Курсовая теория по теме: Изучение художественных произведений о Великой Отечественной войне в патриотическом воспитании школьников

Название работы: Изучение художественных произведений о Великой Отечественной войне в патриотическом воспитании школьников

Скачать демоверсию

Тип работы:

Курсовая теория

Предмет:

Литература

Страниц:

29 стр.

Год сдачи:

2010 г.

Содержание:

Введение................................................................................................................3

1. Роль патриотического воспитания школьников в настоящее время...........5

2. Изучение художественных произведений о Великой Отечественной

войне в патриотическом воспитании школьников

2.1. О педагогической ценности чтения художественных произведений

в начальной школе....................................................................................8

2.2. Художественные произведения о Великой Отечественной войне

для школьников начальных классов...................................................12

Заключение........................................................................................................27

Список литературы..........................................................................................29

Выдержка:

Введение:

Патриотическое воспитание подрастающего поколения является одной из важнейших задач современного образования, ведь детство и юность – са-мое благодатное время для привития священного чувства любви к Родине.

Под патриотическим воспитанием понимается постепенное формиро-вание у учащихся любви к своей стране, постоянная готовность к защите Ро-дины.

Конечная цель патриотического воспитания предполагает развитие по-требности добросовестно трудиться на благо Родины и готовность с достоин-ством и честью защищать свое Отечество.

Время стремительно бежит вперед. В истории человечества есть нема-ло событий, которые не подлежат забвению. Великая Отечественная война в их числе. 65 лет прошло со Дня Великой Победы, но раны, которые нанесла та война, не заживают до сих пор, не стерлась в людской памяти война. И за-быть ее мы не имеем права. Потому что история — это судьба каждого, кто вынес на себе годы смертельных боев, годы ожидания и надежды, кто каж-дый день совершал подвиг.

Изучение художественных произведений о Великой Отечественной войне играет огромную роль в патриотическом воспитании школьников. Ху-дожественная литература – это одно из важнейших средств всестороннего гармонического развития личности. Она необычайно расширяет жизненный опыт человека: помогает почувствовать, узнать и пережить то, что читатель, может быть, никогда не сможет испытать и пережить в действительной жиз-ни. Художественная литература несет в себе огромный развивающий и вос-питательный потенциал: приобщает ребенка к духовному опыту человечест-ва, развивает его ум, облагораживает чувства. Чем глубже и полнее воспри-нято читателем то или иное произведение, тем больше воздействие на лич-ность оно оказывает.

Глава 2:

Стихи о подвиге солдат советской армии, которые сливаются в одну песню Победы. В сборник вошло большое количество произведений лучших поэтов, которые писали о войне. Читатели всех возрастов обязательно найдут в сборнике стихи по душе.

КНИГИ О ВОЙНЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Воронкова Л. Ф. Девочка из города // Либрусек : http://lib.rus.ec/b/149534/read#t1

Повесть “Девочка из города” написана в суровом 1943 году. Всё луч-шее в человеке ярче всего проявляется в годы тяжких испытаний. Это под-тверждает история маленькой беженки Валентинки, оказавшейся среди чу-жих людей в незнакомом селе.

Кассиль Л. Улица младшего сына // ModernLib.Ru: Л.Кассиль, М. Поляновский. –: http://www.modernlib.ru/books/kassil_lev_abramovich/ulica_mladshego_sina/read_1/

Повесть о жизни и смерти юного партизана Володи Дубинина – ге-роя Великой Отечественной войны.

Катаев В. Сын полка: повесть // http://lib.ru/PROZA/KATAEW/synpolka.txt.

Мальчик-сирота Ваня Солнцев волей судьбы попал в военную часть к разведчикам. Его упрямый характер, чистая душа и мальчишеская смелость смогли перебороть сопротивление суровых военных людей и помогли ему остаться на фронте, стать сыном полка.

