Введение:
Задача изменения, улучшения деятельности организации является одной из наиболее важных задач экономической науки. Организациям, находящимся в состоянии кризиса, подобные мероприятия необходимы для выхода из кризиса. Большинству стабильно работающих организаций они необходимы для того, чтобы избежать негативных изменений в будущем. Лидирующим в своей отрасли организациям мероприятия по улучшению деятельности необходимы для увеличения прибыли и упрочнения своих позиций. Для российских организаций имеются и другие причины проведения существенных изменений в деятельности – остающиеся элементы плановой экономики, стремление привлечь инвестиции, стремление соответствовать международным стандартам.
Кроме этого, разработка и применение моделей бизнес-процессов становится основой для их регламентации. Регламентация бизнес-процессов представляет собой разработку и внедрение строго упорядоченных процессов, при осуществлении которых, четко определенной оказывается сущность каждой конкретной операции, распределение ответственности, нормативы времени на исполнение операции и другие ключевые параметры. Это дает широкие возможности для эффективного управления современной высокотехнологичной компанией.
Современные модели бизнес-процессов основываются на использовании специализированных программных средств и позволяют достаточно быстро и с высокой эффективностью осуществлять детальный анализ бизнес-процессов компаний, определять причины падения и пути повышения прибыльности и конкурентоспособности компаний.
Управление моделями бизнес-процессами позволяет сделать деятельность компании более прозрачной для менеджмента, что значительно улучшает управляемость компании, - это позволяет говорить об актуальности выбранной темы исследования.
Целью курсовой работы является выявление разработка и применение моделей бизнес процессов в строительной компании.
Поставленная цель определила необходимость выполнения следующих задач:
? рассмотрение теоретических основ разработки и управления бизнес-процессами;
? проведение анализа бизнес-процессов строительной организации
? разработка и предложение рекомендации по применению моделей бизнес-процессов.
Объектом исследования является организация бизнес-процессов строительной компании ЗАО «Промсвязьнедвижимость».
Предметом исследования являются отношения, возникающие в процессе разработки и применения моделей бизнес-процессов в строительной компании.
Глава 3:
Разработка моделей бизнес-процессов стройиндустрии на основе принципов менеджмента качества, в том числе и процессного подхода, связано со стратегическим планированием и управлением бизнесом всей организации, например, от идеи создания нового бизнеса, начала составления бизнес-плана до получения новой продукции с заявленным в контракте уровнем качества.
При этом условии процессное управление организацией соотносится с основными процессами взаимосвязанными между собой на основе принципов менеджмента качества, требований ГОСТ Р ИСО 9001:2001 и внутренних стандартов .
Таким образом, принципиальным подходом к идентификации существующих процессов организации, определению их состава и формированию структуры и структура выполняемых работ ЗАО «Промсвязьнедвижимость», обеспечивающая системные процессы менеджмента представлена на рис. 1. приложение 1.
В разработанных блок – схемах основных процессов определены точки риска, в которых при необходимости следует производить контроль для предупреждения несоответствий.
В ЗАО «Промсвязьнедвижимость» основные бизнес - процессы многофункциональны и органично связаны с технологическими процессами изготовления бетонных смесей, железобетонных и бетонных конструкций, которые создают ценность для организаций и удовлетворенность потребителей.
Основные бизнес - процессы исходя из функциональной направленности структуры работ, влияния их на создание ценности, конкурентоспособности и эффективности продукции были идентифицированы следующим образом (рис. 1. приложение 2):
1. Процессы менеджмента организации;
2. Процессы менеджмента качества;
3. Процессы маркетинга и связи с потребителями;
4. Процессы планирования выпуска продукции и нового бизнеса;
5. Процессы управления финансами;
6. Процессы управления персоналом;
7. Процессы управления ресурсами;
8. Процессы подготовки производства;
9. Процессы разработки продукции;
10. Процессы производства продукции;
11. Процессы управления деятельностью по улучшениям.
К бизнес – процессам и другим разноуровневым процессам применим ряд типовых стандартных управленческих процедур, которые содержат целеполагание, прогнозирование и планирование, организацию работы, координацию и регулирование, мотивацию, учет, анализ, контроль, мониторинг, принятие решений, управление несоответствующей продукцией. Любое управленческое решение может достичь поставленной цели, если оно характеризуется направленностью, обоснованностью, конкретностью, своевременностью и эффективностью. При разработке новой стратегии и целей, например, нового бизнеса, следует определять необходимые процессы, их структуру, взаимосвязи рис. 1. приложение 3.
Преимуществом процессного управления является выработка единых для всей организации регламентов, применения определенных стандартов, методик, позволяющих улучшить менеджмент качества организации.
