Введение:
Актуальность темы. Для детей младшего школьного возраста характерны определенные социально-психологические особенности. Так, у детей этого возраста существует своеобразная система потребностей. Она включает в себя и те потребности, которые присущи всем людям (витальные, духовные, коммуникативные и пр.), и те, что свойственны детству (быть защищенным, успешным, получать разнообразные впечатления, играть и др.), и те, которые являются собственно возрастными.
В процессе обучения происходит стандартизация условий жизни ребенка, нивелирование его познавательных интересов. Учебная деятельность зачастую сводится лишь к рутинному овладению школьными умениями и навыками; она не всегда соответствует индивидуальным особенностям и творческим возможностям младшего школьника. Часто ребенок не чувствует себя хорошим учеником, т. к. не удовлетворяет свою генеральную потребность. Эта ситуация негативно отражается на процессе развития ребенка в целом: и тогда, когда его низкая самооценка своих учебных успехов адекватна; и тогда, когда она неадекватна. В таких ситуациях возможны различные отклонения от нормального пути развития ребенка. Младший школьник начинает вытеснять учебную деятельность на периферию своей жизни, отчуждается от всех требований, которые предъявляются к школьнику, теряет свойственные возрасту оптимизм и доверие к учителю, родителям. В результате преобладающими в развитии ребенка могут оказаться потери, а не обретения.
Исследование социально-психологических особенностей ребенка младшего школьного возраста, как групповых (т.е. присущих младшему школьному возрасту вообще), так и индивидуальных (т.е. присущих конкретному ребенку) позволит направить его способности и позволить ему реализовать свои потребности в процессе учебной деятельности таким образом, чтобы ребенок мог нормально развиваться и получать от учебной деятельности максимально то, что она может ему дать. Это особенно важно в период школьной адаптации, когда ребенок наиболее подвержен невротическим реакциям и зачастую не способен продуктивно участвовать в учебном процессе. Необходимость такого исследования определяет актуальность данной работы.
Объект исследования: социально-психологические особенности младших школьников.
Предмет исследования: реализация социально-психологических особенностей младших школьников в учебной деятельности.
Цель исследования: раскрыть сущностные черты социально-психологических особенностей младших школьников в условиях учебной деятельности.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
1. Дана характеристика возрастным особенностям младших школьников.
2. Описаны социально-психологические особенности младшего школьного возраста.
Глава 2:
Педагогам 1-4 класса даны рекомендации по организации оздоровительно-профилактической работы.
Медико-педагогическая диагностика состояния здоровья младших школьников:
1. медицинский осмотр детей врачами-специалистами
(педиатром, окулистом, отоларингологом, хирургом, гинекологом, невроло¬гом);
2. мониторинг состояния здоровья, заболеваемости с целью
выявления наиболее часто болеющих детей; определение причин заболе¬ваемости с целью проведения более эффективной коррекционной и профилактических работ;
3. диагностика устной и письменной речи (мониторинг речевого развития).
Профилактическая работа по предупреждению заболеваний:
1. проведение плановых и внеплановых прививок медработником школы (в т.ч. вакцинация против гриппа, клещевого энцефалита);
2. витаминизация;
3. профилактика простудных заболеваний (применение чеснока, элеутерококка, оксалиновой мази и т.д.);
4. создание в школе условий для соблюдения санитарно-гигиенических навы¬ков: мытья рук, переодевания сменной обуви и т.д.;
5. соблюдение санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима;
6. коррегирующие занятия с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата и зрения (программа «Как помочь ребенку с ослаблен¬ным здоровьем преодолеть школьные трудности»).
Максимальное обеспечение двигательной активности детей:
1. ежедневная физзарядка до занятий;
2. согласно письму МО РФ «Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы» (от 25.09.2000г. № 2021/11-13), физкультминутки проводятся на каждом уроке продолжительностью по 1,5-2 мину¬ты (рекомендуется проводить на 10-й и 20-й минутах урока). В комплекс физминуток включаются различные упражнения с целью профилактики нарушения зрения, простудных заболеваний, заболеваний опорно-двигательного аппарата;
3. согласно требованиям СанПиН 2.4.2.1178-02 п. 2.9.4., в середине учебного дня (после двух уроков) проводится динамическая
пауза на свежем воздухе продолжительностью 40 минут;
4. подвижные игры на переменах;
5. ежедневная прогулка и спортивный час в группе продленного дня;
6. внеклассные спортивные мероприятия;
7. школьные спортивные кружки: «Спортигры», «Лыжные гонки.
