Введение:
Актуальность работы. Освоение любой деятельности сопряжено с определенными трудностями, их преодоление - естественный процесс достижения целей, решение поставленных задач. В то же время известно, если трудности накапливаются, начинают восприниматься личностью как непреодолимые; они вызывают напряженность, негативные переживания, порождающие внутриличностные противоречия, дестабилизируют деятельность вплоть до ее прекращения. В силу этого проблема влияния деятельности на личность, на ее внутренний мир и, наоборот, влияние личностных особенностей на деятельность является одной из актуальных проблем современной психологии.
Учебная деятельность, в силу своей специфики, обладает объективной сложностью, т.к. учащийся постоянно осваивает то, чего он раньше не знал, чем не владел, сталкиваясь при этом, естественно, с многочисленными трудностями.
Одни школьники преодолевают эти трудности относительно легко, другие - только путем мобилизации всех своих ресурсов, третьи - вообще без посторонней помощи не способны самостоятельно разрешить возникшие проблемы. Комплекс трудностей в учебной деятельности, приобретая устойчивость, дестабилизирует личность и ее внутренний мир, порождает внутриличностные противоречия между желаниями и возможностями, требованиями социума и собственными устремлениями. На этот факт указывают многие зарубежные и отечественные психологи (3. Фрейд, К. Хорни, Л. Фестингер, К. Роджерс, Л.С. Выготский, Л.И. Божович, М.С. Неймарк, Л.С. Славина, А.И. Захаров). Внутриличностные противоречия могут перерастать во внутриличностные конфликты, которые, в свою очередь, усугубляют положение, усиливают негативные переживания внешних трудностей.
Сегодня мысль о том, что школа должна давать, прежде всего, знания, умения, навыки, то есть служить раздаточным пунктом, складом готовых знаний, представляется неактуальной. Конец XX – начало XXI века требуют от образованных людей таких способностей, как способность самостоятельно ориентироваться во всех видах обширной информации, решать многочисленные задачи производственного и гражданского поведения. Это значит, что ближайшее будущее потребует от каждого сегодняшнего ученика самостоятельного мышления, умения разбираться в ситуации и находить решение.
Ребенок, поставленный в позицию ученика, посещающего школу и аккуратно выполняющего предписания учителя и домашние задания, не в состоянии справиться с новыми требованиями, выдвигаемыми жизнью, так как прежде всего он исполнитель, вооруженный определенной суммой знаний. Поэтому задача современной школы – формирование человека, постоянно совершенствующего самого себя, способного самостоятельно принимать решения, отвечать за эти решения, находить пути их реализации, то есть человека творческого в широком смысле этого слова. И это посильная задача для школы.
При организации учебного процесса в начальной школе необходимо учитывать: возрастные особенности детей; специфические особенности учебной деятельности; два вида новообразований младшего школьного возраста (рефлексию и умение учиться); способы взаимодействия учителя и учащихся и формирование практических умений и навыков у школьников. Учебную деятельность, являющуюся ведущей в младшем школьном возрасте, необходимо отличать от других видов деятельности и форм организации учебной работы, учащихся в классе, которые могут присутствовать в учебном процессе младших школьников. Нужно определить специфику учебной деятельности, отличив ее и от усвоения, и от тренировки, и от других форм учебной работы школьников.
Глава 2:
Неправильный ответ = 0. 16. Какие ты знаешь транспортные средства? Три наземных транспортных средства и самолет или корабль = 4. Только три наземных транспортных средства или полный перечень (и с самолетом или кораблем), но только после объяснения «Транспортные средства - это то, на чем мы куда-нибудь передвигаемся» = 2. Неправильный ответ = 0.
17. Чем отличается старый человек от молодого? Какая между ними разница?
Три признака (седые волосы или отсутствие волос, морщины, уже не может так работать, плохо видит, плохо слышит, чаще бывает болен, скорее умрет, чем молодой) = 4, одно или два различия = 2, неправильный ответ (у него палка, он курит) = 0.
18. Почему люди занимаются спортом?
Две причины (чтобы они были здоровыми, закаленными, сильными, чтобы они были подвижнее, чтобы они держались прямо, чтобы не были толстыми, это для них развлечение, они хотят добиться рекорда - победить и др.) =4.
Одна причина = 2. Неправильный ответ (чтобы что-нибудь уметь. Они делают ставку и выигрывают деньги) = 0.
19. Почему это аморально (неправильно, плохо), когда кто-нибудь уклоняется от работы?
Остальные должны работать на него (или другое выражение того, что вследствие этого несет ущерб кто-то другой). Он ленивый или мало зарабатывает и не может себе ничего купить = 2. Неправильный ответ = 0.
20. Почему на письмо нужно наклеивать марку?
