Введение:
В современных условиях финансового кризиса происходит значительное изменение отношения к системе управления на предприятии. повышаются ответст¬венность и самостоятельность предприятий в выработке и принятии управленческих решений по обеспечению эф¬фективности их деятельности. Все большое внимание уделяется проблеме эффективности производства и финансовой устойчивости. Оно проявляется как с позиций самих хозяйствующих субъектов в целях корректировки управления и планирования, так и со стороны внешних институтов для определения экономического статуса, положения данного предприятия.
Ухудшение экономической ситуации в РФ под влиянием финансового кризиса привело к снижению эффективности финансового управления на предприятии и усилия роли антикризисного менеджмента. На первое место выходят меры направленные на укрепление финансовой устойчивости и ликвидности, повышение или сохранение на предкризисном уровне финансовую результативность деятельности.
Новые социально – экономические условия привели к возникновению высокого уровня спроса на специалистов антикризисного финансового планирования и управления.
Актуальность изучения специфики бизнес планирования финансового оздоровления предприятия заключается в том, что именно он позволяет определить наиболее рациональные способы использования ресурсов и сформировать структуру средств предприятия в целом.
Целью дипломной работы является всестороннее проведение анализа теоретических и практических аспектов бизнес планирования финансового оздоровления на предприятии.
Предметом исследования является механизм бизнес планирования финансового оздоровления на предприятии. Объектом исследования – ООО «СТС - Металл».
В соответствии с поставленной целью будут решены следующие задачи:
1. Раскрыты теоретические подходы к оценке риска банкротства предприятия
2. Исследован механизм бизнес планирования финансового оздоровления предприятия.
3. Проведен анализ эффективности управления формированием и использованием финансовых результатов деятельности предприятия.
4. Разработана программа и бизнес план финансового оздоровления на предприятии
5. Оценена экономическая и социальная эффективность предложенного проекта.
Теоретической и методической основой дипломного исследова¬ния послужили –труды отечествен¬ных и зарубеж¬ных экономистов, основные положения современ¬ной теории финансов, финансового менеджмента и фи¬нансового анализа. В процессе работы были использованы труды видных российских и зарубежных авторов в области финансов: Лупея Н., Лукасевича И.Я., Гавриловой А.Н., Савицкой Г.В., Гиляровской Л.Т., Ковалева В.В., Дж.К.Ван Хорна и др.
Статистическая и информационная основа исследования. Экспери¬ментальной базой исследования являются данные статистического, финансового и управленческого учета, осуществляемого на предприятии.
Информационная база исследования представлена нормативно-законода¬тельной базой, данными публикаций в перио¬дических изданиях по тематике данного исследования, а также соб¬ранные и обобщенные студентом.
Для решения поставленных задач использовался комплексный подход к исследованию, стати¬сти¬ческий, сравнительный, аналитический, факторный методы.
Глава 3:
Предлагается сдать на инкассацию всю дебиторскую задолженность.
В итоге, краткосрочная задолженность ООО « СТС Металл» в размере 94916 тысяч рублей пройдет по договору факторинга с условиями: комиссия за фактор – 2% от общей суммы; ставка по кредитным ресурсам – 18% годовых. Заметим, что договор на инкассацию краткосрочной задолженности, не являющейся просроченной, имеет смысл заключать не более чем на полгода, соответственно уплатив 9% за кредитный ресурс. Единовременная выплата со стороны факторинговой компании при этом составит 90% от сумм счетов.
Произведем расчет факторинговых платежей:
1. Краткосрочная задолженность
94916 – ((94916 * 0,02)+( 94916 * (0,18/2)) = 84475,2тыс. руб.
2. ИТОГ:
а) Сумма задолженности, полученная по договору
84475,24 тысяч рублей.
б) Сумма расходов по договору факторинга
1898,32 + 8542,44= 10440,76 тысяч рублей (данная сумма будет отражена в отчетности как внереализационные расходы).
в) Общий прирост прибыли 84475,2* (0,191 / 4 + 1) = 84476 тыс. руб.
В результате проведенного мероприятия, за счет ускорения оборачиваемости, сократится потребность в кредитных ресурсах, увеличится количество оборотов оборотных средств предприятия, а производственный цикл сократится.
Рассмотрим третий шаг в выборе источников финансирования оборотного капитала. Минимальная стоимость материала необходимого для отделки производства по последнему контракту ООО «СТС Металл» составляет 75 тысяч рублей. Рассмотрим механизм выбора альтернативного источника финансирования на основе выбора минимальных процентных издержек.
1.Поставщик материал предоставляет коммерческий кредит: ООО « СТС - Металл» покупает материалы на сумму около 50 000 тыс.руб. в месяц на условиях «2/14, чистые 60». Т.е. скидка поставщика к стоимости поставки при условии оплаты компанией поставки в течение 14 дней составляет 2% при договорном периоде отсрочки оплаты в 60 дней.
2. Банковский кредит: банк предприятия может предоставить ему кредит под 13% годовых. Плата за открытие ссудного счета и предоставление кредита – 0,5% от суммы.
3. Факторинговая компания приобретет дебиторскую задолженность предприятия (100 000 рублей в месяц), средний период инкассации которой 60 дней. Факторинговая компания авансирует до 80% номинальной стоимости счетов под 12% годовых. Кроме того, эта компания потребует от корпорации выплаты комиссионных в размере 2% на все приобретенные ею дебиторские счета. ООО « СТС - Металл» рассчитал, что пользование услугами факторинговой компании позволит ему сэкономить на расходах по содержанию на покрытие безнадежных долгов в размере 7 тыс. рублей в месяц.
