Введение:
Развитие сектора услуг связано с формированием и наращиванием рыночных отношений и рыночной инфраструктуры, что обусловило рост платных услуг, поскольку производство услуг в условиях многообразия форм собственности осуществляется как государственными, так и частными производителями.
Стремление к улучшению качества жизни и высокие требования к состоянию среды обитания у населения повысили спрос на бытовые услуги, что способствовало увеличению платных услуг в сфере потребительского рынка и расширению спектра бытовых слуг, оказываемых населению.
Потребительский рынок представляет собой важнейшую часть современной экономики. Именно здесь реализуются повседневные потребности населения, уровень удовлетворения которых, в конечном счете, определяет эффективность функционирования экономики в целом.
Необходимость изучения проблем функционирования и государственного регулирования регионального потребительского рынка обусловлена быстрым переходом к развитым рыночным отношениям, что требует глубокого анализа экономики регионов, основных условий и факторов формирования эффективного потребительского рынка и механизмов его регулирования с учетом современной государственной и региональной специфики.
Вопросы повышения эффективности управления потребительским рынком региона приобретают особую значимость в условиях децентрализации и демократизации государственного управления экономикой, когда центр тяжести в принятии ряда решений перемещается с федерального на региональный уровень.
По мере развития и становления рыночных отношений, политика государства в области регулирования потребительского рынка, соответствуя общим тенденциям развития административной реформы в России, должна меняться в сторону уменьшения объема административного регулирования - государство создает условия, определяет правила функционирования рынка и задает приоритеты его развития, ограничиваясь непосредственным вмешательством только в случаях наступления существенных проблем на рынке или наличии конкретных социальных целей.
Необходимость оптимизации государственного вмешательства в процессе регулирования потребительского рынка обусловлена отсутствием понимания того, что государственное вмешательство связано с издержками, которые могут превышать его положительный эффект.
Вместе с тем, на этапе становления рыночной экономики процесс оказания услуг на потребительском рынке носит в определенной мере противоречивый характер.
С одной стороны, это проявляется в снижении предложения по целому ряду видов услуг в связи с приватизацией и перепрофилированием предприятий комбинатов бытового обслуживания, а с другой – формирование цен на потребительском рынке под воздействием рыночного механизма привело в отдельных случаях к «вымыванию» услуг, производимых по ценам, доступным для малодоходных слоев населения, и увеличению предложения услуг для населения с достаточно высокими доходами.
Глава 3:
Основное их назначение является обеспечение благоприятного экономического климата для входа на рынок и работы на нем предприятий всех организационных форм.
С помощью административных методов региональные органы управления могут осуществлять регулирование процессов приватизации, размещение новых предприятий в регионе, привлечение иностранного капитала.
Комплексный подход к использованию представленных двух подходов способен обеспечить нормальное функционирование локального потребительского рынка.
В задачи антимонопольного регулирования на региональном уровне входит проведение государственной политики по содействию развития продовольственного и непродовольственного сектора, предупреждению недобросовестной конкуренции.
При этом территориальные органы наделены правом совершенствования антимонопольного законодательства и практики его применения, касающегося функционирования рынка и развития конкуренции.
Таким образом, вышеуказанные методы и формы, при условии нацеленности их на интересы субъектов потребительского рынка, позволят создать благоприятную почву для развития данного рыночного сектора в регионе.
Совершенствование потребительского рынка тесно связано с развитием и повышением качества оказания бытовых услуг населению.
Развитие качества оказания бытовых услуг рекомендуется осуществлять по 6 направлениям:
? поэтапное наращивание объемов бытовых услуг;
? повышение технического уровня производства и качества услуг;
? совершенствование системы управления отраслью;
? развитие предпринимательства и создание конкурентной среды в бытовом обслуживании;
? совершенствование государственного, экономического и организационного регулирования бытового обслуживания;
? развитие отраслевых групп бытовых услуг .
