ВВЕДЕНИЕ
В последнее время социальная роль общественного мнения возросла в многократной степени. В разных типах обществ существуют механизмы реагирования на социально-значимые проблемы через высказывание суждений заинтересованными общностями. Возможности влияния общественного мнения на политическую жизнь различны: от крайне малых в закрытых социальных системах, до высокой роли в зрелых демократических обществах.
Участие общественного мнения в вопросах политической жизни – злободневный вопрос для российского общества. Проблема заключается в поиске и практической реализации оптимального механизма взаимодействия властных институтов и общественного мнения, определении эффективных способов включения общественного мнения в политический процесс.
Актуальность темы исследования обусловлена, во-первых, постоянным усилением воздействия гражданского общества и общественного мнения на политическую жизнь государства по мере гуманизации и демократизации общественных отношений. Но социальные механизмы влияния гражданского общества на политику в каждой стране специфичны. С другой стороны, в действии этих механизмов должны проявляться и общие закономерности, выявить которые можно средствами социально-философского анализа.
ГЛАВА 3. ПР И ЭЛЕКТОРАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ.
3.1 Проблема осознанного социального выбора
Известный психолог Д.Н. Узнадзе указывал, что выбор есть непосредственная потребность.[60] Более того, каким бы целесообразным ни казалось человеку то или иное возможное решение, ему удается принять это решение лишь после согласования его с потребностями своего “Я”. Однако тот факт, что в роли непосредственного фактора выбора выступают указанные потребности, вовсе не означает, что они действуют сами по себе. Особое значение, вернее сказать, влияние, приобретает опосредованность сегодня в условиях усиленного омассовления потребностей, вкусов, ценностных ориентаций людей в так называемых обществах тоталитарного или потребительского типа, где по сути дела, высокоорганизованное манипулирование сознанием людей имитирует субъектность индивидов в качестве свободных, сознательных, индивидуальных авторов своих стремлений, чувств, мыслей и действий.
Суть имитации можно выразить обратно пропорциональной зависимостью: чем больше индивид ощущает себя субъектом, тем меньше он им в действительности является, превращаясь в объект скрытой власти над ним. А этот факт ставит проблемным вопрос о свободе выбора и волеизъявления человека, особенно когда речь идет о выборах, как определенном механизме, опосредующем отношения граждан с государством. Через избирательную систему (или с помощью ее) партийно-финансово-государственные элиты наделяют свой тайный материальный интерес всеобщим ценностным значением.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Галимова М.А. Роль общественного мнения в политике // Философия. Наука. Культура. – М.: МГУ, 2006. – Вып.1. – С.16-23.
2. Галимова М.А. Современный политический контекст функционирования общественного мнения // Философия. Наука. Культура. – М.: МГУ, 2006. – Вып.1. – С.115-126.
3. Галимова М.А. Функционирование общественного мнения в стране // Философия. Наука. Культура. – М.: МГУ, 2006. - №.1. – С.253-261
4. Галимова М.А. Общественное мнение в системе управления столичным мегаполисом // Материалы междун. науч.-практич. конференции «Управление городом в XXI веке» – М.: МГУУ Правит. Москвы, 2006. – 0,5 п.л.
5. Алешина И.В. Паблик рилейшнз дня менеджеров и маркетеров.- М.: 1997.
6. Блэк С. Паблик рилейшнз. Что это такое?—М.: Новости, 1990.
7. Блэк С. PR: Международная практика. - М.:Издательский дом «Довгань», 1997.
8. Бенедиктова В.И. О деловой этике и этикете.—М, 1994.
9. ВикентьевИ.Л. Приемы рекламы и Public Relations. Ч.I.—СПб., 1998.
10. Вишняк O.I., Шевель I.П. Дослiдження i прогнозування виборiв в Pocii та Украiнi: досвiд i проблеми (1990 -1998). -К.: Стилос, 1998.
11. Дороти Доти И. Паблисити и паблик рилейшнз / Перевод с англ. Издание 2-е. - М.: «Филинъ», 1998.
12. Законодательный процесс в России: граждане и власть.—М., 1996.
13. Зверинцев А.Б. Коммуникационный менеджмент: Рабочая книга менеджера PR: 2-е изд. -СПб.: СОЮЗ, 1997.
14. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта — М., 1995.
15. Iванов В.Ф. Контент-аналiз. Методологiя i методика доcлiдження ЗМК. — К, 1994.
16. Имидж лидера Психологическое пособие для политиков. — М., 1994.
17. Карнеги Дейл. Как приобретать друзей и оказывать влияние на людей. — Киев, 1989.
18. Картер Гарри. Эффективная реклама. — М.: Прогресс, 1991.
19. Костенко Н.В. Ценности и символы в массовой коммуникации. К, 1993
20. Королько В.Г. Политическая реклама: уроки выборов, проблемы. // Социология: теория, методы, маркетинг. - 1998, №6.
21. Королько ВТ. Феномен политической рекламы: плюсы и минусы // Эффективная реклама -1998. - Октябрь.
22. Крысько ВТ. Секреты психологической войны (цели, задачи, методы, формы, опыт). - Мн.: Харвест, 1999.
23. Львов М.Р. Риторика — М., 1995.
24. Медиа в выборах: между политикой и культурой (контент-анализ политической прессы) / Под ред. Н.Костенко: - К.: Ин-т социологии НАН Украины, 1999.
25. Невзлин Л.Б. «Паблик рилейшнз» — кому это нужно? — М.: Экономика, 1992.
26. Ножин Е.А. Основы отношений с общественностью — «Паблик рилейшнз». Курс лекций. Ч. 1.—Пермь, 1994.
27. Оссовський В.Л. Громадська думка: спроба соцiологiчноi iнтерпретацii.
-К: Iнститут соцiологii НАНУ, 1999.
28. Паблик рилейшнз. Связи с общественностью в сфере бизнеса М.: Ассоциация авторов и издателей "ТАНДЕМ". - Издательство ЭКМОС, 1999.