Введение
Реформирование экономики России, преобразование экономических систем в русле рыночных отношений вызывает необходимость пересмотра парадигмы управления хозяйственными организациями и обуславливает концептуальные изменения способов и процессов менеджмента.
Общепринятое понимание эффективности управления организацией, включающее обязательную упорядоченность ее структуры и деятельности, является сегодня распространенным стереотипом взглядов. Этот стереотип, возведенный в догму, становится зачастую своим антиподом, так как положенная в его основу система взглядов на достижение успехов в бизнесе перестает вписываться в современную реальность. Реальностью является динамизм среды и убыстряющиеся его темпы.
Стратегия в первооснове этого понятия, перенесенного в экономику из военного арсенала, предполагает в ситуации неопределенности борьбу за нечто важное. Такой подход вызывает необходимость более или менее жесткого выстраивания целей и путей их достижения. Этот способ мышления и последующих за ним действий обязательно вливается в необходимость вхождения в конфронтацию с реальностью в борьбе за достижение поставленных целей.
2.2. Особенности системы управления предприятием
В 2006 году в ООО «Радуга» совместно с фирмой «РОЭЛ Консалтинг» был разработан План реформирования предприятия.
К приоритетным направлениям деятельности относятся следующие группы мероприятий:
? быстрое пополнение оборотных средств за счет реализации сверхнормативных запасов, увеличения доли «живых» денег;
? увеличение объема продаж путем организации эффективной коммерческой (в том числе маркетинговой) деятельности;
? организация системы развития и мотивации персонала;
? обновление ассортимента новыми видами продукции;
? создание системы управления изменениями.
Быстрое пополнение оборотных средств для финансового оздоровления предприятия достигается в основном за счет реализации сверхнормативных запасов, неликвидов и готовой продукции на складах, уменьшения дебиторской задолженности, сокращения затрат, увеличения доли «живых» денег в реализованной продукции.
Организация эффективной коммерческой деятельности включает в первую очередь разработку стратегии внутреннего и внешнего маркетинга, усиление службы маркетинга, развитие системы дилерской сети, создание региональных представительств.
Качественное изменение в работе с кадрами достигается ориентацией на развитие персонала, создание системы обучения, изменение структуры управления, расширение хозяйственной самостоятельности, усиление мотивации труда и создание эффективно работающей управленческой команды.
В результате реформирования была создана новая структура управления. Теперь важные стратегические решения о развитии предприятия принимаются не единолично директором, а коллегиальными органами – Ценовым и Бюджетным комитетами, Стратегическим советом. Управленческие действия стали значительно эффективнее.
Административно-командные методы управления ушли в прошлое, включились экономические, социальные и нравственно-психологические стимулы.
Комплексная система управления финансами предполагает ежемесячное и подекадное финансовое планирование, систему «план-факт», бюджетную дисциплину.
Список литературы
1. Афонин И.В. Управление развитием предприятия: Стратег. менеджмент, инновации, инвестиции, цены: Учеб. пособие /И.В. Афонин. - М.: Дашков и К, 2007.- 380 с.
2. Балашов В.Г., Ириков В.А. Технологии повышения финансового результата предприятий и корпораций: Практика и методы / Под ред. Буркова А.Н. – М.: ПРИОР, 2008. – 512с.
3. Беляков Н.Ф. Организационная технология управления фирмой /Н. Ф. Беляков. - Н. Новгород: Изд-во ВВАГС, 2009.- 19с.
4. Бережнов Г.В. Развитие и саморазвитие предприятия: Методологический очерк / Учебное пособие. – М.: Издательский дом МЕЛАП, 2008. – 184с.
5. Боумен К. Стратегия на практике: [Пер. с англ.] /Клифф Боумен. - СПб.: Питер, 2007.- 250 с.
6. Ваганов П.И. Стратегические аспекты формирования и реализации управленческих инноваций: Учеб. пособие /П. И. Ваганов; СПб.: Изд-во С.-Петерб. гос. ун-та экономики и финансов, 2007.- 135 с.
7. Воронов Ю.П. Латентность стратегических решений и новые инструментальные средства / Ю. П. Воронов, А. П. Добров; под ред. В. И. Суслова; - Новосибирск: Изд-во ИЭОПП, 2007.- 123 с.