Рассмотрим механизм выбора альтернативного источника финансирования при дефиците средств на финансирование оборотного капитала.
Вариант «Коммерческий Кредит». В этом случае кредитные условия обозначают, что покупатель получит скидку от суммы счета в размере 2%, если платеж будет осуществлен в течение 14 дней со дня выписки счета; в случае отказа от скидки платеж должен быть произведен в течение 60 дней. Таким образом, продавец готов отказаться от 2% цены товара для ускорения поступления платежа.
Ц = (П / (100 – П)) х 100 х (365 / (Д – Р)), (29)
где Ц – цена отказа от скидки, %
П – процент скидки, %
Д – максимальная длительность отсрочки платежа, дней
Р – период в течение которого предоставляется скидка, дней
Ц = (2/ (100 –2)) х 100 х (365 / (60–14))=16,19%,
Цена отказа от скидки (Ц), % -16,19%.
Условные затраты по коммерческому кредиту – 1020,192 (потребность в обор. капитале умножается на цену отказа от скидки за период предоставленного финансирования, т.е. 50000 Х 16,19%\100% х (60-14)\365)
Поскольку на условиях коммерческого кредита ООО « СТС Металл» может приобрести материалы только на сумму 50 000 рублей. При потребности 75 000 рублей, то оставшиеся материалы на сумму 25 000 рублей должны быть приобретены за счет кредитных ресурсов банка, привлекаемых на срок 60 дней. Поэтому необходимо просчитать вариант, когда предприятие отказывается от скидки, воспользовавшись условиями коммерческого кредитования, а недостающие 25000 рублей берет в банке на условиях кредита.
Заключение:
В первой главе дипломной работы был проведен анализ теоретических основ разработки и управления бизнес – планом финансового оздоровления на предприятии.
Во второй главе дипломной работы был проведен анализ маркетинговых возможностей предприятий и оценка его финансового состояния. В ходе исследования были выявлены следующие факты:
Анализ конкурентоспособности показал, что предприятие имеет ключевые факторы, которые могут обеспечить ей конкурентоспособность на рынке. В то же время необходимо учитывать, что на данный момент другие производители имеют более сильные конкурентные позиции. Слабой стороной предприятия является нарушения сроков поставки оборудования, комплексность товара и маркетинговая стратегия позиционирования на рынке. Первые два фактора свидетельствуют о неэффективной системе контролинга на предприятии.
Анализ финансового состояния показал, что на предприятии отмечается высокий период оборачиваемости кредиторской задолженности. В соответствии с законодательством о банкротстве при превышении срока кредиторской задолженности 90 дней, кредитор имеет право обратиться в суд с иском о признании предприятия. Кроме того несмотря на сокращении срока оборачиваемости в 2008 году на 10 дней, в 2009 период оборачиваемости опять увеличился на 9 дней. В сравнении с данными анализа срока оборачиваемости дебиторской задолженности можно выявить динамику ухудшения состояния расчетно – платежной политики предприятия с одной стороны, с другой выявление факта того, что предприятие частично финансирует производственный процесс за счет кредиторской задолженности.
Анализ ликвидности показал, что предприятие испытывает дефицит ликвидных активов. (на 1 рубль краткосрочных обязательств в 2009 году приходится 1,01 рубля ликвидных активов.) Основная причина, что наибольшая часть активов предприятия иммобилизовано в необоротные активы.Коэффициент обеспеченности собствен¬ными оборотными средствами показывает, что 2008 году предприятие 49 % оборотного капитала формировала за счет собственного капитала. В 2009 году показатель снижается до критического. Данное значение намного ниже нормативного и свидетельствует, что производственный процесс предприятие финансирует за счет кредиторской задолженности. И возникает высокий риск банкротства предприятия.
На предприятии отмечается объемов реализации. Темп роста выручки за три года составил 143 %, темп роста себестоимости составляется с 2007 года по 2009 год 128 %, что значительно ниже темпа прироста выручки. Данный факт свидетельствует о не эффективности управлениями затратами. предприятие имеет низкие показатели рентабельности продаж по сравнению с отраслевыми (30%).
Данные анализа маркетинговых позиций и финансового состояния компании позволяют сделать вывод о низкой эффективности системы контролинга на предприятии и необходимость внедрения бизнес – плана финансов
В третьей главе был предложен инновационный проект финансового оздоровления предприятия. Программа финансового оздоровления будет включать в себя следующие мероприятия:
1.Внедрение программного обеспечения SAP Key Indicators (KPI), базирующегося на ключевых показателях деятельности. Суть программного обеспечения состоит в управление через систему сбалансированных показателей, управление по отклонениям, контролинг, многомерный анализ «событие – варианты – результат», визуальное организационное проектирование. Корректировка с учетом изменяющихся факторов. Усиление системы контролинга приведет к повышению эффективности работы предприятия по всем направлениям. Экономический эффект за счет внедрения программного модуля с учетом риска составит 3922,52 млн.руб.Период окупаемости проекта с учетом риска составит 1,6 месяцев. Социально – экономический эффект от реализации проекта будет проявляться в сокращении задолженности предприятия перед сотрудниками, повышением качества обслуживания покупателей товара за счет снижения сбоев в системе организации поставок товаров.