Глава 1. Основы формирования команд в организациях
1.1. Теоретические основы командообразования в организациях
В современных условиях повышение конкурентоспособности предприятий, которое необходимо для их успешного функционирования в рамках рыночной экономики, уже невозможно только за счет материальных ресурсов, что предполагает качественно новое отношение к человеческому капиталу. Одним из все более востребованных подходов становится поиск путей формирования команды управления организацией.
Командообразование как специфический подход в управлении исследуется достаточно давно , что не мешает и сегодня ученым искать и открывать новые направления в этой сфере .
Упрощая существующие формулировки, можно сказать, что командообразование - это организованное усилие по повышению эффективности команды.
1.2. Исследование зарубежного и отечественного опыта в формировании команд
Зарубежный и отечественный опыт в формировании команд управления значителен и обширен, что связано с ростом популярности команд. Команда и командная работа занимает значительное место в современных исследованиях экономистов , социологов , психологов .
Причины этого следующие: рост конкуренции, технологические достижения, необходимость решения сложных проблем и соответствия быстрым темпам перемен, текучесть кадров . Совокупность указанных факторов определяет высокую степень активности организаций в использовании такой структуры, как команда.
Однако американский ученый Вереспей (Verespei, 1990) отмечает: «Руководство корпораций, начитавшись историй об успехах, начинает настаивать на внедрении командной работы. Но это неправильно. Рабочие команды не всегда работают и могут даже быть неверным решением спорной ситуации» .
Действительно команды обладают и недостатками, на которые указывают различные авторы: высокая концентрация специалистов на узком фронте работ, повышенный фонд стимулирования и интенсивный ритм работы служб обеспечения, необходимость обучения и тренинга членов команды, ограниченность размера, возможность самораспада .