Введение:
Актуальность исследования. Век информационных технологий принёс с собой новые возможности для воспитания детей, но одновременно появились и новые требования к этому процессу. Существующие в наши дни разнообразные факторы воспитания можно разделить на целенаправленные и нецеленаправленные, преднамеренные и непреднамеренные. Нецеленаправленных факторов становится всё больше: это уже не только природа, общество, друзья, улица, религия, искусство, но и множество медиафакторов.
Экспансия западных экранных медиатекстов привела к тому, что современные российские школьники больше знакомы с мультипликационными фильмам У. Диснея о Микки Маусе, Дональде Даке, Плуто, чем с образами, созданными в работах отечественных мультипликаторов. Да и к тому же в некоторых мультфильмах, создаваемых последнее время отечественными мастерами, все чаще прослеживаются аналогии с западными работами. Несмотря на это, лучшие российские мультфильмы продолжают пользоваться неизменной любовью аудитории, а отечественная мультипликация имеет свою самобытность, оригинальные находки и решения, которые не могут оставаться без внимания зрителей.
Из всех видов кинематографа дошкольники и младшие школьники предпочитают мультипликацию: нереалистические герои и персонажи - вымышленные, необычные - больше привлекают их внимание, чем-то, что показано в реалистической манере: любое нарисованное и движущееся изображение вызовет больше интереса, чем реально снятый эпизод и т. д. Внутри возраста также наблюдается определенная динамика: если дошкольники и первоклассники полностью отдают предпочтение аниманции, то учащиеся второго класса уже могут воспринимать и небольшие игровые фильмы, а третьеклассники уже более активно начинают смотреть фильмы-сказки. Но мультипликация во всех этих подгруппах остается любимым видом экранного искусства.
Неверно было бы оценивать современное телевидение только как безнравственное, развращающее, утопическое и безответственное информационное порождение цивилизации. С появлением интернета аудиовизуальной информации стало так много, что как никогда увеличился спрос на грамотного, ответственного зрителя, обладающего избирательным вниманием, конкретностью суждений, способностью четко сформулировать вопрос и знать места возможных поисков ответа.
Можно с уверенностью сказать, что человек, обладая подобного рода качествами, без труда определит необходимый круг телеканалов, отражающих позитивный и объективный статус его собственных предпочтений. Что касается детей, а особенно дошкольного и младшего школьного возраста, здесь все зависит от взрослых, учителей, старшеклассников, которые в школах показывают пример, и, конечно, от родителей.
Глава 2:
Для исследования влияния фильмов со сценами насилия на младших школьников ученикам были заданы три вопроса:
1. Назовите наиболее предпочитаемые фильмы на Ваш выбор (не более 5 фильмов).
2. Назовите самых предпочитаемых пер¬сонажей из названных фильмов.
3. Назовите черты характера, которые Вам нравятся в героях фильмов со сценами насилия.
Кинопредпочтения.
В пятёрку самых предпочитаемых младшими школьниками фильмов входят: «Король лев» (14,00%), «Терминатор» (12,67%), «Назад в будущее» (12,67%), «Рембо» (12,00%) и «Бриллиантовая рука» (8,00%). Как минимум, два наиболее предпочитаемых данной аудиторией фильма («Терминатор» и «Рембо») содержат целый «пакет» сцен с натуралистично изображённым насилием разного рода. К тому же оба эти фильма в США, например, демонстрировались с серьёзными возрастными ограничениями (R — несовершеннолетние до 17 лет допускаются на сеанс только в сопровождении родителей, или опекунов). Для российских детей 7-8 лет, как мы видим, никаких возрастных рейтинговых барьеров не существует.
Гендерная выборка по той же таблице несколько отличается от общих результатов. Выбор мальчиков более определённо сдвинут в сторону фильмов с жёсткими сценами насилия: первое и второе место делят «Терминатор» (20,73%) и «Рембо» (18,29%). Выбор девочек, более миролюбив — список их предпочтений с большим отрывом возглавляет мультфильм диснеевской студии «Король лев», за которым идут комедии «Бриллиантовая рука» и «Игрушка» плюс фантастическая лента «Назад в будущее» (каждую из этих картин предпочло 10,29% девочек).
Персонажи.
