Курсовая теория по теме: Развитие изобразительного творчества с детьми старшего дошкольного возраста на занятиях батиком (1 гл диплома)

Название работы: Развитие изобразительного творчества с детьми старшего дошкольного возраста на занятиях батиком (1 гл диплома)

Скачать демоверсию

Тип работы:

Курсовая теория

Предмет:

Педагогика

Страниц:

31 стр.

Год сдачи:

2009 г.

Содержание:

Содержание

Введение

Глава I Теоретические основы проблемы развития изобразительного творчества с детьми старшего дошкольного возраста на занятиях батиком

1.1. Развитие изобразительного творчества как психолого-педагогическая проблема……………………………….…………………..……3

1.2. Особенности развития изобразительного творчества с детьми старшего дошкольного возраста…………………………………………..……16

1.3. Педагогический потенциал занятий батиком в аспекте развития изобразительного творчества старших дошкольников………………………..27

Список литературы

Выдержка:

Глава I Теоретические основы проблемы развития изобразительного творчества с детьми старшего дошкольного возраста на занятиях батиком

1.1. Развитие изобразительного творчества как психолого-педагогическая проблема

Проблемой творчества занимались многие исследователи, такие, как Л.С. Выготский, Б.М.Теплов, Н.А.Ветлугина. Рассмотрим, как они раскрывают определение творчества.

Л.С.Выготский утверждает, что «творческой деятельностью мы называем такую деятельность человека, которая создаёт нечто новое, всё равно будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим или обнаруживающимся только в самом человеке» [16].

Исследователь выделяет два вида деятельности человека: воспроизводящую (репродуктивную) и комбинирующую (творческую). Воспроизводящая деятельность связана с памятью человека. Человек воспроизводит или повторяет раньше создавшиеся и выработанные им в прошлом приёмы поведения, воскрешает следы от уже имевших место ранее переживаний. В этих случаях деятельность не создаёт ничего нового, а основывается на повторении того, что уже было.

Результатом комбинирующей (творческой) деятельности является создание новых образов или действий. Как отмечает Л.С.Выготский, мозг является органом не только сохраняющим и воспроизводящим наш прежний опыт, а также органом комбинирующим, творчески перерабатывающим и созидающим из элементов прежнего опыта новые положения и новое поведение. «Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращённым к будущему, созидающим его и видоизменяющим своё настоящее» [16].

Список литературы

1. Азарова Л.Н. Как развивать творческую индивидуальность младших школьников // Журнал практического психолога. - 1998. - № 4. - С.83.

2. Альтшуллер Г.С. Алгоритм изобретения. - М.: Московский рабочий, 1973.

3. Альтшуллер Г.С. Творчество как точная наука. - М., 1979.

4. Бабанский Ю.К. Педагогическая наука и творчество учителя // Советская педагогика. - 1987. - № 2.

5. Батоврина Е. Креативность: дань моде или необходимость? 10 способов сломать рамки шаблонного мышления // Управление персоналом. - 2004. - № 20.

6. Батоев Г.Б. Развитие творческого воображения учащихся. - Улан-Удэ: Бурят. кн. изд., 1986. - 144 с.

7. Белова Е.С. Выявление творческого потенциала дошкольников с помощью теста Е.П. Торренса // Психологическая диагностика. - 2004. - № 1. - С. 21-40.

8. Бердяев Н.А. Смысл творчества. Опыт оправдания человека. - М.: Фолио-Аст, 2002.

9. Бершадская Н.Р., Халимова В.З. Литературное творчество учащихся в школе. - М.: Просвещение, 1986.

10. Бескова И.А. Как возможно творческое мышление? - М., 1993. - 198 с.

11. Богатеева З.А. Занятия аппликацией в детском саду. — М., 1988.

12. Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка. — М., 1988.

13. Венгер Л.А., Венгер Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. — М., 1978

14. Ветлугина Н.А. О теории и практике художественного творчества детей // Дошкольное воспитание. - 2002. - № 5.

15. Ветлугина Н.А. Основные проблемы художественного творчества детей // Художественное творчество и ребенок / Под ред. Н. А. Ветлугиной. - М., 1972.

16. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте // Психология. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. - С.807-819.

17. Галкина Т.В., Алексеев Л.Г. Изучение влияния тестовой ситуации на результаты исследования креативной личности. Методы психологической диагностики. Вып. № 2. - М.: ИП РАН, 1995.

18. Грин Э. Креативность в паблик рилейшнз. - СПб.: Нева, 2003.

