ВВЕДЕНИЕ
Профессиональная деятельность психолога – это весьма сложная и ответственная область профессиональной деятельности. Она требует соответствующего образования, профессионального мастерства и может затрагивать судьбы людей.
Профессиональная деятельность психолога связана с познанием сугубо индивидуальных личностных особенностей людей, их глубоких внутренних переживаний и состояний. В процессе работы психолог оперирует информацией, небрежное использование которой может нанести непоправимый вред отдельным людям, семьям, коллективам, авторитету самой психологии. В то же время психолог должен вырабатывать предложения и рекомендации должностным лицам, предоставлять им необходимые данные о работниках в интересах принятия управленческих решений, обеспечения учебной и воспитательной работы с ними, самостоятельно осуществлять целенаправленное вмешательство в их мысли, чувства, мировоззрение, поведение.
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЭТИКА
2.1 Этические аспекты консультирования в социальной работе
Благополучие общества прежде всего – благополучие его членов. Социальные и психологические проблемы, возникающие в процессе человеческого бытия в современном сложно структурированном обществе, не могут быть решены только на основе самодеятельной взаимопомощи. Эти проблемы должны стать предметом деятельности специально подготовленных профессионалов – социальных работников.
Социальная работа прошла путь от действий непрофессиональных энтузиастов, занимавшихся благотворительностью в XIX в., до профессиональной деятельности специалистов. Социальные работники сегодня пытаются концептуально прояснить и утвердить свою профессиональную идентичность. Сферы деятельности социальных работников сейчас настолько разнообразны, что ответ на вопрос «Кто мы?» для них стал не просто делом профессиональной солидарности или теоретического интереса, а жизненно важным условием профессионального самоопределения, обретения личного и социального статуса.
В настоящее время социальная работа рассматривается как профессиональная деятельность по оказанию помощи отдельным людям, группам и/или локальным сообществам в целях усиления или восстановления их способности к социальному функционированию.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абрамова Г.С. Практическая психология. – Екатеринбург: Деловая книга, 2003.
2. Анастази А. Психологическое тестирование. - М.: Педагогика, 1999.
3. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. — 7-е изд. — СПб.: Питер, 2005.
4. Бархаев Б.П. Введение в профессию психолога. – М.: МГЭИ, 1999.
5. Бодалев А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика. - СПб.: Речь, 2004.
6. Лаак Я. Психодиагностика: проблемы содержания и методов.— Воронеж: МОДЭК, 1996.
7. Лещинский Л.А. Деонтология в практике терапевта. - М.: Медицина, 1999.
8. Маркова А.К. Психология профессионализма. – М.: Знание, 1996.
9. Основы этических знаний - под ред. М.Н.Росенко - М.: Лань, 2002.
10. Панферов В.Н. Психология человека: душа и тело, организм и психика, функции психики. – СПб.: БПА, 2001.
11. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. – М.: ИНФРА-М, 1998.
12. Посохова С.Т., Кривега Е.И. Особенности Я-концепции психологов на этапе освоения профессии / Психологические проблемы самореализации личности - под ред. Л.А.Головей и Л.А.Коростылевой – СПб.: СпбГУ, 2002.
13. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. - М.: Знание, 1999.
14. Психология и этика: опыт построения дискуссий - Самара, Бахар, 2000.
15. Психологическая диагностика: Учебное пособие. / Под ред. К. М. Гуревича и Е. М. Борисовой. — М.: Московский психоло¬го-социальный институт. – Воронеж: МОДЭК, 2001.
16. Психологическая диагностика // Под редакцией М. К. Акимовой. – М.: УРАО, 2000.
17. Толстых А.В. Морально-этические проблемы психологической практики. — М.: Знание, 1988.