В пятёрку самых предпочитаемых.младшими школьниками пер¬сонажей фильмов со сценами на¬силия вошли герои «Терминатора» (18,67%), «Пятницы, 13» (13,33%), «Никиты» (12,67%), «Рембо» (12,00%). Это свидетельствует о том, что этой аудитории нравятся герои самых популярных у неё лент. «Терминатор» понравился 12,67% опрошенных, «Рембо» — 12,00%, «Никита» — 7,33%. Неко¬торое расхождение наблюдается по «Пятнице, 13»: любимым его на¬звали лишь 2,67% опрошенных, в то время как 13,33% пришёлся по душе её главный герой — серийный маньяк-убийца. Впрочем, осталь¬ные любимые персонажи младших школьников также миролюбивыми не назовёшь: робот-убийца Терми¬натор, безжалостная Никита, мус¬кулистый спецназовец Рембо, уничтожающий на экране десятки людей...
Парадоксально, но тендерный анализ показывает, что агрессив¬ный персонаж «Пятницы, 13» нра¬вится больше девочкам (20,59%), чем мальчикам (7,32%). Зато впол¬не логичным выглядит предпочте¬ния мальчиками Терминатора (25,61% против 10,29% предпочтений девочек) и Рембо (18,29% против 4,41%), а девочками — женственной и красивой киллерши Никиты (20,59% против 6,10% предпочтений у мальчиков).
Черты характера, которые нравятся учащимся в героях фильмов со сценами насилия.
Самыми популярными черта¬ми полюбившихся младшим школьникам персонажей из violent films стали красота (17,33%), сила (10,67%), смелость (10,67%), ум (8,00%) и доброта (7,33%). При этом мальчики на первые места по¬ставили силу (19,51%), смелость (19,51%), решительность (9,76%), ум (9,76%) и трудолюбие (7,32%), тогда как девочки — красоту (33,82%), находчивость (13,23%), доброту (13,23%) и оптимизм (7,35%). Такие, к примеру, черты ге¬роев, как принципиальность, прав¬дивость, отзывчивость и верность набрали совсем немного голосов (от одного до трёх процентов).
Выводы. Таким образом, фильмы со сценами насилия (в том числе непосредственно фильмы, где такие сцены являются ключевыми) вызывают интерес у младших школьников. Более того, большинство детей не видят в этих фильмах ничего опасного для ебя, считают их интересными, берут пример с героев фильмов.
Что касается просмотренных мультфильмов и их влияния на младших школьников, то анализ лексики просмотренных мультипликационных фильмов показал, что наряду с нейтральной (межстилевой) употребляется стилистически сниженная лексика, ограниченная в употреблении.
На наш взгляд, необходимо уделять гораздо больше внимания формированию языковой и эстетической культуры младших школьников .
Нам это видится в проведении конкурсов на лучшего знатока русской речи, лучшего оратора, в проведении лингвистических олимпиад на знание терминологии, в выпуске листовок и бюллетеней по культуре речи, в пропаганде правильной, точной, логичной, понятной, уместной, чистой и выразительной речи, проведении игровых внеклассных занятий (Приложение 2).
Заключение:
В последнее десятилетие XX века мировое сообщество вступило в новую информационную эпоху. Бурное развитие техники и технологий и вслед за тем интенсивный рост объема информации сопровождается не только появлением новых многочисленных средств массовой информации, но и активным их воздействием на все сферы жизни современного человека.
В сложившихся условиях особую остроту приобрела проблема воздействия кино и телевидения на формирование личности ребенка, на становление его общекультурного и речевого уровня. Возросший интерес к освоению культурных традиций, к передаче ценностных ориентиров подрастающему поколению и необходимость сопряжения этого интереса с социальной составляющей образования в целом – все это убеждает в особой важности формирования у учащихся умения понимать и осмысливать воспринимаемую информацию.
В современном обществе ребенок уже в дошкольном возрасте подвергается огромному воздействию телевидения, видео, компьютера, кинематографа, приобретая, таким образом, определенный аудиовизуальный опыт. При этом очевидно, что кино и телевидение сегодня можно оценивать с двух сторон. С одной стороны, это расширение общего кругозора, знакомство с литературными произведениями в экранном переложении, и, несомненно, один из источников для решения задачи повышения культуры речи ребенка. С другой стороны, форма и содержание многих современных кино- и мультипликационных фильмов очень часто свидетельствует о наличии антикультурного компонента в речи и поведении героев.
Вместе с тем, принимая во внимание все те негативные последствия, которые являются результатом стихийного и несбалансированного восприятия кино- и мультипликационных фильмов младшими школьниками, было бы неверным полностью отрицать их роль в жизни современного ребенка, так как эта область коммуникации является одним из основных направлений рожденной в ХХ веке медиасферы, развитие которой является объективной реальностью, отражающей достижения человечества.
Таким образом, становится ясным, что стихийное восприятие детьми кино и мультипликационной продукции необходимо контролировать. Более того, в некоторых случаях следует пресекать просмотр подобного рода анимационной и кино информации детьми, не достигшими необходимого возрастного уровня.