Михалков С. Быль для детей: поэма // livejournal : / С. Михалков. –http://chetvergvecher.livejournal.com/410672.html

Несмотря на известную идеологическую направленность, “Быль для детей” – хорошее произведение о войне, способное донести до современных ребят всё перенесённое нашей страной в то страшное время. Поэма охваты-вает события 1941–1945 годов. Данный ресурс представляет собой отскани-рованные страницы книги (Детская литература, М., 1969) с рисунками Н.Кочергина.

Осеева В. А. Васёк Трубачёв и его товарищи // FictionBook.lib : http://www.fictionbook.ru/author/oseeva_valentina/vasiek_trubachiev_i_ego_tovarishi/read_

online.html?page=1&sid=72ae76cbbee7c0ee1670cf873bed5d8a.

Герои трилогии “Васёк Трубачёв и его товарищи” жили, учились, озорничали, дружили и ссорились несколько десятилетий назад, но тем инте-реснее совершить путешествие на “машине времени” и заглянуть в их мир. Вот только безоблачная пора детства для Трубачёва и его друзей оказалась слишком короткой: её оборвала Великая Отечественная война.

Паустовский К. Г. Похождения жука-носорога http://paustovskiy.niv.ru/review/paustovskiy/004/324.htm

Солдат носил с собой в походной сумке жука-носорога, которого ему подарил на память перед уходом на фронт сын. Этот жук стал солдату доб-рым товарищем в ратной жизни. Прошли они вместе немало, обоим есть что вспомнить.

Платонов А. Никита: рассказ // Электронная библиотека : http://bookz.ru/authors/platonov-andrei/nikita_737/1-nikita_737.html

Рассказ назван по имени главного героя – маленького мальчика Ники-ты. Писатель Андрей Платонов был из тех, кто навсегда запомнил, какой он был в детстве человек, – а это помнят не все. Наверно, Платонову в детстве никогда не говорили: ты ещё не дорос, это тебе не по уму. Поэтому и он рас-сказывает нам про маленьких людей, а уважает их, как больших. И они тоже сами себя уважают в его рассказах, даже видят, что они, может быть, тут и есть самые главные на земле...

Симонов К. Сын артиллериста // СТИХИЯ: Лучшая поэзия : http://www.litera.ru/stixiya/authors/simonov/byl-u-majora.html

Баллада К.Симонова основана на реальных событиях. Стихотворное повествование о майоре Дееве и Лёньке запоминается с первого прочтения, настолько просто, ясно и впечатляюще оно написано.

Яковлев Ю. Девочки с Васильевского острова // Либрусек : Много книг : http://lib.rus.ec/b/24211/read

Юрий Яковлев в своих рассказах открывает детям всю правду жизни, как она есть, не прячась от решения проблем за внешней увлекательностью сюжета. Книга “Девочки с Васильевского острова” – рассказ о маленькой Та-не Савичевой, умершей от голода,– написана на основе её сохранившихся за-писей.

Для IV-V классов, а также для дополнительного чтения можно рекомен-довать следующие произведения:

Богомолов В. О. Иван http://lib.ru/PROZA/BOGOMOLOW/ivan.txt

Трагическая и правдивая повесть об отважном мальчике-разведчике, каждый день жертвующем собой, сознательно неся взрослую службу, ко-торая по силам не каждому взрослому бойцу.

Козлов В. Витька с Чапаевской улицы http://e-lib.info/book.php?id=1120002116&p=0

Книга рассказывает о подростках, которые ушли в поход перед самым началом войны. Они в полной мере пережили трудности и опасности войны, как и весь русский народ. Так пришло к ним взросление.

Платонов А. Дерево Родины http://lib.rus.ec/b/43131/read

Это не столько рассказ, сколько притча, в которой говорится о проти-воестественности войны, о бессилии смерти перед упорным стремлением Солдата выстоять во имя жизни, защитить свою мать, землю, Родину.

