ВВЕДЕНИЕ
Одна из проблем современного общества заключается в создании условий для формирования целостной личности – устойчивой, автономной, но в то же время открытой для роста и развития, то есть личности, обладающей стабильной идентичностью. Однако в современной действительности процесс становления идентичности осложняется тем, что социализация и индивидуализация подрастающего поколения протекает в ситуации гораздо большей, чем ранее социальной вариативности – неопределенных социальных ситуаций, многообразия принципов организации социальных общностей, видов деятельности, социальных ролей и групповых норм.
Развитие идентичности в подростковом возрасте приобретает значение, поскольку взросление подростка характеризуется интенсивными поисками своего места в мире, в обществе, самоопределением в системе социальных ролей, а также расширением осознания своих особенностей, способностей с точки зрения соответствия требованиям социума. Подросток сталкивается, с одной стороны, с потенциальной многовариантностью путей самоопределения, но, с другой, с внутренней неготовностью сделать осмысленный и самостоятельный выбор. Этот факт подтверждается данными современных исследований проблематики идентичности, которые показывают, что подросток часто оказывается беспомощным в ситуации жизненного выбора (Л.И. Божович, А. Ватерман, Л.С. Выготский, И.В. Дубровина, И.С. Кон, Д. Марсия, А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых, Д.И. Фельдштейн, Г.А. Цукерман, Э. Эриксон и др.).
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО РАЗВИТИЮ ИДЕНТИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ
МУЗЫКАЛЬНОЙ ТЕРАПИИ
2.1. Организация и методы исследования
Экспериментальная работа посвящена исследованию условий, способствующих развитию идентичности подростков средствами музыкальной терапии. Экспериментальной базой исследования стала школа №49 ЮЗАО, г. Москвы. В исследовании участвовали учащиеся 7-8 классов в возрасте 14-15 лет в количестве 30 человек.
В ходе исследования нами была выдвинута гипотеза о том, что включение подростков в арт-терапевтическую группу, в которой реализуется заявленная в исследовании авторская программа развивающих занятий с использованием средств музыкальной терапии, способствует развитию идентичности подростков.
Объект исследования: идентичность подростков. Предмет исследования: условия развития идентичности подростков средствами музыкальной терапии.
Основным методом исследования выступил формирующий эксперимент, который проводился по плану для двух неэквивалентных групп с предварительным и итоговым тестированием:
О1 Х О2
О1 О2
В качестве независимой переменной выступают приемы и методы музыкальной психотерапии, направленные на развитие идентичности. В качестве зависимой переменной выступают показатели идентичности подростков. Контроль независимой переменной осуществляется путем ее активного варьирования в ходе проведения специально организованных занятий с подростками.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. Издательство: М.: Мысль, 1991. - 300 с.
2. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2 т. - М., 2007. - Т.2. С. 103-127.
3. Антонова Н.В. Проблема личностной идентичности в интерпретации современного психоанализа, интеракционизма и когнитивной психологии //Вопросы психологии. 1996. № 1. С. 131–143.
4. Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал. - 1994. - Т.15. – №1. - С. 12.
5. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании. - М.: Academia. - 2001 - С.7-18.
6. Арт-терапевтические методы, используемые в работе с детьми и подростками: обзор современных публикаций. М., 2007, 197 с.
7. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. - М.: Прогресс,1986. – 420с.
8. Бернс Р. Что такое Я - концепция?/ Психология самосознания. Хрестоматия. - Самара: Изд-кий дом БАХРАХ-М, 2000.- 672с.
9. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - СПб: Питер, 2008. - 400 с.
10. Божович Л. И. Психологические особенности развития личности подростка. - М.: Просвещение, 1984. - 237 с.
11. Бочкарев Л. Л. Психологические аспекты музыкально-исполнительской деятельности // Тезисы научных сообщений советских психологов к XXI Международному психологическому конгрессу.- М., 1976. - С. 50-54.
12. Виттенбег Н.В. Личностный подход к изучению творчества // Совершенствование подготовки учащихся малокомплектной школы / Институт прикладных проблем образования СО РАО. Бийск. С. 61-71.
13. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. Т.4. Детская психология /Под ред. Д.Б. Эльконина. - М.: Педагогика, 1984. - 432с.
14. Дорфман Л. Я. Исследование структуры эмоциональных состояний, возникающих под влиянием музыки // Психологические проблемы индивидуальности. М., 1983. Вып. 1. - С. 66-67.
15. Гинзбург М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопр. психол. – 1994., № 3 С. 43-52.
16. Грановская Р.М., Никольская И.М. Защита личности: Психологические механизмы. - СПб., 1999. - 352 с.
17. Журбин В.И. Понятие психологической защиты в концепциях З.Фрейда и К.Роджерса // Вопросы психологии. - 1990. - № 4. - С. 14.
18. Калошина И.П. Структура и механизмы творческой деятельности (нормативный подход). М.: Изд- во Моск. ун-та, 1983. 168 с.
19. Клиническая психология. / Под ред. Б.Д. Карвасарского. - СПб, Питер, 2006.- 960 с.
20. Конопкин О.А. Общая способность к саморегуляции как фактор субъективного развития // Вопросы психологии. - 2004. - №2. - С. 128 - 135.
21. Козырев Г.И. Внутриличностные конфликты // Социально-гуманитарное знание. 1999. № 2.С. 102 - 111.
