Дипломная по теме: Предрасположенность к повторению поведения родителей из поколения в поколение.

Название работы: Предрасположенность к повторению поведения родителей из поколения в поколение.

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Психология

Страниц:

77 стр.

Год сдачи:

2010 г.

Содержание:

Введение 3

ГЛАВА 1. Теоретические аспекты генетики поведения человека 6

1.1. Историческое развитие психогенетики 6

1.2. Генетические основы поведения 17

1.3. Методы исследования зависимости поведения 32

ГЛАВА 2. Цели, задачи, методы и организация исследования 41

2.1 Цели и задачи 41

2.2 Методы исследования 44

2.2.1. Методика "Личностная агрессивность и конфликтность" (Е. П. Ильин, П. А. Ковалев) 44

2.2.2. Индикатор копинг-стратегий (Д.Амирхан) 44

2.2.3. Опросник "Исследование психологической структуры темперамента" 45

2.3. Организация исследования 51

Глава 3. Влияние предрасположенности родительского поведения на последующие поколения 52

3.1 Методы обработки результатов исследования 52

3.2 Результаты исследования и их анализ 53

Заключение 62

Список литературы 64

Приложение А 67

Приложение Б 78

Выдержка:

Введение:

Первые наблюдения о природе наследственности и изменчивости появились ещё на заре культуры человечества, когда вследствие наблюдений за самим собой и окружающей природой, он пришёл к мысли отбирать для воспроизводства только тех животных и те растения, которые обладали ценными для него качествами. Благодаря такой примитивной селекции человеку удалось создать множество видов различных домашних животных и культурных растений. В церковных канонах провозглашалось запрещение близкородственных браков, грозящих вырождением рода человеческого.

Раздел генетики, занимающийся изучением наследования особенностей поведения, называется генетикой поведения. Наивно было бы полагать, что наследование психических признаков и особенностей поведения могут быть столь же легко прослежены и охарактеризованы, как и физиологические и фенотипические признаки.

Проблема формирования высших психических функций имеет особое значение для выявления общепсихологических закономерностей развития (Выготский, I960, 1982; Леонтьев, 1972; Ананьев, 1977, 1980; Запорожец, 1986; Венгер, 1978, 1986). В последние годы становится все более очевидным, что методы психогенетики являются мощным инструментом изучения онтогенетических процессов. Исследовательские схемы генетики поведения позволяют получать информацию как о генетических, так и о средовых детерминантах развития, недоступную никаким иным методам психологического исследования.

Поведение больше подвержено внешнему влиянию, но все же и здесь можно уследить, хоть и более слабое, но заметное влияние наследственности на поведение.

У ребенка изначально есть предрасположенность к появлению и развитию определенных черт личности. Но влияние среды, прежде всего семейное воспитание, или усиливает их, или сглаживает, или изменяет. До настоящего времени многие ученые полагают, что в поведении человека, примерно, поровну присутствуют социальные факторы и генетическая предрасположенность.

Основная проблема генетики поведения связана с тем, что каждый из нас живет среди других людей, вырастает и формирует свой характер, находясь под постоянным влиянием семьи, школы, улицы, спортивной площадки, телевидения…. Все это оказывает огромное влияние на развитие характера людей, особенности их поведения и психические реакции. Это влияние настолько велико, что, несмотря на все попытки в начале ХХ века связать это поведение с генетикой, до начала 1960-х годов, ученые все же искали причины поступков человека, в основном, в его окружении и условиях жизни.

Актуальность темы определяется тем, что анализ природы индивидуальных различий, роли наследственных и средовых факторов в формировании индивидуальности человека является одним из важнейших аспектов при разработке проблемы индивидуальности человека.

Объектом исследования является особенности поведения.

Предметом в свою очередь выступают поведенческие особенности, обусловленные генетическим фактором.

Целью работы является рассмотрение предрасположенности к повторению поведения родителей из поколения в поколение.

Целью, обусловлены следующие задачи:

1. Рассмотреть историческое развитие психогенетики

2. Опередить генетические основы поведения

3. Выявить методы исследования зависимости поведения

4. Провести исследование предрасположенности к повторению поведения родителей из поколения в поколение

Глава 3:

Как видно из анализа таблицы, присутствует связь между поведенческими характеристика личности.

