Введение:
Система - совокупность элементов, находящихся в отношениях и свя-зях друг с другом, которая образует некоторую целостность, единство. Среди се основных признаков следует назвать: множественность элементов, цело-стность и единство между ними, наличие определенной структуры. Вместе с тем система имеет свойства, отличные от свойств своих элементов. Всякая система имеет входное воздействие, структуру обработки входного воздейст-вия, конечные результаты и обратную связь.
Выделяют системы материальные и абстрактные, статичные и дина-мичные, органические и неорганические, открытые и закрытые, и т. д. в зави-симости от оснований классификации систем.
Организация в менеджменте - это объединение людей, совместно реа-лизующих некоторую программу или достигающих определенной цели и действующих на основе определенных процедур и правил. В общем смысле под организацией имеют в виду способы упорядочения и регулирования дей-ствий отдельных индивидов и социальных групп. В узком смысле под орга-низацией понимают относительно автономную группу людей, ориентирован-ную на достижение некоторой заранее определенной цели, реализация кото-рой требует совместных координированных действий.
Организация как система управления - одно из ключевых понятий тео-рии организации, которое связанно с:
• целями;
• функциями;
• процессом управления;
• квалификацией менеджеров;
• распределением полномочий для достижения определенных це-лей.
В рамках этой системы протекает весь управленческий процесс, в ко-тором участвуют менеджеры всех уровней, категорий и профессиональных специализаций. Организация построена для того, чтобы все протекающие в ней процессы осуществлялись своевременно и качественно. Отсюда то вни-мание, которое уделяют ей руководители организаций и специалисты, стре-мящиеся к непрерывному совершенствованию, развитию как системы в це-лом, так и ее отдельных составляющих.
Развитие и совершенствование предприятия базируется на тщательном и глубоком знании деятельности организации, что требует проведения иссле-дования систем управления.
Система управления организацией является сложной системой, создан-ной для сбора, анализа и переработки информации с целью получения мак-симального конечного результата при определённых ограничениях.
Цель данной работы - анализ различных систем управление организа-циями, и рассмотрение алгоритма её построения.
Информационная база работы – учебники и учебно-методическая лите-ратура, материалы периодической печати, аналитические материалы, пред-ставленные в сети «Интернет».
Глава 3:
Выработка стратегии позволяет организации определить направление и способ ее движения к целям, выполнение стратегии создает условия для того, чтобы организация могла реализовать свою стратегию. Может показаться, что если стратегия была выбрана правильно и были созданы необходимые условия для ее выполнения, то дальше на стадии ее реализации не должно возникать серьезных трудностей и проблем. Возможно, это было бы так, если бы внешняя и внутренняя среда организации были неизменны или же полно-стью предсказуемы. На самом деле бизнес протекает в очень изменчивой среде. Поэтому перед управлением стоит весьма серьезная задача осуществ-ления контроля за тем, насколько успешно движется организация к своим це-лям, а также определения того, сумеет ли она их достичь, и если нет, то что она должна изменить в своем поведении.
Стратегический контроль не направлен на выяснение того, правильно или неправильно осуществляется реализация стратегии. Его задачей является уяснение того, приведет ли реализация стратегии к достижению поставлен-ных целей. Эта задача и определяет то, как строится система стратегического контроля.
Требования к информации
Для того чтобы система стратегического контроля была эффективной, она должна удовлетворять целому ряду требований. Наиболее существенны-ми требованиями к поступающей из системы контроля информации являются следующие:
- информация должна поступать своевременно, чтобы можно было принять необходимые решения по корректировке стратегии;
- информация должна содержать правильные данные, адекватно отра-жающие состояние контролируемых процессов;
- на информации должно быть указано точное время ее получения и точное время, к которому она относится.
Может показаться, что в этих требованиях нет ничего особенного, что они являются самыми обычными требованиями к любой системе контроля. Это было бы так, если бы практика очень большого числа организаций не го-ворила о том, что эти требования либо полностью, либо в значительной сте-пени не реализуются в процессе контроля.
Установление показателей
Система стратегического контроля включает в себя четыре основных элемента. Первое - это установление тех показателей, по которым будет про-водиться оценка реализации стратегии. Обычно эти показатели напрямую связаны с той стратегией, которую реализует организация. Считается, что существует несколько вполне определенных групп показателей, по которым фиксируется состояние организации. Такими группами показателей являют-ся:
- показатели эффективности;
- показатели использования человеческих ресурсов;
- показатели, характеризующие состояние внешней среды;
- показатели, характеризующие внутриорганизационные процессы.
Выбор показателей для стратегического контроля является сам по себе задачей стратегического значения, так как от этого будет зависеть оценка ус-пешности выполнения стратегии. При выборе показателей для стратегиче-ского контроля руководство должно расставить их приоритеты, для того что-бы суметь сделать однозначный вывод в том случае, если одни показатели говорят о том, что есть проблемы при реализации выбранной стратегии, а другие говорят, что все идет отлично.
Кроме того, при установлении показателей стратегического контроля руководство должно установить субординацию временных предпочтений. Субординация должна отражать общее стратегическое отношение организа-ции к долгосрочному и краткосрочному взглядам на эффективность.
