Введение.
Появление термина «Возрождение» (Ренессанс, Renaissance) приходится на XVI век. Писал о «эпохи возрождения» искусства Италии - первый историограф итальянского искусства, великий живописец, автор известных «Жизнеописаний наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» (1550 г.) - Джорджо Вазари.
Данное понятие берёт своё начало в основе широко распространенной в те времена исторической концепции, в соответствии с которой эпоха средневековья характеризовалась постоянным варварством, невежеством, которые следовали за падением великой цивилизации классической архаики.
Если же говорить о периоде средневековья как о некотором простое в развитии культуры, то необходимо учесть предположения историков того времени об искусстве. Считалось, что искусство, которое в былые времена процветало в античном мире, обретает своё первое возрождение к новому существованию именно в их время.
В первоначальном осознании термин «возрождение» трактовался не столько как название всей эпохи, сколько точное время (обычно начало XIV века) появления нового искусства. Только спустя некоторый период это понятие обрело более широкую трактовку и стало обозначать в Италии и других странах эпоху формирования и расцвет культуры оппозиционной феодализму .
2. Гуманистические черты в изобразительном искусстве и архитектуре.
Идеалы гуманизма пронизывают искусство Возрождения, создавая образ красивого, гармонически развитого человека. Для ренессансного искусства характерными являются: титанизм страстей, характеров и героика.
Мастера возрождения создают образы, воплощающие гордую осознанность своих сил, безграничность человеческих возможностей в области творчества и истинную веру в свободу его воли. Многим творениям искусства Возрождения созвучны данное выражение известного итальянского гуманизма Пико делла Мирандола: «О, дивное и возвышенное назначение человека, которому дано достигнуть того, к чему он стремится, и быть тем, чем он хочет».
Если определяющим для характера изобразительного искусства в большей мере стало стремление к отображению реальности правдиво, то для формирования новых архитектурных форм важную роль сыграло воззвание к классической традиции. Это заключалось не только в воссоздании античной ордерной системы и в отречении от готических конфигураций, но и в классической пропорциональности, антропоцентрическом нраве новой архитектуры и в проектировке в храмовом зодчестве центрического типа зданий, где пространством интерьера было легко обозримо.
В области гражданского зодчества было создано особенного много новых творений. Так, в эпоху Возрождения многоэтажные городские общественные здания: ратуши, университеты, дома купеческих гильдий, воспитательные дома, склады рынки, склады получает более нарядное убранство. Появляется тип городского дворца, или иначе палаццо — дом богатого бюргера, а также разновидность загородной виллы. Формируются новые системы фасадного убранства, происходит разработка новой конструктивной системы кирпичного здания (сохранилась в европейском строительстве вплоть до XX века), сочетающего кирпичные и деревянные перекрытия. Проблемы планировки города разрешаются новым образом, реконструируются городские центры.
Список использованной литературы.
1. Л.М.Брагина «Социально - этические взгляды итальянских гуманистов» (II половина XV века) Издательство МГУ, 2003 г.
2. П. П. Муратов «Образы Италии» М., «Республика» 1994
3. Культурология. История мировой культуры. Под редакцией профессора А.Н.Марковой. Москва, “Культура и спорт”. Издат. Объединение “ЮНИТИ”, 2005 г.
4. Культурология: Учебное пособие / Составитель и ответств. редактор А.А. Радугин. — М.: Центр, 2001
5. Лосев А.Ф. "Эстетика возрождения". - М, 1997
6. Гуревич П.С. Философия человека Ч.1– М: РАН, 2000
7. Бернсон Бернард. Живопись Итальянского Возрождения. М.: Искусство, 2004.
8. Вельфлин Д. Искусство Италии и Германии Эпохи Возрождения. Л.: Б.м., 2004.
9. Виппер Б.Р. Итальянское Возрождение: Курс лекций. М.: Искусство, 2007.
10. Власов В.Г. Стили в искусстве. В 3 томах. Т. 3. Спб.: Кольна, 1997.
11. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. В 2 - х книгах. Кн. 1. М.: Искусство, 2003.
12. Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство: Учебник. 3 - е изд., перераб. и доп. М.: Высшая школа, 2000.
13. Шмаров В.С. Мазаччио и итальянская живопись. “Вестник Европы”. 1911. Т. 69. № 7. Часть неофициальная. с. 214 - 226.