Организация рационального питания предусматривает:
1. назначение учителя, ответственного за организацию горячего питания в школе, за родительскую плату и бесплатное питание;
2. создание бракеражной комиссии в составе: медицинский работник школы, диетсестра, учитель, ответственный за организацию питания;
3. выполнение требований СанПиН к организации питания в общеобразова¬тельных учреждениях;
4. соблюдение основных принципов рационального питания: соответствие энергетической ценности рациона возрастным фи¬зиологическим потребностям детей; сбалансированность рациона питания детей по содержанию бел¬ков, жиров и углеводов для максимального их усвоения в соотно¬шении 1:1:4; восполнение дефицита витаминов в питании школьников за счет корректировки рецептур и использования обогащенных продуктов; максимальное разнообразие рациона путем использования доста¬точного ассортимента продуктов и различных способов кулинар¬ной обработки; соблюдение оптимального режима питания.
5. создание благоприятных условий для приема пищи (школа приобрела не¬обходимые комплекты столовых приборов: ложки столовые, чайные, вил¬ки; на столах салфетки; мытье рук перед едой) и обучение культуре поведения за столом;
6. организация дежурства детей в столовой, результаты которого отмечают¬ся самими учащимися - оценивается поведение в столовой и
чистота стола после завтрака;
7. практически 100%-ный охват горячим питанием;
8. ежемесячные рейды общешкольного родительского комитета с целью про¬верки организации питания учащихся в школе (наличие доку¬ментов, санитарное состояние столовой, меню, мнениями учащихся).
Необходимо также повышать мотивацию детей к обучению. Работу необходимо начинать вести с родителями. Цель - сначала убедить их в значимости обучения, мотивируя тем, что взрослые обязаны заложить фундамент образования, а потом выбор дальнейшего обучения будут делать сами дети. И если взрослые не приложат усилия сейчас, то в будущем у детей не будет выбора (альтернативы). Важно обратиться с просьбой к родителям не высказывать негативных эмоций в адрес школы, т.к. у детей будет навязанное мнение взрослых.
Заключение:
Суммируя представленные в настоящей работе данные, можно сделать следующие выводы:
Показатели социально-психологического благополучия у детей в 1-2 классе выше, чем у детей 3-4 классов, что может быть связано с большей загруженностью, большей ответственностью и более быстрой по сравнению с 1-2 классами перестройкой организма.
При этом уровень школьной адаптации у учащихся 3-4 классов выше, чем у учащихся 1-2 классов, а во втором классе он выше, чем в первом, что говорит о постепенном приспособлении младших школьников к новой для них деятельности и большим нагрузкам.
Младшему школьному возрасту соответствует соответствует интенсивное физическое развитие, возможно как и опережение развития, так и отставание в развитии в пределах возрастной нормы.
Основным показателем интеллектуального развития младших школьников является развитие способности к направленной познавательной деятельности.
Основные проблемы, возникающие у детей младшего школьного возраста, связаны со школьной дезадаптацией. Школьная дезадаптация представляет собой психгенное заболевание или психогенной формирование личности ребенка, нарушающее его объективный и субъективные статус в школе и семье . Школьная дезадаптация затрагивает как учебную так и внеучебную активность школьника
Согласно данным исследований, существенного изменения в установках и стереотипах школьников от первого класса к третьему не происходит, если нет специального воздействия со стороны педагогов и родителей.
Для младшего школьного возраста характерно развитие социальных эмоций, при этом от первого класса к третьему дифференциация эмоций возрастает. Это сказывается на системе оценок младшего школьника. В третьем классе она значительно более разветвленная, чем в первом и втором классе, когда преобладает дихотомия оценок «хорошо – плохо».
С поступлением ребенка в школу происходят изменения в его взаимоотношениях с окружающими людьми, причем довольно существенные. Прежде всего, увеличивается время, отводимое на обучение. Теперь большую часть дня дети проводят в контактах с окружающими людьми: родителями, учителями, другими детьми. Изменяется содержание общения, в него входят темы, не связанные с игрой, т.е. выделяется как особое деловое общение со взрослыми.
Социально-психологическая стабильность учащихся 1 и 2 классов выше, чем у учащихся 3 и 4 классов. Общее состояние здоровья, домашняя атмосфера и особенности характера учащихся влияют на степень их адаптированности к школе.
В целом младшие школьники характеризуются как общительные, упорные, настойчивые и реалистичные, согласно результатам тестирования с помощью теста Кеттела.