Платонов А. Cампо http://lib.rus.ec/b/43178/read

“Сампо” – сказочная самомольная мельница, которая способна прокор-мить всех желающих задаром. В притче Андрея Платонова рассказывается о маленьком колхозе под названием “Добрая жизнь”, где жили трудолюби-вые люди, не мечтающие о чудесной мельнице. Всё, что они имели, добыва-лось трудом. Но этого оказалось мало для того, чтобы защитить “Добрую жизнь” от злого врага.

Рудный В. Дети капитана Гранина: маленькая повесть // http://lib.ru/PRIKL/RUDNYJ/granin.txt

Полуостров Гангут, расположенный при входе в Финский залив, с пер-вых дней Великой Отечественной войны стал важнейшим стратегическим пунктом. Его защитники не только не пропустили в Финский залив ни одного крупного вражеского корабля, который мог бы представлять серьёзную уг-розу для Ленинграда, но и оттянули на себя в самый решительный момент значительные силы противника.

Повесть “Дети капитана Гранина” написана автором на основе его романа “Гангутцы”, посвящённого славной балтийской эпопее. Детьми ка-питана Гранина гангутцы называли морских десантников.

Соболев А. П. Тихий пост http://lib.rus.ec/b/185194/read

Повесть “Тихий пост” – о мужестве и героизме вчерашних школьников во время Великой Отечественной войны. Они оказались в предельно напряжён-ной ситуации. Ребятам пришлось до конца осознать, что война не бывает далеко, что порой надо терпеть лишения, сохраняя жизнь врагу, и что рядо-вая служба в тылу может требовать ежедневного героизма.

Толстой А. Н. Русский характер: из “Рассказов Ивана Сударева” http://az.lib.ru/t/tolstoj_a_n/text_0110.shtml

Во время Курского побоища лейтенант Егор Дрёмов еле успел спастись из горящего танка. Он выжил и даже сохранил зрение, но обгоревшее лицо его после нескольких операций изменилось до неузнаваемости. Вот таким он и прибыл в родной дом. Об этом возвращении мы узнаём из рассказа “Русский характер”.

Заключение:

В процессе изучения психолого-педагогической литературы по про-блеме исследования были сделаны следующие выводы:

- чтение и адекватное восприятие художественных произведений спо-собствует всестороннему гармоническому развитию личности ре-бенка;

- на различных этапах обучения уровень восприятия художественного произведения младшими школьниками изменяется.

В начальных классах при изучении художественных произведений о Великой Отечественной Войне необходимо поставить следующие задачи:

- заинтересовать учеников самим процессом чтения военно-патриотической литературы,

- сформировать устойчивую потребность в чтении патриотической ли-тературы,

- потребность в постоянном общении с историческим прошлым родно-го края, посредством краеведческого материала, историко-архитектурных памятников.

При этом для детей младшего возраста необходимо организовать со-вместную работу:

- отбор произведений для литературного чтения,

- чтение и обсуждение тематики произведений,

- определение ключевых слов и понятий.

Таким образом, работая в современной школе, особый акцент необхо-димо делать на подборе литературных произведений, соответствующих це-лям и психологическим особенностям ребят, которые формируют бережное отношение к прошлым заслугам наших воинов, заставляют детей задуматься о таких понятиях, как Отечество.

Патриотизм является глубокой традицией отечественной науки, пат-риотизм рассматривается как условие силы русского народа, единства и ве-личия России, могущества государства; проблема патриотизма почти всегда находилась под воздействием немалого числа оппонентов, которые в различ-ных формах ограничивали возможности его конструктивной и более основа-тельной разработки, умаляли многие его существенные извращения, дискре-дитации этой идеи.

Художественные произведения о Великой Победе позволяют окунуться в ту лихую годину, ощутить дыхание времени, пережить вместе с героями книг боль, гнев, отчаяние, восторг, чувство любви ко всему живому и на-стоящему. Изучение художественных произведений о Великой Отечествен-ной войне играет огромную роль в патриотическом воспитании школьников. Они учат преодолению непреодолимого, ведь именно это сделало предшест-вующее нам поколение, поэтому мы имеем счастье жить.

Похожие работы на данную тему