ВВЕДЕНИЕ
Понятие «неумирающие культурные ценности» нуждается в доказательстве на практических примерах. Каждая последующая эпоха либо воспринимает дости¬жения предшественников, либо пренебрегает ими, иногда случается и то, и дру¬гое сразу. Нам небезразличны эти процессы, ибо влияние культурных традиций можно проследить именно на основании связей, существующих между предшественниками и потомками.
Античной (от латинского слова «antiques» - древний) назвали итальянские гуманисты эпохи Возрождения греко-римскую культуру, как самую раннюю из известных им. И это название сохранилось за ней и поныне, хотя открыты и более древние культуры. Сохранилось как синоним классической древности, то есть того мира, в лоне которого возникла европейская цивилизация. Сохранилось как понятие, точно отделяющее греко-римскую культуру от культурных миров Древнего Востока.
2.2. Влияние античного наследия на скульптуру эпох Средневековья и Возрождения
Главной чертой культуры средневековья является доминирование христианской религии во всех сферах жизни. Также культура Средних веков очень символична. Искусство характеризуется традиционализмом, неразвитостью личного начала. Новаторство считалось проявлением гордыни. Психологическая самоуглубленность, переход от античного атлета, живущего в гармонии с миром, к аскету, устремленному к духовному единству с Богом, обусловлены усталостью людей от плотского активизма поздней римской античности, желанием новой, чистой жизни. Христианство было основой нового общественного строя – феодализма – так как один Бог лучше понятен человеку, имеющему хозяина-сеньора.
Но даже в эпоху феодализма, возникшего на развалинах античного рабовладения и бывшего во многом антиподом Древнего мира, авторитет античности был огромен. Не следует забывать, что основа всей идеологической системы европейского средневековья – христианство – зародилось в недрах поздней античности. Полемизируя и борясь с основами античной культуры или своеобразно их интерпретируя, европейское средневековье уже тем самым преемственно было связано с античностью.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алпатов М.В. Этюды по истории Западно-Европейского искусства. – М.: Изд. Академии Художеств СССР, 1963. - 600 с.
2. Вилькельман И. История искусства древности.- Издание журнала «Гимназия», 1890.- 566 с.
3. Дидро Д. Об искусстве. В двух томах. Т.1. – М.: Зерцало, 2006. – 448 с.
4. Дмитриева Н. А. Краткая история искусств – М.: АСТ, Галарт, 2006. – 624 с.
5. Головин В. П. Скульптура и живопись итальянского возрождения: влияния и взаимосвязь. - М.: МГУ, 1985. – 86 с.
6. Голубкина А.С. Несколько слов о ремесле скульптора. Воспоминания современников. – М.: Советский художник, 1983. – 424 с.
7. Ермонская В.В. Основы понимания скульптуры. – М.: Искусство, 1964. – 55 с.
8. История мировой культуры. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. – 321 с.
9. Колпинский Ю. Д. Великое наследие Эллады и его значение для современности. – Л., 1984. – 300 с.
10. Кузнецова И. А. Красота человека в искусстве. - М., 1969. – 155 с.
11. Любимов Л. Д. Искусство древнего мира. – М.АСТ, 2005. – 234 с.
12. Мирецкая Н. В., Мирецкая Е. В. Уроки античной культуры. - М.: Искусство, 2008. – 367 с.
13. Оленин А.Н. Опыт о правилах медальерного искусства.- СПб., 1817 // http://www.alfaret.ru/catalog/index_shop.php?catid=111&l=4
14. Таруашвили Л. И. Искусство Древней Греции. - М.: Аванта+, 2004. – 312 с.
15. Чубова А. П. Античные мастера: Скульпторы и живописцы. – Спб.: Питер, 2006. – 145 с.
16. Энциклопедия для детей. Т.7. Искусство. Ч. 1. // глав. ред. М.Д. Аксёнова. – М.: Аванта+, 1999. – 656 с.