Введение:
Значение средств массовой информации в современном мире переоценить невозможно. На современном этапе развития общества пресса, радио, телеви-дение и интернет представляют важнейший элемент в социальных отношениях. Они являются мощным инструментом воздействия на сознание масс, охватывая своим влиянием беспрецедентное в истории число людей. Содержание массо-вой коммуникации оказывает большое влияние на аудиторию в самых разнооб-разных формах. Это может быть обучение, убеждение, внушение. Воздействие информации зависит от того, насколько она соответствует социальным запро-сам аудитории и насколько регулярна.
Между тем, нередки случаи, когда сооб¬щения, реализующие целевые ус-тановки изда¬теля, подготовленные на высоком журналистском и тех¬ническом уровне, не воспринимаются читателями, слушателями, зрителями или интер¬претируются ими неадекватно намерениям издателя и коммуникатора. Пони-мание закономерностей формирования общественного мнения предполагает изучение процессов, связывающих средства массовой информации и их ауди-торию. В связи с этим значительная часть современных исследований, прямо или косвенно изучающих процессы и феномены массовых коммуникаций, по-священы проблемам повышения эффективности СМИ, увеличению роли СМИ в жизни общества, их влиянию на мировоззрение отдельного человека и целого социума. Решение задач увеличения эффективности массовой коммуникации и повышения рейтингов средств массовой информации требует изучения психо-логических особенностей аудитории и учета ее интересов, потребностей, уста-новок и ценностных ориентаций. Это определяет актуальность настоящего ис-следования.
Цель исследования – изучить психологические типы аудитории массо-вой коммуникации.
Задачи исследования:
1. теоретический анализ литературных источников по проблеме психо-логических типов аудитории массовой коммуникации;
2. изучить психологические особенности аудитории телевидения;
3. обработать результаты эмпирического исследования с помощью мето-дов математико-статистического анализа и выделить основные психо-логические типы аудитории телевидения.
Объект исследования – взрослая часть аудитории телевидения.
Предмет исследования – психологические типы аудитории телевидения.
Гипотеза исследования: аудитория телевидения характеризуется рядом психологических особенностей, на основании которых в ней можно выделить определенные психологические типы.
Практическая значимость результатов исследования определяется возможностью использования выявленных психологических характеристик ау-дитории для решения задач увеличения эффективности массовой коммуника-ции и повышению рейтинга отдельных СМИ. Учет интересов аудитории при разработке содержания транслируемой информации может способствовать ус-тановлению и поддержанию контакта с аудиторией.
Глава 2:
Первая группа зрителей (25%) отдает явное предпочтение развлека-тельным программам. Интерес к политической проблематике относительно не-высок и лежит, главным образом, в сфере фактической, событийной информа-ции, а не в ее глубоком и всестороннем анализе. Эти зрители редко обращаются к культурно-просветительным программам. Они же самые активные посетители кинотеатров и видеосалонов, чаще, чем другие категории зрителей, бывают на концертах и в кино. Увлекаются спортом, любят путешествовать. Основу этой группы составляют молодые люди до 35 лет. Заметно преобладают мужчины. Главным образом, это горожане, студенты, рабочие. По данным опросника FPI у них наиболее высокие оценки по шкалам экстраверсии, общительности и эмоциональной лабильности. По данным опросника Рокича в этой группе теле-зрителей среди терминальных ценностей преобладают материально обеспечен-ная жизнь, любовь, наличие хороших и верных друзей; среди инструменталь-ных ценностей – жизнерадостность, независимость, широта взглядов.
Вторая группа зрителей (25%) также ориентированы на развлечения, зрелища, но в отличие от первой группы испытывают заметное тяготение к культурно-просветительным программам и серьезным жанрам искусства. Наи-более популярные темы – культура, искусство, литература, гуманитарные нау-ки, медицина, экология, борьба с преступностью, образование и воспитание, проблемы молодежи. Значительное место в структуре досуга занимают отдых в кругу семьи, что объясняется существенным преобладанием женщин в данной группе. В этой группе больше, чем в других лиц с художественно-творческой ориентацией. Большинство группы составляют молодежь и люди зрелого воз-раста, горожане. Доля респондентов с высшим и средним специальным образо-ванием здесь значительно выше, чем в предыдущей группе, заметно выделяют-ся работники умственного труда и студенты.