19. Гурылева Л.В. Активизация познавательной деятельности как фактор развития творческих способностей // Развитие творческих способностей детей с использованием элементов ТРИЗ: Тез. докл. IV междунар. науч.-практ. конф. (Челябинск, 25-27 июня 2001 г.). - Челябинск: ИИЦ "ТРИЗ-инфо", 2001. - C. 125-126.

20. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. — М., 1998.

21. Дьяченко О.М., Веракса Н.Е. Чего на свете не бывает. — М., 1994.

22. Дьяченко О.М. Развитие воображения у дошкольников. — М., 1996.

23. Езикеева В.А. Влияние изобразительного искусства на развитие творчества рисунках детей старшего дошкольного возраста // Художественное творчество и ребенок. — М., 1972.

24. Зубарева Н.М. Дети и изобразительное искусство. — М., 1969.

25. Зеньковский В.В. Психология детства. — Екатеринбург, 1995.

26. Игнатьев Е. И. Психология изобразительной деятельности детей. -М.,1971.

27. Казакова Т. Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. — М., 1983.

28. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. — М.,1990.

29. Казакова Т., Вишнева Г. Эстетическое восприятие скульптуры малых форм//Дошкольное воспитание. — 1984. — № 6.

30. Курочкина Н.А. Знакомство с натюрмортом. — СПб., 1996.

31. Лебедева Е., Комарова Т. Беседа о натюрморте // Дошкольное воспитание.— 1967. — № 5.

32. Лебедева Е., Комарова Т. Беседа о пейзаже //Дошкольное воспитание. 1967.

33. Лебедева Е., Комарова Т. Знакомство детей с изобразительным искусством//Дошкольное воспитание. — 1967. — № 1.

34. Лебедева Н. Рассказы о художниках // Дошкольное воспитание.—1992. —№ 3, 8.

35. Лабунская Г.В. Изобразительное творчество детей. — М., 1965.

36. Мухина В. С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоение социального опыта. — М., 1981.

37. Мацкевич М. Войди в современный мир искусства. Программа эстетического воспитания //Дошкольное воспитание — 1998.-№4.

38. Мухина В. С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. — М., 1981.

39. Народное искусство в воспитании детей / Комарова Т.С. и др. - М., 1997

40. Обухова П.Ф. Возрастная психология. — М., 1996.

41. СакулинаН.П. Рисование в дошкольном детстве. — М., 1966.

42. Сергеева Д.В. Аппликация и конструирование, их взаимосвязь с художественным ручным трудом // Григорьева Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольников. — М., 1999.

43. Урунтаева Г.А. Диагностика психологических особенностей дошкольника (практикум). — М., 1997.

44. Усова А.П. Русское народное творчество в детском саду. - М., 1970.

45. Федорченко Г. Как знакомить дошкольников с изобразительным искусством // Дошкольное воспитание. — 1987 — № 8-9.

46. Федорченко Г. Как знакомить дошкольников с изобразительные искусством//Дошкольное воспитание. — 1987. — № 8, 9.

47. Фокина Л. Конспекты занятий по ознакомлению дошкольников с изобразительным искусством // Дошкольное воспитание. - 1990. — № 3.

48. Флёрина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника. — М., 1961.

49. Халезова Н.Б., Дронова О.О. О путях повышения выразительности рисунков дошкольников //Дошкольное воспитание. - 1987. -№ 9.

50. Халезова Н., Гончарова Е. Эстетическое воспитание средствами монументальной скульптуры //Дошкольное воспитание. — 1986. — № 12.

51. Халезова Н. Б., Курочкина Н. А., Пантюхина Г.В. Лепка в детском саду.— М., 1978.

52. Художественное творчество и ребенок. Под ред. Н.А.Ветлугиной. — М.1972.

53. Чумичева Р. М. Дошкольникам о живописи. — М., 1992.

54. Чумичева Р.М. Ознакомление детей с жанровой живописью //Дошкольное воспитание. — 1986. — № 6.

55. Чернышова А.М. Задачи и пути обучения детей 5 лет/ восприятию произведений портретной живописи // XXIX Герценовские чтения. — Л., 1976.

56. Шпикалова Т. Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования. - М., «Просвещение», 1974.

57. Шорохов Е. В. Методика преподавания композиции на уроках изобразительного искусства в школе М., «Просвещение», 1974.

58. Щебланова Е.И., Аверина И.С. Краткий тест творческого мышления. Фигурная форма. - М.: ИНТОР, 1995.

59. Якобсон П.М. Психология художественного творчества. - М.: Знание, 1971.

60. Яковлева Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности. - М.: Флинта, 1997. - 287 с.

61. Яковлева Е.Л. Развитие творческого потенциала личности школьника // Вопросы психологии. - 1996. - № 3. - С.28-37.

Похожие работы на данную тему