Введение:
Одна из проблем современного общества заключается в создании условий для формирования целостной личности – устойчивой, автономной, но в то же время открытой для роста и развития, то есть личности, обладающей стабильной идентичностью. Однако в современной действительности процесс становления идентичности осложняется тем, что социализация и индивидуализация подрастающего поколения протекает в ситуации гораздо большей, чем ранее социальной вариативности – неопределенных социальных ситуаций, многообразия принципов организации социальных общностей, видов деятельности, социальных ролей и групповых норм.
Развитие идентичности в подростковом возрасте приобретает значение, поскольку взросление подростка характеризуется интенсивными поисками своего места в мире, в обществе, самоопределением в системе социальных ролей, а также расширением осознания своих особенностей, способностей с точки зрения соответствия требованиям социума. Подросток сталкивается, с одной стороны, с потенциальной многовариантностью путей самоопределения, но, с другой, с внутренней неготовностью сделать осмысленный и самостоятельный выбор. Этот факт подтверждается данными современных исследований проблематики идентичности, которые показывают что подросток часто оказывается беспомощным в ситуации жизненного выбора (Л.И. Божович, А. Ватерман, Л.С. Выготский, И.В. Дубровина, И.С. Кон, Д. Марсиа, А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых, Д.И. Фельдштейн, Г.А. Цукерман, Э. Эриксон и др.).
Исследования идентичности представлены достаточно широко как в отечественной, так и в зарубежной литературе. Однако проблема условий развития идентичности в подростковом возрасте требует дальнейшего изучения, т.к. в отечественных и зарубежных концепциях нет однозначного ответа на вопрос о методах и средствах ее развития. Этим обусловлена необходимость изучения механизмов формирования идентичности и поиска эффективных средств ее развития в подростковом возрасте.
Отметим, что по своей удивительной способности оказывать влияние на человека искусство занимает, безусловно, первое место среди всех многообразных элементов, составляющих сложную систему воспитания человека. Арт-терапия, основанная на приемах изобразительной, музыкальной, художественно-поэтической экспрессии, предоставляет человеку практически неограниченные возможности для самовыражения и самореализации в продуктах творчества, для утверждения и познания своего «Я». Музыкотерапия, как вид арт-терапии, имеет в своей основе психотерапевтическое воздействие, в процессе которого осуществляется коррекция отклонений в личностном развитии, в самосознании, психоэмоциональном состоянии личности.
Проблема изучения условий развития идентичности посредством музыкальной терапии особую значимость приобретает в подростковом возрасте, поскольку становление психосоциальной идентичности подростка происходит в результате переживания и осознания своей самости и одновременно принадлежности к определенной социальной общности. Этот процесс зачастую сопровождается эмоциональной неустойчивостью, проявлением негативизма и различных видов агрессивности, а также внутриличностными конфликтами, связанными с особенностями развития самосознания в подростковом возрасте (Л.И Божович, Л.С.Выготского, А.В. Запорожца, И.С.Кона, Л.С. Славиной, Л.Ф.Обуховой, Д.Б Эльконина, Д.И Фельдштейна и др.).
Актуальность проблемы обусловлена и тем, что на сегодняшний день существуют противоречие между недостаточной теоретической и практической разработанностью проблемы развития идентичности подростков средствами музыкального творчества и запросами практики на разработку методов и приемов музыкальной терапии, направленной на развитие идентичности в подростковом возрасте.
Глава 2:
После этого участники берут таблички и пишут на них своё имя. Если вы решили взять другое имя, то представляясь, скажите и настоящее, и расскажите, почему вы решили его сменить. Через одно, два занятия мы запомним, как зовут друг друга, и таблички не понадобятся. Эти варианты знакомств позволяют обратить внимание на то, как мы слушаем друг друга, а также на разрыв наших представлений о человеке и его о самом себе.
3. Приветствие. Цель – настроить группу на работу и взаимодействие.
Каждое занятие начинается с ритуалов приветствия: участники группы прикрепляют к одежде таблички со своими именами, встают в круг, берутся за руки и закрывают глаза. Инструкции ведущего: «Почувствуйте себя, свое тело, свое состояние, настроения, чувства, эмоции. Придите в эту комнату полностью и постарайтесь почувствовать своего соседа справа. Его состояние, настроение, чувства и эмоции. Почувствуйте, что у Вас общего с этим человеком и чем Вы от него отличаетесь. А теперь поздоровайтесь с этим человеком, Вашим соседом. Для этого у Вас есть рука. Передайте ему свой привет, свое настроение, свое отношение к нему. А теперь перенесите свое внимание на соседа слева и постарайтесь почувствовать его состояние, его настроение, его желания. Почувствуйте, что у Вас общего с этим человеком и чем Вы от него отличаетесь. И передайте ему свой привет, поприветствуйте его, передайте ему свое настроение, эмоции, отношение. А теперь вернитесь к себе и передайте привет себе, поприветствуйте себя, скажите себе «Здравствуй» и увидьте Цвет своего настроения».
Ведущий спрашивает каждого, какого цвета у него настроение в начале и конце занятия. Участники запоминают, а потом заносят цвет настроения в психологическую тетрадь.
4. Разминка. Каждое занятие хорошо начинать с небольшой игры-разминки. В качестве разминки хорошо использовать технику пластические интонирование, ритмические упражнения: подростки под музыку пластикой выражают свое эмоциональное состояние в данный момент или озвучивают ритм своего настроения. Работу можно осуществлять как в парах, так и в малых группах.