Можно выделить характеристики имеющие связь всех поколений:

• Вспыльчивость (Методика "Личностная агрессивность и конфликтность" (Е. П. Ильин, П. А. Ковалев))

o Дети/отцы: - 0,8587 (p=0,001)

o Дети/деды – 0,701 (р=0,01)

o Отцы/деды - 0,6094 (р=0,05)

• Бескомпромиссность (Методика "Личностная агрессивность и конфликтность" (Е. П. Ильин, П. А. Ковалев))

o Дети/отцы: - 0,5633 (р=0,05)

o Дети/деды – 0,6002 (р=0,05)

o Отцы/деды - 0,6988 (р=0,05)

• Подозрительность (Методика "Личностная агрессивность и конфликтность" (Е. П. Ильин, П. А. Ковалев))

o Дети/отцы: - 0,5465 (р=0,05)

o Дети/деды – 0,7327 (р=0,01)

o Отцы/деды - 0,7777 (р=0,01)

• Ригидность-пластичность (Опросник "Исследование психологической структуры темперамента")

o Дети/отцы: - 0,7783 (р=0,01)

o Дети/деды – 0,5756 (р=0,05)

o Отцы/деды - 0,6976 (р=0,05)

• Активность (Опросник "Исследование психологической структуры темперамента")

o Дети/отцы: - 0,8845 (p=0,001)

o Дети/деды – 0,7083 (p=0,001)

o Отцы/деды - 0,6762 (р=0,01)

Так же были отмечено, наличие зависимости показателей:

• Напористость (Методика "Личностная агрессивность и конфликтность" (Е. П. Ильин, П. А. Ковалев))

o Отцы/деды - 0,5407 (р=0,05)

• Эмоциональная возбудимость—уравновешенность (Опросник "Исследование психологической структуры темперамента")

o Дети/деды - -0,6507 (р=0,05)

Однако Даная зависимость не прослеживается в остальных поколениях. Следовательно эти данные выпадают из сферы наших интересов.

Исследование показало, что выбор коппинг-стратегий не передается из поколения в поколение. Статистический анализ данных методики Индикатор коппинг-стратегий (Д.Амирхан) не выявил ни одной значимой связи.

Данные исследования показали наличие характеристик личности присутствующие во всех рассмотренных поколениях (5 из 16). Отсюда можно сделать вывод о наличии эффекта передачи поведенческих предпочтений по наследству.

Однако мы не можем сказать о причине возникновения этих связей: окружающая среда или генетика.

Так же интересен момент того, что достаточно большое количество поведенческих характеристик личности не показало достоверных связей. То есть можно говорить о том, что некоторые характеристики личности формируются в основном под воздействием окружающей среды. Даже если изначально и присутствовала генетическая предрасположенность или предрасположенность возникшая вследствие воспитания, со временем она подверглась трансформации под воздействием внешней (не семейной) среды.

В ходе исследования мы смогли подтвердить гипотезу о том, что существуют характеристики личности, определяющие поведение, передающиеся из поколения в поколение.

Заключение:

Методы психогенетики дают уникальные возможности для исследования и других, традиционных для психологии, проблем, в частности, позволяют оценить влияние семьи на формирование психологических особенностей ребенка. Данные психогенетических работ, направленных на изучение факторов среды, могут существенно обогатить и значительно продвинуть нас в понимании роли этих факторов.

В целом следует отметить, что актуальность нашего исследования определялась не только запросами общественной практики, но и логикой развития самой психологической науки.

Исследование развития в генетике поведения базируется на исходном представлении о реализации индивидуальной генетической программы в конкретных средовых условиях. Генотипические факторы принято подразделять на две группы. Одни факторы «типизируют развитие», контролируя формирование видоспецифических признаке, другие контролируют формирование индивидуально-специфических признаков; действие второй группы факторов меняется по мере развития. Генетическая программа развития психологических признаков не является жесткой, она регулируется генотип-средовыми факторами и их взаимодействием.

Изучение процессов развития в генетике поведения основано на ряде общих теоретических положений. Во-первых, методы количественной генетики применимы для исследования сложных полигенных признаков, в частности психологических. Во-вторых, каждый конкретный генотип реализуется в конкретных средовых условиях развития: изменчивость фенотипического признака контролируется влиянием наследственности и среды, а также их взаимодействием. В-третьих, влияние факторов генотипа не отменяет возможности онтогенетического изменения признака у конкретного индивида (как по своей структуре, так и по абсолютной величине). В-четвертых, результаты психогенетического анализа межиндивидуальной изменчивости признаков носят статистический характер и позволяют делать выводы только об изменчивости признака в конкретной популяции. В-пятых, соотношение генотип-средовых факторов в изменчивости признака и в детерминации развития может быть оценено количественно.

В заключении сделаем ряд выводов:

• Изучение развития требует обследования групп испытуемых разного возраста. В нашем исследовании мы смогли подобрать группу исследуемых трех разных интервалов возраста, находящихся в прямой родственной связи.

• В ходе выполнения работы мы подтвердили нашу гипотезу о том, что существуют характеристики личности, определяющие поведение, передающиеся из поколения в поколение.

• Мы не можем сказать о причине возникновения этих связей: окружающая среда или генетика.

• Так же можно отметить, что большое количество поведенческих характеристик личности не показало достоверных связей. То есть можно говорить о том, что некоторые характеристики личности формируются в основном под воздействием окружающей среды. Даже если изначально и присутствовала генетическая предрасположенность или предрасположенность возникшая вследствие воспитания, со временем она подверглась трансформации под воздействием внешней (не семейной) среды.

• Дальнейшее развитие исследование может получить в анализе большего объема выборки или анализе причин предрасположенности к поведению.

Похожие работы на данную тему