Дипломная по теме: Выявление условий, способствующих развитию идентичности подростков средствами музыкальной терапии.

Название работы: Выявление условий, способствующих развитию идентичности подростков средствами музыкальной терапии.

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Психология

Страниц:

82 стр.

Год сдачи:

2010 г.

Содержание:

Введение…………………………………………………………………………...3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ИДЕНТИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОЙ ТЕРАПИИ………………9

1.1. Проблема идентичности в психологии……………………………………..9

1.2. Особенности развития идентичности в подростковом возрасте………...12

1.3. Арт-терапия: сущность, виды, специфика воздействия…………………17

1.4. Музыкальная терапия как средство развития идентичности личности подростка…………………………………………………………………………21

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ИДЕНТИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОЙ ТЕРАПИИ………………………………………………………………………..29

2.1. Организация исследования…………………………………………..29

2.2. Методы исследования………………………………………………...31

2.3. Анализ результатов первого констатирующего эксперимента………….36

2.4. Программа развивающих занятий по развитию идентичности

подростков с использованием средств музыкальной терапии………………..42

2.4.Анализ результатов второго констатирующего эксперимента, направленного на исследование динамики развития идентичности подростков………………………………………………………………………..55

Выводы…………………………………………………………………………...66

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….69

ЛИТЕРАТУРА……………………………………...……………………………71

ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….76

Выдержка:

Введение:

Одна из проблем современного общества заключается в создании условий для формирования целостной личности – устойчивой, автономной, но в то же время открытой для роста и развития, то есть личности, обладающей стабильной идентичностью. Однако в современной действительности процесс становления идентичности осложняется тем, что социализация и индивидуализация подрастающего поколения протекает в ситуации гораздо большей, чем ранее социальной вариативности – неопределенных социальных ситуаций, многообразия принципов организации социальных общностей, видов деятельности, социальных ролей и групповых норм.

Развитие идентичности в подростковом возрасте приобретает значение, поскольку взросление подростка характеризуется интенсивными поисками своего места в мире, в обществе, самоопределением в системе социальных ролей, а также расширением осознания своих особенностей, способностей с точки зрения соответствия требованиям социума. Подросток сталкивается, с одной стороны, с потенциальной многовариантностью путей самоопределения, но, с другой, с внутренней неготовностью сделать осмысленный и самостоятельный выбор. Этот факт подтверждается данными современных исследований проблематики идентичности, которые показывают что подросток часто оказывается беспомощным в ситуации жизненного выбора (Л.И. Божович, А. Ватерман, Л.С. Выготский, И.В. Дубровина, И.С. Кон, Д. Марсиа, А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых, Д.И. Фельдштейн, Г.А. Цукерман, Э. Эриксон и др.).

Исследования идентичности представлены достаточно широко как в отечественной, так и в зарубежной литературе. Однако проблема условий развития идентичности в подростковом возрасте требует дальнейшего изучения, т.к. в отечественных и зарубежных концепциях нет однозначного ответа на вопрос о методах и средствах ее развития. Этим обусловлена необходимость изучения механизмов формирования идентичности и поиска эффективных средств ее развития в подростковом возрасте.

Отметим, что по своей удивительной способности оказывать влияние на человека искусство занимает, безусловно, первое место среди всех многообразных элементов, составляющих сложную систему воспитания человека. Арт-терапия, основанная на приемах изобразительной, музыкальной, художественно-поэтической экспрессии, предоставляет человеку практически неограниченные возможности для самовыражения и самореализации в продуктах творчества, для утверждения и познания своего «Я». Музыкотерапия, как вид арт-терапии, имеет в своей основе психотерапевтическое воздействие, в процессе которого осуществляется коррекция отклонений в личностном развитии, в самосознании, психоэмоциональном состоянии личности.

Проблема изучения условий развития идентичности посредством музыкальной терапии особую значимость приобретает в подростковом возрасте, поскольку становление психосоциальной идентичности подростка происходит в результате переживания и осознания своей самости и одновременно принадлежности к определенной социальной общности. Этот процесс зачастую сопровождается эмоциональной неустойчивостью, проявлением негативизма и различных видов агрессивности, а также внутриличностными конфликтами, связанными с особенностями развития самосознания в подростковом возрасте (Л.И Божович, Л.С.Выготского, А.В. Запорожца, И.С.Кона, Л.С. Славиной, Л.Ф.Обуховой, Д.Б Эльконина, Д.И Фельдштейна и др.).