Также при установлении показателей стратегического контроля важно отразить в структуре этих показателей структуру интересов отдельных групп влияния. Цели организации формируются на основе баланса интересов раз-личных групп влияния. Такой же подход необходимо реализовывать и при установлении параметров стратегического контроля.
Система измерения и отслеживания параметров
Вторым элементом системы стратегического контроля является созда-ние системы измерения и отслеживания состояния параметров контроля. Это очень трудная задача, так как во многих случаях измерить их не так уж про-сто. Например, серьезные трудности возникают при измерении интегрально-го, синергического эффекта. Часто бывает так, что результат отдельных ви-дов деятельности можно измерить довольно легко, а сложение этих результа-тов уже не поддается измерению.
Существует четыре возможных подхода к построению систем измере-ния и отслеживания. Первая система - это система контроля на основе ры-ночных показателей функционирования фирмы. Здесь могут измеряться це-ны на продукты фирмы, цены на акции фирмы и доход на инвестированный капитал. Измерение ведется в рыночном сравнении состояния этих парамет-ров. Второй подход - это измерение и отслеживание состояния выхода раз-личных подразделений организации. В этом случае отдельным подразделе-ниям (структурным единицам) организации устанавливаются цели, и после этого оценивается то, насколько они выполняют поставленные им задания. Третий подход - это так называемый бюрократический подход к контролю. В случае этого подхода досконально описывается то, как надо работать, какие выполнять действия и т.п. То есть устанавливаются подробные процедуры и правила поведения и действия. При таком подходе отслеживается и контро-лируется не то, что получено, а то, насколько верно выполняются установ-ленные процедуры и правила. Основой бюрократического подхода является стандартизация. Четвертый подход к измерению и отслеживанию состояния параметров организации базируется на установлении нормоотношений и сис-темы ценностей в организации. В этом случае контроль превращается в са-моконтроль. Не кто-то контролирует результаты деятельности других, а сами участники деятельности в процессе ее выполнения контролируют свою рабо-ту и свои результаты с позиций интересов организации.
Заключение:
Управление - это процесс воздействия на систему с целью поддержания заданного положения или перевода ее в новое состояние. Любая система управления должна иметь четыре основных элемента:
- вход основной системы;
- выход основной системы;
- канал обратной связи (воспринимающее устройство, измеряющее и передающее информацию о состоянии выхода);
- блок управления, сравнивающий фактический и заданный выход и в случае необходимости вырабатывающий управляющее воздействие.
В настоящее время в составе организации как системы управления вы-деляют следующие подсистемы:
1. структура управления;
2. техника управления;
3. функции управления;
4. методология управления.
Надо отметить, что систему управления можно рассматривать как с по-зиции статики, т. е. как некий механизм (организация), так и с позиции дина-мики - как управленческую деятельность.
Подходы (методология) к управлению включают в себя цели, законы, принципы, методы и функции, технологии управления и практику управлен-ческой деятельности. Основной задачей системы управления организации ставится формирование профессиональной управленческой деятельности.
Процесс управления, как элемент управленческой деятельности, вклю-чает в себя: систему коммуникации, разработку и реализацию управленче-ских решений, информационное обеспечение.
Структура и техника управления являются элементами механизма управления и включают себя соответственно:
- структуру управления организации, во многом определяющуюся по отношению к другим элементам. Структура органов управления и должно-стей, распределение между ними полномочий и ответственности часто пре-допределяет технику управления, процесс, методы, функции и схему органи-зационных отношений с учетом профессионализма персонала;
- компьютерную и оргтехнику, мебель, каналы передачи информации (сети связи), систему документооборота. Стройность и действенность систе-мы управления в немалой степени зависит от системы документооборота предприятия. От нее напрямую зависит и число ошибок учета и планирова-ния, и оперативность реагирования на определенное воздействие. На практи-ке все более широкое понимание находит истина, что функциональность ор-ганизации рабочего места повышает производительность труда работника и управленца не только технически, но и в результате получения ими положи-тельного эмоционального настроя.
Сущность управления можно проследить через эволюцию представле-ния об организации как основного объекта управления. Выделяют пять пере-численных ниже этапов.
Организация представляется как сумма трудовых операций. Управлять - значит правильно организовать производственные процессы и повышать производительность труда. Организация конструируется и контролируется менеджерами.
Организация - это административная пирамида как наиболее устойчи-вое строение (административный механизм). Ей присуща четкая структура, единоначалие, разделение труда, баланс полномочий и ответственности, кор-поративная мораль.
Организация - бюрократия, где человек - это винтик огромной машины, материал для построения целого, не имеющий право на индивидуальные особенности. Индивидуальность личности подавляется разработкой и пред-писанием точного соблюдения инструкций практически "на все случаи жиз-ни".
Организация - это группа единомышленников, семья. При такой кон-цепции на первый план выходят межличностные и .межгрупповые отноше-ния (принцип Э. Мэйо). Управление должно вписываться в психологическую структуру группы, осознавать возможность спонтанного, неконтролируемо-го, самоорганизации.
Организация - это социотехническая система, т. е. взаимодействие группы людей с определенной техникой. Техническая система и система межличностных отношений могут пересекаться. От технической системы за-висят социальные отношения, а от последних - производственная система. Отсюда - организация характеризуется как сложная, разнородная вероятно-стная система.