По данным опросника FPI у них наиболее высокие значения интроверсии и застенчивости. По данным опросника Рокича у представителей этой группы телезрителей среди терминальных ценностей преобладают красота природы и искусства, развитие, творчество; среди инструментальных ценностей – терпи-мость, исполнительность.
Третья группа зрителей (16%) отличается высоким интересом к инфор-мационным передачам и выпускам новостей: самыми актуальными темами яв-ляются международные события, политическая и экономическая жизнь страны, борьба с преступностью. Они сдержанно относятся к таким телевизионным жанрам, как игры, конкурсы, эстрадные шоу. В большей степени, чем другие, приверженцы фольклорного искусства. В данной группе преобладают «делови-тые домоседы», они могут усердно трудиться на своих приусадебных участках или заниматься ремонтными и прочими работами по дому. Основу этой ауди-тории составляют люди предпенсионного возраста, в ней большая доля сель-ских жителей, а также технической интеллигенции, проживающей в городах. Соотношение женщин и мужчин примерно равное. По данным опросника FPI у них наиболее высокие оценки по шкале уравновешенности и наиболее низкие – по шкале эмоциональной лабильности. По данным опросника Рокича в этой группе телезрителей среди терминальных ценностей преобладают здоровье, ак-тивная деятельная жизнь, счастливая семейная жизнь, среди инструментальных ценностей – сдержанность, самоконтроль, ответственность, твердая воля.
Четвертая группа (21%) – политизированный тип зрителя, для которого телевидение не только средство получения разнообразной политической ин-формации и их серьезной аналитической интерпретации. Характерен значи-тельный интерес к документальной хронике и познавательным передачам раз-ного характера. Отдыхая, предпочитают смотреть художественные фильмы, реже обращаются к эстрадным концертам, телеиграм и крайне редко – к спорту. Второй по значению ряд тематических предпочтений включает медицину, эко-логию, борьбу с преступностью. Наиболее распространенным занятием в сво-бодное время для этих зрителей является чтение прессы и художественной ли-тературы. Время от времени часть из них обращается к литературе по специ-альности. Большое внимание уделяется радиопередачам. Перечисленные фор-мы досуга явно указывают на информационно-познавательную ориентацию этой категории зрителей. В данной группе наибольшее число людей пожилого возраста. Соотношение мужчин и женщин примерно равное. По сравнению с другими здесь больше всего лиц с высшим и меньше всего лиц с неполным средним образованием; 1/4 зрителей составляет сельское население. Отличи-тельной чертой рассматриваемой категории является высокий удельный вес пенсионеров и интеллигенции. По данным опросника FPI у них высокие оценки по шкале уравновешенности и общительности. По данным опросника Рокича в этой группе телезрителей среди терминальных ценностей преобладают здоро-вье, познание, жизненная мудрость; среди инструментальных ценностей – обра-зованность, чуткость, ответственность.
Пятая группа зрителей (13%) – телеинтересы сосредоточены главным образом на развлекательных программах игрового жанра, самая высокая ориен-тация на просмотр театральных постановок и художественных фильмов. В об-ласти информационного вещания предпочтение отдается информационно-развлекательным программам. Приоритетными темами являются медицина, воспитание подрастающего поколения, молодежные проблемы, а также культу-ра, литература и искусство. Главное место в структуре досуга, как и во второй группе, занимают отдых в кругу семьи, что объясняется высоким удельным ве-сом женщин. В числе других, наиболее распространенных занятий в свободное время: чтение художественной литературы, просмотр кинофильмов. Отличи-тельная особенность – относительно равномерное распределение зрителей по уровню образования и возрасту, хотя численность старших возрастных групп и увеличена. В социо-профессиональном отношении группа характеризуется большим, чем в других группах, числом работников сферы обслуживания и специалистов непроизводственной сферы. По данным опросника FPI у них вы-сокие оценки по шкале общительности и реактивной агрессивности. По данным опросника Рокича в этой группе телезрителей среди терминальных ценностей преобладают здоровье, уверенность в себе познание, общественное признание; среди инструментальных ценностей – эффективность в делах, высокие запросы чуткость, смелость в отстаивании своего мнения.