5. Арт-терапевтичнеские техники средствами музыкальной терапии (см. выше) являются одним из центральных моментов занятия.
После завершения упражнений идет обсуждение в кругу. Участники круга могут задавать вопросы и просить пояснить определённые моменты. Работы, темой которых являются негативные переживания, с помощью ведущего должны быть переформированы в позитив. Переформирование должно быть произведено сразу на занятии.
6. Упражнения в группах. На каждом занятии проводятся групповые упражнения. Результаты должны коротко разбираться ведущим, выделяя основные, характерные моменты в поведении каждого из участников (любая игра – это модель нашего поведения в реальной жизни). Каждое занятие имеет свою тему и чтобы обеспечить преемственность встреч, мы предлагаем ряд упражнений, которые выполняются на каждом занятии. Эти упражнения имеют множество вариантов, и ведущий по своему усмотрению может выбирать наиболее соответствующий вариант теме занятия.
7.Психологическая тетрадь. Особый акцент делается на необходимости ведения записей. Самопознание и достижение самотождественности – длительный процесс, поэтому большую помощь в нем может оказать психологическая тетрадь. Психологическая рабочая тетрадь служит для описания внутреннего мира и происходящих в нем изменений. Что касается внешних событий, то следует регистрировать только те из них, которые тесно связаны с нашими мыслями, чувствами и наблюдениями. Однако в центре внимания должны находиться растущее осознание своего «Я», новый смысл, ценности и взаимосвязи, которые мы открываем. Ведение подобной рабочей тетради преследует несколько целей. Наиболее важная из них является достижение более четкой формулировки мыслей, ощущений и наблюдений. Записывая что-то, мы стремимся проявить себя как можно шире, пытаемся выйти за пределы обычного мышления и банального изложения. Ведя записи, сталкиваемся с необходимостью делать выбор из большого числа точек зрения, что в значительной степени исключает возможность высказывания взаимоисключающих мнений без осознания этого факта. При наличии какой-то проблемы или путаницы мы получаем возможность, более четко определить обусловливающие их факторы и, таким образом, сделать первый шаг на пути их разрешения. Психологическая тетрадь позволяет выразить и отреагировать наиболее безопасным способом любые мощные и разрушительные эмоции, кипящие внутри нас. Если мы научимся «выпускать пары» на бумаге, то сможем ослаблять напряжение и понимать его истоки. Ведение записей – полезное упражнение, развивающее способность концентрации внимания и волю. В тетради можно делать любые зарисовки или прибегать к помощи других наглядных средств выражения.
8. Рефлексия. Прощание. Каждое занятие заканчивается ритуалом прощания, например, участники группы становятся в круг, взявшись за руки, по команде ведущего они закрывают глаза и ощущают свое состояние (инструкции ведущего могут быть следующими: «Почувствуйте себя, своё тело, обратите внимание, есть ли в нём участки напряжения; что вы ощущаете эмоционально-комфортно вам или нет, нравится ли находится в этом круге, почувствуйте себя его частью, меняется ли при этом ваше состояние, т.д.»).
Рефлексия по кругу: что вам понравилось на занятии? Что не понравилось на занятии? Что для вас произошло сегодня? Что нового вы сегодня узнали о себе? Что хотели бы пережить на следующем занятии?
Заключение:
Данная работа посвящена одной из актуальных проблем психологической теории и практики – проблеме развития идентичности подростков средствами музыкальной терапии. Особую важность данная проблема приобретает именно в подростковом возрасте, в котором переплетаются противоречивые тенденции развития, что обуславливает противоречивость самооценки, эмоциональную неустойчивость, резкие колебания настроения, психоэмоциональную напряженность личности подростков и актуализирует кризис идентичности, переживаемый как разлад с самим собой и миром.
В ходе исследования был проведен теоретический анализ литературы по проблеме исследования, изучены подходы зарубежных и отечественных психологов к проблеме идентичности личности, особенностям ее развития в подростковом возрасте, рассмотрены теоретические подходы, приемы и методы музыкальной терапии и ее специфика в работе с подростками.
На основе теоретического анализа была выдвинута гипотеза исследования, заключающаяся в том, что включение подростков в арт- терапевтическую группу, в которой реализуется заявленная в исследовании авторская программа развивающих занятий, способствует развитию идентичности подростков.
Анализ эффективности разработанной нами программы показал, что в экспериментальной группе после экспериментального воздействия произошло увеличение количества подростков с более зрелым статусом идентичности - со статусом мораторий, который характеризуется активным поиском, исследованием альтернатив самоопределения, с достигнутым статусом идентичности, для которого характерны осознанный выбор и самоопределение. Произошло снижение количества подростков с диффузной идентичностью, характеризующийся несформированностью выборов и ценностей.
В ходе арт-терапевтических занятий средствами музыкальной терапии у подростков выявлен рост осознанности и самотождественности в отношении собственной личности, в отношении перспектив на будущее, повышение восприятия окружающего мира и общества как стабильных и надежных, способность к открытости, к принятию мира и себя в этом мире. Выявлен рост эмоционального компонента идентичности в сторону развития позитивной идентичности, что отражает такие переживания в процессе самоопределения и достижения самотождественности, как доверие к себе, уверенность, самопринятие, чувство защищенности.
Теоретическая значимость данного исследования состоит в том, что научно обоснованные психологические условия, формы, приемы и методы музыкальной терапии направлены на развитие идентичности подростков в условиях арт- терапевтической группы.