Введение:
Актуальность дипломного исследования заключается в том, что с каждым годом наблюдается рост послеродовых нервно-психических расстройств. Послеродовый период отмечается как наиболее сенситивный и рассматривается как время высокого риска возникновения различных психических расстройств. Одним из таких эмоциональных нарушений является послеродовая депрессия.
Депрессия (от лат. – подавление, угнетение) – аффективное состояние, характеризующееся отрицательным эмоциональным фоном, патологически сниженным настроением (гипотимией) с пессимистической оценкой себя и своего положения в окружающей действительности, снижением побуждений, торможением интеллектуальной и моторной деятельности [15].
Послеродовая депрессия – это особенный вид депрессии, который возникает у женщин через некоторое время после родов и продолжается от трёх суток до нескольких месяцев, а может длиться и несколько лет [6].
Согласно статистике, каждая десятая роженица подвержена послеродовой депрессии. Это далеко не реальные данные, т.к. часто женщины замалчивают информацию о симптомах депрессии, стыдясь того, что вместо радости по поводу рождения ребёнка они испытывают печаль, раздражение, бессмысленность жизни. Чаще всего жертвами постнатальной депрессии становятся женщины основного репродуктивного возраста (25-45 лет)[51].
Таким образом, рождение ребёнка является одним из кризисных этапов в жизни семьи, и эмоциональное состояние женщины в этот период отражается на всех членах семьи. Многие исследователи одним из факторов возникновения послеродовой депрессии у женщины называют её эмоционально-личностные особенности и взаимоотношениях с близкими людьми, в частности, с матерью. Важность нашего исследования нам видится в том, что обнаружив эти особенности, можно будет проводить превентивную работу с беременными женщинами в целях выявления беременных с риском развития послеродовой депрессии и проведения психотерапевтической работы с ними.
Глава 3:
Время выполнения теста – 30 минут.
Перечень факторных шкал:
– ложь (неискренность, тенденция показать себя в лучшем свете)
– аггравация (стремление подчеркнуть имеющиеся проблемы и сложность собственного характера)
– экстраверсия (обращенность в мир реально существующих объектов и ценностей, открытость, стремление к расширению круга контактов, общительность)
– спонтанность (непродуманность в высказываниях и поступках)
– агрессивность (активная самореализация, упрямство и своеволие в отстаивании своих интересов)
– ригидность (инертность, тугоподвижность) установок, субъективизм, повышенное стремление к отстаиванию своих взглядов и принципов, критичность в отношении иных мнений)
– интроверсия (обращенность в мир субъективных представлений и переживаний, тенденция к уходу в мир иллюзий, фантазий и субъективных идеальных ценностей сдержанность, замкнутость)
– сензитивность (впечатлительность, склонность к рефлексии, пессимистичность в оценке перспектив)
– тревожность (эмоциональность, восприимчивость, незащищённость)
– лабильность (эмотивность, выраженная изменчивость настроения, мотивационная неустойчивость, сентиментальность, стремление к эмоциональной вовлеченности).
Опросник исследования уровня субъективного контроля (УСК)
Уровень субъективного контроля является обобщённой характеристикой личности, которая проявляется схожим образом в различных ситуациях. Психологи полагают, что уровень субъективного контроля связан с ощущением человеком ответственности за происходящее "здесь и теперь", а также за отдалённые последствия, т. е. с социальной зрелостью и самостоятельностью личности. Впервые методики диагностики такой характеристики личности были апробированы в 60-х годах в США.
Методика представляет собой модифицированный вариант опросника американского психолога Дж. Роттера. С его помощью можно оценить уровень субъективного контроля над разнообразными ситуациями, другими словами, определить степень ответственности человека за свои поступки и свою жизнь. Люди различаются по тому, как они объясняют причины значимых для себя событий и где локализуют контроль над ними. Возможны два полярных типа такой локализации: экстернальный (внешний локус) и интернальный (внутренний локус). Первый тип проявляется, когда человек полагает, что происходящее с ним не зависит от него, а является результатом действия внешних причин (например, случайности или вмешательства других людей). Во втором случае человек интерпретирует значимые события как результат своих собственных усилий. Рассматривая два полярных типа локализации, следует помнить, что для каждого человека характерен свой уровень субъективного контроля над значимыми ситуациями. Локус же контроля конкретной личности более или менее универсален по отношению к разным типам событий, с которыми ей приходится сталкиваться, как в случае удач, так и в случае неудач.
В целом людям с экстернальным локусом контроля в большей степени присуще конформное и уступчивое поведение, они предпочитают работать в группе, чаще пассивны, зависимы, тревожны и не уверены в себе. Люди с интернальным локусом более активны, независимы, самостоятельны в работе, они чаще имеют положительную самооценку, что связано с выраженной уверенностью в себе и терпимостью к другим людям. Таким образом, степень интернальности каждого человека связана с его отношением к своему развитию и личностному росту.
Опросник УСК состоит из 44 предложений-утверждений, касающихся экстернальности-интернальности в межличностных (производственных и семейных) отношениях, а также в отношении собственного здоровья.