Заключение:
В широком спектре человеческих потребностей существует и потреб-ность в информации, которая вытекает из сущности социальной системы как системы информационной. Потребность в информации выражает в субъекте общественную необходимость в информационном обеспечении практически всех видов человеческой деятельности и предопределяет включение личности в существующую в обществе систему социальной информации. Потребность в информации как бы пронизывает все другие человеческие потребности, обслу-живает их и в то же время носит и самостоятельный характер, выражая творче-скую сущность человеческого сознания. Ведь информация обеспечивает про-цесс мышления, который «имеет своей основной функцией опережение, пред-восхищение, активное отношение к извне поступающим данным».
Особенности массовой информации состоят в том, что, рассчитанная на обслуживание системы основных ролей, выполняемых личностью, она, во-первых, обслуживает их в целом, во-вторых, направлена на вывод личности за пределы повседневно выполняемых ролей, на расширение «жизненного про-странства» людей, обогащение их социальных контактов. В этом случае осо-бенно важными становятся такие черты массовой информации, как ее привле-кательность, новизна, доступность. Эти особенности массовой информации от-ражаются в характеристиках аудитории, полученных в ходе психологических исследований. Опрашиваемые гораздо чаще объясняют характер своих взаимо-отношений с источниками массовой информации не долгом или обязанностью, а интересом.
Эффективность средств массовой коммуникации есть отношение достиг-нутого результата к предварительно намеченной цели. Конечный эффект любой коммуникативной кампании существенно зависит от установления определен-ного уровня взаимопонимания, прежде всего, со «своей» аудиторией, т.е. от умения точно определить адрес того сегмента аудитории, на который ориенти-рована кампания, предвидеть его возможную реакцию, характер влияния ком-муникативного воздействия на поведение представителей этого сегмента и т.д.
Как показало проведенное нами исследование, просмотр телевизора как является наиболее популярным видом организации отдыха и досуга, опережая даже общение с семьей и друзьями. Среди других видов организации досуга лидирует кино, тогда как театры, музеи и концерты большинство респондентов посещали в последний раз несколько лет назад. Преобладающее большинство респондентов смотрят телевизионные программы ежедневно и даже по не-сколько раз в день, выбирая по программе определенные интересующие их пе-редачи. По данным опроса, в структуре зрительских предпочтений респонден-тов лидируют юмористические программы и выпуски новостей (их постоянно или часто смотрят более трети опрошенных), а также спортивные программы. Основная часть телепросмотров приходится на период от 20 до 22 часов.
На основе кластерного анализа психодиагностических показателей испы-туемых (особенностей их системы ценностей и личностных свойств), их соци-ально-демографических показателей и данных о структуре досуговой деятель-ности нами выявлено пять кластеров испытуемых, обладающих определенной структурой телекоммуникативных интересов и стереотипов поведения:
Первая группа зрителей отдает явное предпочтение развлекательным программам, редко обращается к культурно-просветительным программам, ча-ще, чем другие категории зрителей, бывает на концертах и в кино; их отличают наиболее высокие показатели экстраверсии, общительности и эмоциональной лабильности, преобладание материальных ценностей и ценностей отношений, среди инструментальных ценностей – жизнерадостность, независимость, широ-та взглядов.
Вторая группа испытывает заметное тяготение к культурно-просветительным программам и серьезным жанрам искусства; их отличают вы-сокие значения интроверсии и застенчивости; среди терминальных ценностей преобладают красота природы и искусства, развитие, творчество; среди инст-рументальных ценностей – терпимость, исполнительность.