Проведение намеченных мероприятий позволит ускорить развитие бытовых услуг, увеличить объем их предоставления.
Повышение технического уровня производства и качества бытовых услуг, которое предусматривает:
? техническое перевооружение организаций отрасли, при этом особое внимание будет уделено приобретению оборудования для внедрения новых видов услуг, модернизации производства, оснащению мини-прачечных;
? введение обязательной сертификации услуг прачечных, ремонта электробытовых машин и приборов, изготовления мебели по индивидуальным заказам населения, ремонта бытовой теле- и радиоэлектронной аппаратуры.
Совершенствование системы управления отраслью, для чего планируется:
? наращивание объемов бытовых услуг как за счет роста числа организаций частной формы собственности, так и индивидуальных предпринимателей;
? улучшение финансово-экономического положения организаций бытового обслуживания населения государственной формы собственности.
Развитие предпринимательства и создание конкурентной среды в бытовом обслуживании, которое предусматривает:
Заключение:
Потребительский рынок - это сложная система институтов в сфере обращения, характеризующаяся большим числом взаимосвязей. Однако каждый из его участников имеет и свои интересы: производители стремятся вернуть затраченные средства и получить прибыль, а потребители – удовлетворить собственные потребности.
Государственное регулирование потребительского рынка должно осуществляться на основе сочетания методов экономического, административного и социально-психологического регулирования.
К числу основных объективных факторов, влияющих на развитие сферы потребительского рынка относятся: падение реальных доходов населения на фоне резкого углубления их дифференциации, уход значительной части доходов в теневой сектор, ликвидация института общественных фондов потребления, переход к свободным ценам и высокие темпы их роста, расширение предложения услуг.
В последние годы, потребности населения в услугах, стали более индивидуализированными, а рынок услуг приобрел специализированную структуру и разделился на множество сегментов.
ООО «Фитекса» это известная марка на рынке парикмахерских и косметических услуг, созданная в 2004 году.
Салон красоты расположен в 340 метрах на северо-восток от метро Сокольники в г. Москва.
В салоне красоты «Фитекса» в последние два года работают только чемпионы мира по парикмахерскому искусству (Лас-Вегас), а в 2010 году стал лауреатом Национальной Российской премии «ОВАЦИЯ», номинация «Фирма, работающая в индустрии красоты (имиджмейкерство)».
Для оценки показателей деятельности ООО «Фитекса» на потребительском рынке произведем рассмотрение экономических (финансовых) показателей деятельности компании.
Для этого произведем оценку финансового хозяйственной деятельности компании.
Анализ финансово-хозяйственной деятельности произведем с анализа состава и структуры активов баланса за 2008-2010 годы, с целью оценки основных показателей характеризующих финансово-хозяйственную деятельность ООО «Фитекса».
В целом проведенный анализ состава и структуры активов и пассивов баланса ООО «Фитекса» позволяет сделать вывод, что структура активов и пассивов сформирована рационально, а изменения, произошедшие за период следует оценить положительно.
Мужчины ходят в салоны красоты чаще, чем женщины: в основном несколько раз в месяц или один раз в месяц. Это связано с тем, что услуги парикмахера требуются им чаще: стрижка – наиболее популярная услуга среди мужчин.
Для большинства мужчин – это просто неплохая парикмахерская, тогда как женщины в основном воспринимают его как нечто большое, как комплекс для проведения косметических процедур или даже косметическую клинику. Лишь не значительный процент, как женщин, так и мужчин воспринимают салон красоты как клуб (не более 7%).
Результаты опроса показывают, что восприятие салона красоты незначительно зависит от возраста. Большинство представителей всех возрастных групп воспринимает салон красоты как заведение, предлагающее комплекс косметических услуг. Однако это наиболее характерно для людей среднего возраста. Для людей более старшего возраста характерно восприятие салона как клиники, предлагающей широкий набор косметических услуг.