Актуальность проблемы обусловлена и тем, что на сегодняшний день существуют противоречие между недостаточной теоретической и практической разработанностью проблемы развития идентичности подростков средствами музыкального творчества и запросами практики на разработку методов и приемов музыкальной терапии, направленной на развитие идентичности в подростковом возрасте.

Глава 2:

После этого участники берут таблички и пишут на них своё имя. Если вы решили взять другое имя, то представляясь, скажите и настоящее, и расскажите, почему вы решили его сменить. Через одно, два занятия мы запомним, как зовут друг друга, и таблички не понадобятся. Эти варианты знакомств позволяют обратить внимание на то, как мы слушаем друг друга, а также на разрыв наших представлений о человеке и его о самом себе.

3. Приветствие. Цель – настроить группу на работу и взаимодействие.

Каждое занятие начинается с ритуалов приветствия: участники группы прикрепляют к одежде таблички со своими именами, встают в круг, берутся за руки и закрывают глаза. Инструкции ведущего: «Почувствуйте себя, свое тело, свое состояние, настроения, чувства, эмоции. Придите в эту комнату полностью и постарайтесь почувствовать своего соседа справа. Его состояние, настроение, чувства и эмоции. Почувствуйте, что у Вас общего с этим человеком и чем Вы от него отличаетесь. А теперь поздоровайтесь с этим человеком, Вашим соседом. Для этого у Вас есть рука. Передайте ему свой привет, свое настроение, свое отношение к нему. А теперь перенесите свое внимание на соседа слева и постарайтесь почувствовать его состояние, его настроение, его желания. Почувствуйте, что у Вас общего с этим человеком и чем Вы от него отличаетесь. И передайте ему свой привет, поприветствуйте его, передайте ему свое настроение, эмоции, отношение. А теперь вернитесь к себе и передайте привет себе, поприветствуйте себя, скажите себе «Здравствуй» и увидьте Цвет своего настроения».

Ведущий спрашивает каждого, какого цвета у него настроение в начале и конце занятия. Участники запоминают, а потом заносят цвет настроения в психологическую тетрадь.

4. Разминка. Каждое занятие хорошо начинать с небольшой игры-разминки. В качестве разминки хорошо использовать технику пластические интонирование, ритмические упражнения: подростки под музыку пластикой выражают свое эмоциональное состояние в данный момент или озвучивают ритм своего настроения. Работу можно осуществлять как в парах, так и в малых группах.

5. Арт-терапевтичнеские техники средствами музыкальной терапии (см. выше) являются одним из центральных моментов занятия.

После завершения упражнений идет обсуждение в кругу. Участники круга могут задавать вопросы и просить пояснить определённые моменты. Работы, темой которых являются негативные переживания, с помощью ведущего должны быть переформированы в позитив. Переформирование должно быть произведено сразу на занятии.

6. Упражнения в группах. На каждом занятии проводятся групповые упражнения. Результаты должны коротко разбираться ведущим, выделяя основные, характерные моменты в поведении каждого из участников (любая игра – это модель нашего поведения в реальной жизни). Каждое занятие имеет свою тему и чтобы обеспечить преемственность встреч, мы предлагаем ряд упражнений, которые выполняются на каждом занятии. Эти упражнения имеют множество вариантов, и ведущий по своему усмотрению может выбирать наиболее соответствующий вариант теме занятия.

