Введение:
Первые наблюдения о природе наследственности и изменчивости появились ещё на заре культуры человечества, когда вследствие наблюдений за самим собой и окружающей природой, он пришёл к мысли отбирать для воспроизводства только тех животных и те растения, которые обладали ценными для него качествами. Благодаря такой примитивной селекции человеку удалось создать множество видов различных домашних животных и культурных растений. В церковных канонах провозглашалось запрещение близкородственных браков, грозящих вырождением рода человеческого.
Раздел генетики, занимающийся изучением наследования особенностей поведения, называется генетикой поведения. Наивно было бы полагать, что наследование психических признаков и особенностей поведения могут быть столь же легко прослежены и охарактеризованы, как и физиологические и фенотипические признаки.
Проблема формирования высших психических функций имеет особое значение для выявления общепсихологических закономерностей развития (Выготский, I960, 1982; Леонтьев, 1972; Ананьев, 1977, 1980; Запорожец, 1986; Венгер, 1978, 1986). В последние годы становится все более очевидным, что методы психогенетики являются мощным инструментом изучения онтогенетических процессов. Исследовательские схемы генетики поведения позволяют получать информацию как о генетических, так и о средовых детерминантах развития, недоступную никаким иным методам психологического исследования.
Поведение больше подвержено внешнему влиянию, но все же и здесь можно уследить, хоть и более слабое, но заметное влияние наследственности на поведение.
У ребенка изначально есть предрасположенность к появлению и развитию определенных черт личности. Но влияние среды, прежде всего семейное воспитание, или усиливает их, или сглаживает, или изменяет. До настоящего времени многие ученые полагают, что в поведении человека, примерно, поровну присутствуют социальные факторы и генетическая предрасположенность.
Основная проблема генетики поведения связана с тем, что каждый из нас живет среди других людей, вырастает и формирует свой характер, находясь под постоянным влиянием семьи, школы, улицы, спортивной площадки, телевидения…. Все это оказывает огромное влияние на развитие характера людей, особенности их поведения и психические реакции. Это влияние настолько велико, что, несмотря на все попытки в начале ХХ века связать это поведение с генетикой, до начала 1960-х годов, ученые все же искали причины поступков человека, в основном, в его окружении и условиях жизни.
Актуальность темы определяется тем, что анализ природы индивидуальных различий, роли наследственных и средовых факторов в формировании индивидуальности человека является одним из важнейших аспектов при разработке проблемы индивидуальности человека.
Объектом исследования является особенности поведения.
Предметом в свою очередь выступают поведенческие особенности, обусловленные генетическим фактором.
Целью работы является рассмотрение предрасположенности к повторению поведения родителей из поколения в поколение.
Целью, обусловлены следующие задачи:
1. Рассмотреть историческое развитие психогенетики
2. Опередить генетические основы поведения
3. Выявить методы исследования зависимости поведения
4. Провести исследование предрасположенности к повторению поведения родителей из поколения в поколение
Глава 3:
Как видно из анализа таблицы, присутствует связь между поведенческими характеристика личности.
Можно выделить характеристики имеющие связь всех поколений:
• Вспыльчивость (Методика "Личностная агрессивность и конфликтность" (Е. П. Ильин, П. А. Ковалев))
o Дети/отцы: - 0,8587 (p=0,001)
o Дети/деды – 0,701 (р=0,01)
o Отцы/деды - 0,6094 (р=0,05)
• Бескомпромиссность (Методика "Личностная агрессивность и конфликтность" (Е. П. Ильин, П. А. Ковалев))
o Дети/отцы: - 0,5633 (р=0,05)
o Дети/деды – 0,6002 (р=0,05)
o Отцы/деды - 0,6988 (р=0,05)
• Подозрительность (Методика "Личностная агрессивность и конфликтность" (Е. П. Ильин, П. А. Ковалев))
o Дети/отцы: - 0,5465 (р=0,05)
o Дети/деды – 0,7327 (р=0,01)
o Отцы/деды - 0,7777 (р=0,01)
• Ригидность-пластичность (Опросник "Исследование психологической структуры темперамента")
o Дети/отцы: - 0,7783 (р=0,01)
o Дети/деды – 0,5756 (р=0,05)
o Отцы/деды - 0,6976 (р=0,05)
• Активность (Опросник "Исследование психологической структуры темперамента")
o Дети/отцы: - 0,8845 (p=0,001)
o Дети/деды – 0,7083 (p=0,001)
o Отцы/деды - 0,6762 (р=0,01)
Так же были отмечено, наличие зависимости показателей:
• Напористость (Методика "Личностная агрессивность и конфликтность" (Е. П. Ильин, П. А. Ковалев))
o Отцы/деды - 0,5407 (р=0,05)
• Эмоциональная возбудимость—уравновешенность (Опросник "Исследование психологической структуры темперамента")
o Дети/деды - -0,6507 (р=0,05)
Однако Даная зависимость не прослеживается в остальных поколениях. Следовательно эти данные выпадают из сферы наших интересов.
