¬ние у значительной части молодежи установки на образование, растет преступ¬ность несовершеннолетних, наркомания, алкоголизм, на фоне проявлений раз¬личных форм девиации усиливается кризис семейных отношений.
Выявление реальной картины подростковой девиации, определение тен¬денций и причин данного явления, обоснование и поиск путей предупреждения отклонений у детей и подростков является актуальной задачей психологии, со¬циологии и в том числе социальной педагогики, хотя решить её можно только комплексно, с привлечением различных научных направлений.
Итак, девиантное поведение - это система поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы, будь то нормы психического здо¬ровья, культуры, морали. Установлено, что общие объективные и субъектив¬ные условия определяют лишь возможность девиантного поведения. Огромное влияние на поступки человека оказывают его окружение - родители, семья, школа, группы сверстников как основные каналы социализации.
Ситуация усугубляется еще и тем, что в недалеком прошлом ранняя наркомания, алкоголизация и токсикомания преимущественно поражали детей из неблагополучных семей, где родители вели асоциальный образ жизни. Эту группу детей можно было определить как "группу риска" и целенаправленно с ней работать в плане социальной профилактической помощи. Современные медико-социальные данные говорят о новом аспекте этой проблемы. В последние 2-3 года, "зараженность" наркотиками среди учащихся элитарных общеобразовательных учреждений в 1,5-2 раза выше, чем в обычных общеобразовательных школах, и в старших классах она достигает 27 %, в обычной общеобразовательной школе - 12 %, в сельской – 3 - 4 %). Тот факт, что количество преступлений по линии незаконного оборота наркотиков в 2000 году снизилось на 11,2 %, а число зарегистрированных подростков, употребляемых наркотики, увеличилось почти на 13 %. Объясняется тем, что "элитным" подросткам, в отличие от семей "группы риска" не нужно думать, где взять деньги на употребление наркотиков. Однако, среди опрошенных подростков около 60 % детей не представляют, куда и к кому обратиться со своей проблемой.
Вместе с тем, несмотря на количественные положительные показатели в вопросе о состоянии детской преступности, необходимо отметить, что на самом деле ситуация с подростковой преступностью была и остается сложной и напряженной.
Так, общий объем преступлений, совершенных несовершеннолетними, остается самым высоким в Сибирском регионе. По России Новосибирская область занимает 60 место из 89 регионов. (77, с.З)
И вместе с тем рост преступности отмечается в каждом втором районе области, а наиболее неблагоприятная ситуация сложилась в Каргатском, Красноозерском, Маслянинском, Мошковском, Усть-Таркском районах. Вызывает тревогу значительное увеличение числа убийств и преступлений, связанных с оборотом оружия. По-прежнему высока криминальная активность ранее судимых подростков. Каждым четвертым из них совершены повторные преступления. (78, с.З)
8. Антонян Ю.М., Самичев Е.Г. Неблагоприятные условия формирования личности в детстве и вопросы предупреждения преступности. -М., 1983.
9. Баженов ВТ. Воспитание педагогически запущенных подростков. -Киев, 1986.
10. Беличева С.А. Основы превентивной психологии -М., 1994.
11. Бестужев-Лада И.В. Факторы риска. -М., 1989.
12. Бестужев-Лада И.В. К школе XXI века. Размышления социолога. -М., 1998
13. Берне Р. Развитие Я - концепции и воспитание. -М., 1986.
14. Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения, -М., 1987.
15. Бочарова В.Г. Социальная педагогика. -М., 1994.
16. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. -М., 1988.
17. Ветров Н.М. Профилактика правонарушений среди молодежи. -М., 1986.
18. Вопросы медико-социальной реабилитации подростков, больных алкоголизмом и наркоманией. /Под ред. Казаковцева Б.А. -М., 1998.
19. Выготский Л.С. Собр.соч. в 6т., Т 4. М: Педагогика, 1984.
20. Гилинский Я.И. Социология девиантного поведения как специальная социологическая теория //Социологические исследования. -1991 ,№4.
21. Григорьев С.И., Демина Л.Д. Психолого-педагогические основы социальной педагогики. - Барнаул, 1996.
22. Дети с отклонениями в развитии: Методич. пособие для педагогов, воспитателей массовых и спец. учреждений и родителей. -М., 1997.
23. Девиантное поведение детей и подростков: проблемы и пути их решения. /Под ред. В.А. Никитина. М:Союз, 1996.
24. Джуринский А.Н. История педагогики. - М., ВЛАДОС, 1999.
25. Долгова Т.П. Молодежная субкультура и наркотики: социокультурное и социопсихологические факторы. -Тверь, 1997.
26. Дубинин Н.П., Карпец И.И., Кудрявцева В.Н. Генетика, поведение, ответственность. -М., 1992.
27. Дюркгейм Э. Социология образования. -М., 1996.
28. Емельянов В.П. Преступность несовершеннолетних с психическими аномалиями: Учебное пособие. -Саратов, 1980.
29. Жарков Г.В. Противоправное поведение как игра - новые подходы к взаимодействию и коррекции поведения подростков - девиантов. -Владимир, 1999.
30. Заиграев Г.Г. Борьба с алкоголизмом: Проблемы, пути решения. -М., 1986.
31. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. -М., 1986.
32. Зюбин Л.М. Учебно-воспитательная работа с трудными учащимися: Методическое пособие. -М., 1982.
33. Клейберг Ю.А. Социальные нормы и отклонения. -М., 1997.
34. Клейберг Ю.А. Социальная работа и коррекция девиантного поведения подростка.-Кемерово: 1996.