Тест Спилбергера-Ханина
Тест Спилбергерера-Ханина принадлежит к числу методик, исследующих психологический феномен тревожности. Этот опросник состоит из 20 высказываний, относящихся к тревожности как состоянию (состояние тревожности, реактивная или ситуативная тревожность) и из 20 высказываний на определение тревожности как диспозиции, личностной особенности (свойство тревожности). Шкала реактивной и личностной тревожности Спилбергерера является единственной методикой, позволяющей дифференцированно измерять тревожность и как личностное свойство, и как состояние. В нашей стране употребляется в модификации Ю. Л. Ханина (1976), которая им же была адаптирована к русскому языку.
Реактивная (ситуативная) тревожность – состояние субъекта в данный момент времени, которая характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью в данной конкретной обстановке. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на экстремальную или стрессовую ситуацию, может быть разным по интенсивности и динамичным во времени.
Под личностной тревожностью понимается устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий «веер» ситуаций как угрожающие, отвечая на каждую из них определенной реакцией. Как предрасположенность, личная тревожность активизируется при восприятии определенных стимулов, расцениваемых человеком как опасные для самооценки, самоуважения.
Рисунок несуществующего животного
Методы тестирования, основанные на проективных рисунках, базируются на глубоких культурных традициях. Человеческая мысль с самого начала своего развития решала проблему структурирования и классификации не только окружающего мира, но и того, что представлено в человеческих чувствах. Разнообразие окружающего растительного и животного мира использовалось для систематизации психического и социального. Эта традиция и поныне существует в искусстве и социальной сфере, когда психическое содержание выражается в рисунках при помощи символов. Смысловое обоснование интерпретаций этих символов базируется на идеях З. Фрейда.
PARI
Методика PARI (parental attitude research instrument) предназначена для изучения отношения родителей (прежде всего, матерей) к разным сторонам семейной жизни (семейной роли). Авторы – американские психологи Е. С. Шефер и Р. К. Белл. Эта методика широко использовалась в Польше (Рембовски) и Чехословакии (Котаскова). В нашей стране адаптирована Т. В. Нещерет.
Опросник PARI включает 115 утверждений о семейной жизни и воспитании детей. В него заложены 23 шкалы, касающиеся разных сторон отношения родителей к ребёнку и жизни в семье, в каждой из шкал по 5 вопросов. Из них 8 шкал описывают отношение к семейной роли и 15 касаются родительско-детских отношений. В свою очередь эти 15 шкал делятся на следующие 3 группы:
1 - оптимальный эмоциональный контакт,
2 - излишняя эмоциональная дистанция с ребёнком,
3 - излишняя концентрация на ребёнке.
Есть шкалы, связанные между собой. Суждения расположены в определенной последовательности, и отвечающий должен выразить к ним отношение в виде активного или частичного согласия или несогласия:
А – активное согласие
а - частичное согласие
б – частичное несогласие
Б – полное несогласие.
Заключение:
Анализ литературы показал, что большинством женщин с первого дня после родов отмечаются психологические проблемы. Нарушения сна, раздражительность, плаксивость, усталость, неспособность сосредоточиться, неустойчивость настроения, которая проявляется в резких, внезапных переходах от эйфории к глубокой печали частые спутники первых дней после родов. Эти симптомы достигают пика на 3-5 день после родов и проходят без медикаментозного лечения. Однако у некоторых женщин это состояние углубляется и переходит в послеродовую депрессию.
Основной признак послеродовой депрессии – стойко сниженное настроение. Кроме того, у женщин с послеродовыми депрессиями наблюдается повышенная утомляемость, нарушения сна, раздражительность, плаксивость, повышенная тревожность, постоянное беспокойстве, ощущение "надвигающейся беды", внутреннее напряжение. В отдельных случаях появляются мысли о нежелании жить, что иногда заканчивается суицидом, в некоторых случаях – расширенным суицидом.
Следует помнить, что любая, даже лёгкая депрессия мучительно переживается больными, т.к. душевная боль тяжелее физической. Поэтому своевременная диагностика послеродовых депрессий, и дифференциация её от послеродовых блюзов очень важна. Ситуация с диагностикой депрессивных расстройств после родов осложняется тем, что женщины пугаются своего состояния, считают его ненормальным, боятся, что с ней "что-то не так", что близкие люди не поймут её и осудят.
Выделяют биологические, социальные и эмоциональные факторы формирования последовой депрессии.
К биологическим факторам относятся метаболические и гормональные изменения, происходящие во время родов в организме матери, или резкое падение уровня гормонов эстрогена и прогестерона. Отсутствие помощи со стороны близких, недостаток сна усугубляет состояние общей усталости и отрицательно сказывается на самочувствии женщины.
К социальным факторам относится наличие "группы поддержки" молодой матери, социальный статус, бытовые условия, экономическая стабильность семьи и т.д.
Эмоциональные факторы формирования послеродовой депрессии – самая многочисленная группа. В дипломной работе была сделана попытка определить влияние эмоционально-личностных особенностей и социальной ситуации развития женщин на формирование у них послеродовой депрессии.
Результаты эмпирического исследования позволили сделать вывод о наличии связи между эмоционально-личностными особенностями женщины и послеродовой депрессией.