Исследование показало, что выбор коппинг-стратегий не передается из поколения в поколение. Статистический анализ данных методики Индикатор коппинг-стратегий (Д.Амирхан) не выявил ни одной значимой связи.
Данные исследования показали наличие характеристик личности присутствующие во всех рассмотренных поколениях (5 из 16). Отсюда можно сделать вывод о наличии эффекта передачи поведенческих предпочтений по наследству.
Однако мы не можем сказать о причине возникновения этих связей: окружающая среда или генетика.
Так же интересен момент того, что достаточно большое количество поведенческих характеристик личности не показало достоверных связей. То есть можно говорить о том, что некоторые характеристики личности формируются в основном под воздействием окружающей среды. Даже если изначально и присутствовала генетическая предрасположенность или предрасположенность возникшая вследствие воспитания, со временем она подверглась трансформации под воздействием внешней (не семейной) среды.
В ходе исследования мы смогли подтвердить гипотезу о том, что существуют характеристики личности, определяющие поведение, передающиеся из поколения в поколение.
Заключение:
Методы психогенетики дают уникальные возможности для исследования и других, традиционных для психологии, проблем, в частности, позволяют оценить влияние семьи на формирование психологических особенностей ребенка. Данные психогенетических работ, направленных на изучение факторов среды, могут существенно обогатить и значительно продвинуть нас в понимании роли этих факторов.
В целом следует отметить, что актуальность нашего исследования определялась не только запросами общественной практики, но и логикой развития самой психологической науки.
Исследование развития в генетике поведения базируется на исходном представлении о реализации индивидуальной генетической программы в конкретных средовых условиях. Генотипические факторы принято подразделять на две группы. Одни факторы «типизируют развитие», контролируя формирование видоспецифических признаке, другие контролируют формирование индивидуально-специфических признаков; действие второй группы факторов меняется по мере развития. Генетическая программа развития психологических признаков не является жесткой, она регулируется генотип-средовыми факторами и их взаимодействием.
Изучение процессов развития в генетике поведения основано на ряде общих теоретических положений. Во-первых, методы количественной генетики применимы для исследования сложных полигенных признаков, в частности психологических. Во-вторых, каждый конкретный генотип реализуется в конкретных средовых условиях развития: изменчивость фенотипического признака контролируется влиянием наследственности и среды, а также их взаимодействием. В-третьих, влияние факторов генотипа не отменяет возможности онтогенетического изменения признака у конкретного индивида (как по своей структуре, так и по абсолютной величине). В-четвертых, результаты психогенетического анализа межиндивидуальной изменчивости признаков носят статистический характер и позволяют делать выводы только об изменчивости признака в конкретной популяции. В-пятых, соотношение генотип-средовых факторов в изменчивости признака и в детерминации развития может быть оценено количественно.
В заключении сделаем ряд выводов:
• Изучение развития требует обследования групп испытуемых разного возраста. В нашем исследовании мы смогли подобрать группу исследуемых трех разных интервалов возраста, находящихся в прямой родственной связи.
• В ходе выполнения работы мы подтвердили нашу гипотезу о том, что существуют характеристики личности, определяющие поведение, передающиеся из поколения в поколение.
• Мы не можем сказать о причине возникновения этих связей: окружающая среда или генетика.
• Так же можно отметить, что большое количество поведенческих характеристик личности не показало достоверных связей. То есть можно говорить о том, что некоторые характеристики личности формируются в основном под воздействием окружающей среды. Даже если изначально и присутствовала генетическая предрасположенность или предрасположенность возникшая вследствие воспитания, со временем она подверглась трансформации под воздействием внешней (не семейной) среды.
• Дальнейшее развитие исследование может получить в анализе большего объема выборки или анализе причин предрасположенности к поведению.