1. Вступление
Психология эмоций - это очень молодая наука и едва достигла своего совершеннолетия. Странно, что до 80-х годов ХХ века психология фактически игнорировала эмоции. Психология в свои первые сто лет развития являла собой парадокс – науку, которая принципиально не обращается к сути тех вещей, которые изучает. Но разве можно всерьез пытаться понять человека и его взаимоотношения с окружающим миром, обходя вниманием эмоции?
В последние годы нам приходится сталкиваться с самыми разными точками зрения на природу и значение эмоций. Некоторые исследователи рассматривают эмоции как кратковременные, переходящие состояния, тогда как другие убеждены в том, что люди постоянно находятся под влиянием той или иной эмоции, что поведение и аффект – неразрывны. Некоторые ученые считают, что эмоции разрушают и дезорганизуют поведение человека, что они являются основным источником психосоматических заболеваний
Другие же авторы, напротив, полагают, что эмоции играют позитивную роль в организации, мотивации и подкреплении поведения
Некоторые исследователи сводят эмоции к висцеральным функциям, к проявлению деятельности структур, иннервируемых вегетативной нервной системой. Другие исследователи подчеркивают важность внешних, в том числе мимических, проявлений эмоций, акцентируют внимание на роли соматической нервной системы, то есть той части нервной системы, которая поддается произвольному контролю.
8. Характеристика эмоций
Характеристика эмоции интереса
Интерес — позитивная эмоция, она переживается человеком чаще, чем прочие эмоции. Интерес играет исключительно важную мотивационную роль в формирова¬нии и развитии навыков, умений и интеллекта. Интерес — единственная мотивация, которая обеспечивает работоспособность человека. Кроме того, он насущно необходим для творчества.
Следует различать эмоцию интереса и ориентировочный рефлекс. Если к щеке голодного младенца прикасается сосок материнской груди, ребенок рефлекторно потянется к нему губами. Слуховые раздражители вызывают ориентировочную реакцию у младенцев уже в 1-5-й дни жизни (Sameroff, 1971). Если же говорить о зрительной системе, то любой яркий объект обычно вызывает ориентировочную реакцию, как у ребенка, так и у взрослого. Существуют также непроизвольные ориентировочные рефлексы на слуховые и тактильные раздражители, Все эти рефлексы могут запускать эмоцию интереса и способствовать ей. Интерес в сочетании с ориентировочными рефлексами «позволяет индивиду удерживать внимание на сложных объектах» (Tomkins, 1962, р. 338).
Уже в первые недели и месяцы жизни ребенок реагирует на человеческие лица и на человеческий голос, и этот интерес, по-видимому, имеет врожденную природу. Человеческое лицо, даже незнакомое, вызывает у двухмесячного ребенка больший интерес, чем лицо искусно сделанного манекена, но он дольше задержит взгляд на лице манекена, чем на любом другом неживом объекте, не имеющем лица, и этот факт свидетельствует о том, что человеческое лицо пробуждает в ребенке зачаточный интерес (Langsdorf, Hembree, 1983).
Таким образом, интерес — это нечто иное или нечто большее, чем внимание.
Не следует путать эмоцию интереса с реакцией удивления и изумления, хотя внешние проявления удивления сходны с проявлениями интереса: человек кажется всецело поглощенным объектом, реагирует на него, стремится познать его.
Список использованной литературы:
1. Анохин П.К. Значение ретикуляции для различных форм высшей нервной деятельности // Физиологический журнал СССР – 1957 – №11 с. 1072-1085.
2. Анохин П.К Эмоции // Большая медицинская энциклопедия т.35 – М., 1964, с.339
3. Анохин П.К. Проблема принятия решения в психологии и физиологии – М., 1976.
4. Аристотель Сочинения. Метафизика – М., 1976 – т.3, с. 65-369.
5. Вундт В. Очерки психологии. М.,1912.
6. Изард К. Эмоции человека – М., 1980
7. Изард К. Психология эмоций – СПб Питер 2000
8. Ильин Е.П. Эмоции и чувства – СПб Питер 2002
9. Лазурский А.Ф. Очерк науки о характерах – М., Наука 1995
10. Ланге Н.Н. Эмоции. Психологический этюд. – М., 1896
11. Леонгард К. Акцентуированные личности – М., 1989
12. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции: конспект лекций – М., 1971
13. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии – М., 1946
14. Симонов П.В. Что такое эмоция? – М., 1962