Так платят за пересылку (перевозку) этого письма = 5. Тот, другой, должен был бы уплатить штраф = 2. Неправильный ответ = 0.
После ответов ребенка на все вопросы подсчитывается общая сумма баллов (+ и -), полученных по отдельным вопросам.
Общая сумма баллов +24 и выше характеризует показатель вербального интеллекта как высокий.
Сумма баллов от +14 до +23 - показатель вербального интеллекта выше среднего.
Сумма баллов от 0 до +13 - средний показатель вербального интеллекта.
Сумма баллов от -1 до -10 - ниже среднего.
Сумма баллов от -11 и меньше - низкий показатель вербального интеллекта.
Исследование успешности учебной деятельности.
Далее в середине второй четверти учебного года в качестве «критериальной» методики была применена анкета «Оценка учителей», которая часто используется в исследованиях, подобных нашему. Учителю (классному руководителю) надо было, взяв за основу оценку подготовки учащимися домашних заданий, оценить по 5-бальной шкале успешность учебной деятельности детей по следующим показателям: степень овладения а) математикой; б) чтением; в) письмом.
Заключение:
Попытаемся кратко сформулировать результаты, полученные в процессе обсуждения темы.
Анализ учебной деятельности показал, что наиболее адаптированными к школе детьми оказались дети с высокими показателями готовности к школе. Психологические проблемы, выявляемые при помощи психологического тестирования проявились в учебной деятельности детей. Так как методика «Зеркало» моделирует ситуацию взаимодействия взрослый-ребенок, то есть взаимодействие учитель-ребенок. Поэтому можно говорить о том, что диагностика психологической готовности в школе позволяет прогнозировать будущие школьные проблемы детей.
Поэтому работа педагога начальной школы с детьми должна быть дифференцирована, в соответствие в типологическим подходом, предложенным Венгером А. Л. и Поливановой К. Н. Вследствие этого мы предлагаем психологические рекомендации для работы с детьми.
С поступления ребенка в школу устанавливается новая социальная ситуация развития. Центром социальной ситуации развития в младшем школьном возрасте становится учитель.
Учебная деятельность - особая форма активности ученика, направленная на изменение самого себя как субъекта учения. В младшем школьном, возрасте учебная деятельность становится ведущей.
Доминирующей функцией в младшем школьном возрасте становится мышление. Завершается наметившийся в дошкольном возрасте переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению. В конце младшего школьного возраста (и позже) проявляются индивидуальные различия.
Развитие теоретического мышления зависит от того, как и чему учат ребенка, т.е. от типа обучения. Важное условие для формирования теоретического мышления - формирование научных понятий. Теоретическое мышление позволяет ученику решать задачи, ориентируясь не на внешние, наглядные признаки и связи объектов, а на внутренние, существенные свойства и отношения.
В начале младшего школьного возраста восприятие недостаточно дифференцированно. Для того чтобы ученик более тонко анализировал качества объектов, учитель должен проводить специальную работу, обучая его наблюдению. Если для дошкольников было характерно анализирующее восприятие, то к концу младшего школьного возраста, при соответствующем обучении, появляется синтезирующее восприятие. Развивающийся интеллект создает возможность устанавливать связи между элементами воспринимаемого.
Память в младшем школьном возрасте развивается в двух направлениях - произвольности и осмысленности. Дети непроизвольно запоминают учебный материал, вызывающий у них интерес, преподнесенный в игровой форме, связанный с яркими наглядными пособиями и т.д. Но, в отличие от дошкольников, они способны целенаправленно, произвольно запоминать материал, им не интересный. Младшие школьники так же, как и дошкольники, обладают хорошей механической памятью. Совершенствование смысловой памяти в этом возрасте даст возможность освоить достаточно широкий круг мнемонических приемов, т.е. рациональных способов запоминания.
В младшем школьном возрасте развивается внимание, без достаточной сформированности этой психической функции процесс обучения невозможен, в 2 раза увеличивается объем внимания, повышается его устойчивость, переключение и распределение. Младший школьник может сосредоточено заниматься одним делом 10-20 минут.
При переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту основной акцент в деятельности детей должен делаться не на продвижении в предметном материале, а на осмыслении и освоении норм и способов сотрудничества, форм оценивания, укладов школьной жизни, способов общения, с помощью которых ученики на следующем этапе будут активно осваивать предметное содержание. В этот период освоение учебного материала совершается мелкими шагами, объем его незначителен. Ученики как бы накапливают потенциал для того, чтобы в дальнейшем сделать резкий рывок в предметном содержании.
В заключение скажем, что проведенное исследование подтвердило гипотезу о том, что существует зависимость успешности обучаемости от готовности ребенка к школе; в равной степени справедливо то, что при соответствующих направлениях коррекционной работы с ребенком проблемы устранимы.