7.Психологическая тетрадь. Особый акцент делается на необходимости ведения записей. Самопознание и достижение самотождественности – длительный процесс, поэтому большую помощь в нем может оказать психологическая тетрадь. Психологическая рабочая тетрадь служит для описания внутреннего мира и происходящих в нем изменений. Что касается внешних событий, то следует регистрировать только те из них, которые тесно связаны с нашими мыслями, чувствами и наблюдениями. Однако в центре внимания должны находиться растущее осознание своего «Я», новый смысл, ценности и взаимосвязи, которые мы открываем. Ведение подобной рабочей тетради преследует несколько целей. Наиболее важная из них является достижение более четкой формулировки мыслей, ощущений и наблюдений. Записывая что-то, мы стремимся проявить себя как можно шире, пытаемся выйти за пределы обычного мышления и банального изложения. Ведя записи, сталкиваемся с необходимостью делать выбор из большого числа точек зрения, что в значительной степени исключает возможность высказывания взаимоисключающих мнений без осознания этого факта. При наличии какой-то проблемы или путаницы мы получаем возможность, более четко определить обусловливающие их факторы и, таким образом, сделать первый шаг на пути их разрешения. Психологическая тетрадь позволяет выразить и отреагировать наиболее безопасным способом любые мощные и разрушительные эмоции, кипящие внутри нас. Если мы научимся «выпускать пары» на бумаге, то сможем ослаблять напряжение и понимать его истоки. Ведение записей – полезное упражнение, развивающее способность концентрации внимания и волю. В тетради можно делать любые зарисовки или прибегать к помощи других наглядных средств выражения.

8. Рефлексия. Прощание. Каждое занятие заканчивается ритуалом прощания, например, участники группы становятся в круг, взявшись за руки, по команде ведущего они закрывают глаза и ощущают свое состояние (инструкции ведущего могут быть следующими: «Почувствуйте себя, своё тело, обратите внимание, есть ли в нём участки напряжения; что вы ощущаете эмоционально-комфортно вам или нет, нравится ли находится в этом круге, почувствуйте себя его частью, меняется ли при этом ваше состояние, т.д.»).

Рефлексия по кругу: что вам понравилось на занятии? Что не понравилось на занятии? Что для вас произошло сегодня? Что нового вы сегодня узнали о себе? Что хотели бы пережить на следующем занятии?

Заключение:

Данная работа посвящена одной из актуальных проблем психологической теории и практики – проблеме развития идентичности подростков средствами музыкальной терапии. Особую важность данная проблема приобретает именно в подростковом возрасте, в котором переплетаются противоречивые тенденции развития, что обуславливает противоречивость самооценки, эмоциональную неустойчивость, резкие колебания настроения, психоэмоциональную напряженность личности подростков и актуализирует кризис идентичности, переживаемый как разлад с самим собой и миром.

В ходе исследования был проведен теоретический анализ литературы по проблеме исследования, изучены подходы зарубежных и отечественных психологов к проблеме идентичности личности, особенностям ее развития в подростковом возрасте, рассмотрены теоретические подходы, приемы и методы музыкальной терапии и ее специфика в работе с подростками.

На основе теоретического анализа была выдвинута гипотеза исследования, заключающаяся в том, что включение подростков в арт- терапевтическую группу, в которой реализуется заявленная в исследовании авторская программа развивающих занятий, способствует развитию идентичности подростков.

Анализ эффективности разработанной нами программы показал, что в экспериментальной группе после экспериментального воздействия произошло увеличение количества подростков с более зрелым статусом идентичности - со статусом мораторий, который характеризуется активным поиском, исследованием альтернатив самоопределения, с достигнутым статусом идентичности, для которого характерны осознанный выбор и самоопределение. Произошло снижение количества подростков с диффузной идентичностью, характеризующийся несформированностью выборов и ценностей.

В ходе арт-терапевтических занятий средствами музыкальной терапии у подростков выявлен рост осознанности и самотождественности в отношении собственной личности, в отношении перспектив на будущее, повышение восприятия окружающего мира и общества как стабильных и надежных, способность к открытости, к принятию мира и себя в этом мире. Выявлен рост эмоционального компонента идентичности в сторону развития позитивной идентичности, что отражает такие переживания в процессе самоопределения и достижения самотождественности, как доверие к себе, уверенность, самопринятие, чувство защищенности.

Теоретическая значимость данного исследования состоит в том, что научно обоснованные психологические условия, формы, приемы и методы музыкальной терапии направлены на развитие идентичности подростков в условиях арт- терапевтической группы.

Похожие работы на данную тему