22. Кон И.С. Категория «Я» в психологии// Психологический журнал. Т.2. 1981. №3 - С.15-33.
23. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. - М.: Политиздат.1984. – 335с.
24. Копытин А.И., Свистовская Е.Е. Арт-терапия детей и подростков. М.: Когито-Центр. 2007. - 197 с.
25. Кутер П. Современный психоанализ. Введение в психологию бессознательных процессов. - Пб., 1997.- с. 351.
26. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. - М.. 1983. - Т.1. - С. 381-423.
27. Леонтьев А. Н Деятельность и сознание //Вопросы философии. - 1972. - № 12. - С. 140.
28. Леонтьев Д. А. Внутренний мир личности // Психология личности в трудах отечественных психологов. - СПб.: Питер, 2000. - С. 372-377.
29. Леонтьев Д. А. Самореализация и сущностные силы человека // Психо¬логия с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской пси¬хологии / Под ред. Д. А. Леонтьева, В. Г. Щур. — М.: Смысл, 1997. - С. 156-176.
30. Лоскутов В. В. Психологический этюд: эмоции и музыка // Психологические проблемы саморегуляции личности. - Вып. 2. - СПб., 1998. - С. 245-249.
31. Маслоу А. Самоактуализация // Психология личности. Тексты/ Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер А. А. Пузырея. - М.: Изд-во МГУ, 1982. - С. 108-118.
32. Моляко В.А. Проблемы психологии творчества и разработка подхода к изучению одаренности // Вопросы психологии. 1994. № 5. С. 86- 95.
33. Митина Л.М. Формирование профессионального самосознания учителя // Вопросы психологии, 1990. – № 3. С.58-64.
34. Михеева И.Н. Я-концепция и конфликт в сфере нравственной жизни личности /Самосознание и защитные механизмы личности. Хрестоматия.- Самара: Издательский дом «БАХРАХ-М, 2008. - 656 с.
35. Налчаджян А.А. Социально-психическая адаптация личности (формы, механизмы и стратегии). - Ереван: Изд-во АН Арм. ССР, 1988. - 263 с.
36. Овчинникова Ю.Г. К проблеме кризиса идентичности // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. 2000. № 2. С. 84-89.
37. Орестова В.Р., Карабанова О.А. Методы исследования идентичности в концепции статусов эго-идентичности Дж. Марсиа // Психология и школа. 2005. № 1. С. 39-90.
38. Осипова А.А. Общая психокоррекция. Учебное пособие. М.: Сфера, 2002. - 510 с.
39. Попова М.В. Переживание кризиса самоидентификации в подростковом возрасте // Семья – школа – общество / Под ред. О.И. Кирикова. Книга 1. – Воронеж, 2004. С.138–148.
40. Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъективности (учебное пособие для студентов вузов). Ростов-на-Дону, 1996. С. 284.
41. Петрушин В.И. Музыкальная психология: Учебное пособие для студентов и преподавателей. - М.: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 1997. - 384 с.
42. Петрушин В. И. Музыкальная психотерапия: Теория и практика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 2000. - 176 с.
43. Пономарев А.Я. Психология творчества: перспективы развития // Психологический журнал. 1994. № 6. С. 38- 50.
44. Пономарев Я. А. Психология творчества. М.,: Наука., 1976.- 302 с.
45. Райгородский Д.Я. Самосознание и защитные механизмы личности. М., 2001.- 656 с
46. Рубинштейн С. Л Бытие и сознание. СПб: Питер., 2003. - 512 с.
47. Столин В.В. Уровни и единицы самосознания./ Психология самосознания. Хрестоматия.- Самара: Изд-кий дом «БАХРАХ-М», 2007.-672с.
48. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб: Питер., 1998.- 720 с.
49. Татарко С.А. Измерение идентичности в рамках статусной модели Дж. Марсии // Психологическая диагностика. - 2009. - №1. - 39 с.
50. Теплов Б. С. Избранные труды: В 2-х т. Т. I.М.: Педагогика, 1985.- 328 с
51. Шушарджан С. В. Музыкотерапия и резервы человеческого организма. М., 1998.-С. 114.
52. Фелъдштейн Д. И. Психологические особенности развития личности в подростковом возрасте // Вопросы психологии. - 1988. - № 6. - С. 31-41.
53. Фрейд З. Психология бессознательного. – М.: Просвещение, 1990. - 447 с.
54. Холл Кэлвин С., Линдсей Гарднер. Теории личности. - М.: «КСП+»,1997.- 720с.
55. Чеснокова И.И. Проблемы самосознания в психологии. - М.: Педагогика, 1977. - 186с.
56. Шарапов, А.О., Куликовская М.Р. Психология профессионального самосознания специалиста: учеб. пособие. - Белгород: Изд-во БелГУ, 2007. с. 197.
57. Шибутани Т. Я-концепция и чувство собственного достоинства /Самосознание и защитные механизмы личности. Хрестоматия.- Самара: Издательский дом «БАХРАХ-М, 2008 - 656 с.
58. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Прогресс, 1996. - 344 с.
59. Яковлева Е. Л. Эмоциональные механизмы личностного и творческого развития // Вопросы психологии. - 1997. - № 4. - С. 20-27.
60. Ego Identity: A Handbook for Psychosocial Research / Eds. J.E. Marcia, A.S. Waterman, D.R. Matteson, S.L. Archer, J.L. Orlofsky. N. Y.: Springer–Verlag, 1993.