Выделенные и идентифицированные бизнес – процессы, их структура подлежат регламентации, т.е. формальному закреплению процесса за владельцем в нормативно – документационной форме, требующей от него обязательного исполнения обязательств.
Авторы предложили модель взаимодействия процессов менеджмента ЗАО «Промсвязьнедвижимость» (рис. 1. приложение 4), скоординированная с бизнес – процессами менеджмента качества и полученными результатами (количеством и качеством продукции, срокам изготовления, затратам, доходам, ценам, социальным результатам и др.).
Приведенная структура менеджмента ЗАО «Промсвязьнедвижимость» и менеджмента качества не отражает взаимосвязь процессов на детальном уровне, однако в рамках этой модели могут быть рассмотрены и другие процессы, выполняемые в организации, на также основные требования менеджмента качества.
При совершенствовании управления ЗАО «Промсвязьнедвижимость» на основе принципов менеджмента качества учитывались требования и взаимодействия, касающиеся продукции, менеджмента качества и процессов организации, так как улучшение качества продукции достигается через управление процессами по следующим направлениям:
? через предъявляемые требования потребителей;
? через структуру и работу самого процесса, внутри которого создается продукция (услуги) определенного качества;
? через качество продукции, изготавливаемой внутри процесса;
? через процессы улучшения показателей качества процессов и продукции.
Ориентируясь на системный подход, авторы обосновали основные позиции модели бизнес-процесса ЗАО «Промсвязьнедвижимость» (рис. 1 приложение 4), которые должны отражать специфику бизнес – процессов и характеризоваться:
? сформулированной политикой и стратегическими целями в области менеджмента качества;
? рассмотрением организации как системы, состоящей из процессов;
? рассмотрением основных, обеспечивающих и системных процессов во взаимодействии с принципами менеджмента качества;
? рассмотрением системы во взаимосвязи с внешней средой, т.е. как открытой системы.
Авторами разработана модель совершенствования управления ЗАО «Промсвязьнедвижимость» на основе принципов менеджмента качества и процессного подхода в организациях стройиндустрии.
Предлагаемая модель процессного управления на основе принципов менеджмента – это представление системных и производственных взаимосвязей в организации, реализованных на вертикальном и горизонтальном уровнях, базовым элементом управления которой являются бизнес-процессы (рис. 1 приложение 5).
Заключение:
ЗАО «Промсвязьнедвижимость» занимается управлением недвижимостью, девелопментом, строительно-монтажными работами и в настоящее время не использует в своей деятельности международные стандарты, авторами предложено сосредоточиться на данной проблеме и изменить коренным образом бизнес-процессы организации в соответствии с «системой менеджмента качества».
Для создания модели бизнс-процессов ЗАО «Промсвязьнедвижимость» авторами предложено провести моделирование бизнес-процессов системы качества строительных работ в соответствии с международными стандартами качества через внедрение систем менеджмента качества, соответствующих требованиям МС ИСО 9001:2000 (ГОСТ Р ИСО 9001:2001), рекомендующих использование принципов менеджмента качества, в том числе которых принцип процессного подхода к управлению. При процессном управлении ЗАО «Промсвязьнедвижимость» целеполагание определяет необходимость идентификации совокупности процессов, формирование их структуры, и ресурсов для достижения стратегических целей и планируемого результата.
Перед ЗАО «Промсвязьнедвижимость» стоит задача совершенствования управления, поскольку внедрение результативных СМК мотивируется государством в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании».
Так, например, в соответствии с требованиями Федерального закона сертификация СМК входит составной частью в схему подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов.
Результативность реализации национальных проектов в строительном комплексе обусловлена, в первую очередь, увеличением выпуска материалов, изделий, конструкций из бетона и железобетона, что связано с ростом доли полносборного домостроения до 30%, его востребованности и конкурентоспособности на рынке нового строительства по параметрам «цена – качество».
Расширение инвестиционной активности строительно-монтажных организаций также способствует увеличению спроса на продукцию организаций строительной индустрии.
В тоже время доля производств, не отвечающих требованиям выпуска конкурентоспособной продукции в организациях стройиндустрии, составляет более 35%, удельный вес топлива и энергии в структуре затрат на производство в целом по отрасли составляет более 20%, а в цементной промышленности – до 45%.
Следовательно, для ЗАО «Промсвязьнедвижимость» первостепенной задачей является не только ускорение технического перевооружения, модернизации основных фондов, но и увеличение выпуска высокоэффективных и конкурентоспособных строительных материалов и конструкций, используя потенциал систем менеджмента качества.