8. Гапоненко А.Л. Системы управления: Учебник /А. Л. Гапоненко, А. П. Панкрухин. - М.: Омега-Л, 2008.- 466 с.
9. Голубев А.А. Организация и стратегическое планирование деятельности корпорации / А. А. Голубев; - СПб.: Нестор, 2009.- 137 с.
10. Долотов А.И. Исследование влияния "внешней среды" в стратегическом управлении корпорациями /А. И. Долотов. - Пермь, 2008.- 156 с.
11. Ересько А.Л. Стратегическое управление финансами в финансово-промышленных холдингах /А.Л. Ересько, В.Б. Пуго. - М.: ИНИОН, 2007.- 199 с.
12. Задумкин К.А. Стратегическое управление предприятием /К. А. Задумкин; Вологод. науч.-координац. центр ЦЭМИ РАН. - Вологда: ВНКЦ ЦЭМИ, 2009. – 205с.
13. Зиннуров У.Г. Стратегическое маркетинговое планирование и управление на предприятии. - 2-е изд., перераб. и доп.. - М.: Изд-во МАИ, 2008.- 358 с.
14. Ефимычев Ю.И. Организационно-экономическое обеспечение активного развития предприятий /Ю. И. Ефимычев, А. В. Жариков; - Н. Новгород: Изд-во Нижегор. госуниверситета, 2009.- 173 с.
15. Ефремов В.С. Управление в контексте организационного развития // Менеджмент в России и за рубежом. – 2009. - №1.
16. Киселева Ю.А. Стратегическое управление: Учеб. пособие /Ю. А. Киселева; М-во образования Рос. Федерации, С.-Петерб. гос. ун-т технологии и дизайна. - СПб.: СПГУТД, 2006.- 137 с.
17. Клейнер Г.Б. Институциональная структура предприятия и стратегическое планирование на микроуровне: Цикл публ. лекций "Академики РАН-студентам ГУУ" /Г. Б. Клейнер; Гос. ун-т упр., Ин-т проблем упр. новой экономикой. - М.: ГУУ, 2008.- 49 с.
18. Кокошин А.А. Стратегическое управление: Теория, исторический опыт, сравнительный анализ, задачи для России /А. А. Кокошин. - М.: Росспэн, 2006.- 526с.
19. Мартьянов С.С. Система сбалансированных показателей как инструмент управления стратегическим развитием предприятия: метод. пособие / С. С. Мартьянов. - СПб.: Инфо-да, 2007.- 115 с.
20. Миллер М.А. Управление программами развития предприятия /М. А. Миллер; М-во образования и науки Рос. Федерации, Омский гос. ун-т. - Омск: Изд-во ОмГТУ, 2008.- 129 с.
21. Минаев Г.А. Теория безопасности организации: учеб. пособие /Г. А. Минаев, А. А. Прохожев; Рос. акад. гос. службы при Президенте Рос. Федерации. - М.: Изд-во РАГС, 2006.- 136 с.
22. Полозова А.Н. Управление развитием организаций. – М.: Изд-во МАИ, 2007. – 464с.: ил.
23. Развитие инновационного потенциала отечественных предприятий и формирование направлений его стратегического развития: сб. материалов II всерос. науч.-практ. конф., нояб. 2007 г. / Пенза: ПГСХА, 2007.- 226 с.
24. Речин В.Д. Главные цели предприятия - стабильность и развитие /В.Д. Речин - Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2008.- 119 с.
25. Стратегическая гибкость: [пер. с англ.] /Г. Хэмел. - СПб.: Питер, 2007.- 381 с.:
26. Стратегическое развитие российских предприятий: теория и практика / Под ред. Н.М. Кондратенко. – Самара: Универсал-групп, 2008. – 108с.
27. Стратегия развития российских предприятий: теория и практика / Под ред. Н.М. Кодратенко. – Самара: Универс-групп, 2009. – 108с.
28. Строев А. Управление компанией // Корпоративные системы. – 2008. - №1.
29. Сухарев О.С. Стратегия и тактика фирмы /О. С. Сухарев. - М.: Мысль, 2008.- 142с.
30. Трифонов Ю.В. Управление в рыночной экономике /Ю. В. Трифонов, М. Л. Горбунова, Ф. Ю. Ананьев; Н. Новгород: Изд-во Нижегор. гос. ун-та, 2009.- 291с.