Введение:
Актуальность темы работы обусловлена тем, что в России, как и в большинстве стран мира, проблема уровня и качества жизни населения были и остаются наиболее актуальными проблемами для каждого государства.
На сегодняшний день, проблема качества жизни рассматривается как ключевая социальная проблема, которая затрагивает все стороны жизни и приобретает, действительно, глобальный характер. От глубины и последовательности ее решения во многом зависит не только перспектива развития цивилизаций, общества, но и каждого человека в отдельности. При этом качество жизни людей играет ведущую роль в этом процессе. Ведь основной причиной появления и широкого распространения термина «качество жизни» в обществах с высоким уровнем потребления была смена механизма всего социального развития. На место сугубо экономических критериев пришли критерии качества жизни, а развитие человеческого потенциала стало целью и фактором экономического роста.
Государство должно обеспечивать стабильный гарантированный доступ населения к продовольствию в необходимом количестве и ассортименте. В настоящее время, учитывая рост численности населения в мире и острую нехватку основных базовых продуктов питания в ряде стран, экспорт и импорт продовольствия становится одним из основных факторов формирования и развития межгосударственных экономических отношений.
Здесь пересекаются узловые проблемы проведения агропромышленной и экономической реформ, развития продовольственного рынка и питания, зависимости последнего от социального положения и платежеспособности потребителей в различных регионах страны.
В связи с этим развитие продовольственного рынка в стране - это глобальная, национальная или региональная проблема. .
Цель и задачи контрольной работы.
Цель исследования заключалась в освещении понятий, классификации показателей и методики оценки уровня и качества жизни населения..
В соответствии с этой целью были поставлены следующие основные задачи:
- исследовать сущность понятий уровень и качество жизни населения;
- осветить основные критерии и показатели уровня и качества жизни населения;
- осветить проблему бедности населения России;
- провести анализ уровня и качества жизни населения России на современном этапе.
Объектом исследования явились качества и уровень жизни населения России .
Предметом исследования послужили экономические отношения и процессы, обеспечивающие развитие качественного уровня жизни населения России.
В качестве основных методов были использованы анализ и синтез. Кроме того, применялись методы сопоставления, наблюдения, статистического анализа.
Глава 2:
В 2010г. уровень среднемесячной начисленной заработной платы работников здравоохранения и предоставления социальных услуг составил к ее уровню в обрабатывающих производствах 82%, работников образования - 74% (в 2009г. - соответственно 90% и 81%).
Просроченная задолженность по заработной плате (по данным, полученным от организаций, кроме субъектов малого предпринимательства). Суммарная задолженность по заработной плате по кругу наблюдаемых видов экономической деятельности на 1 февраля 2011г. составила 2781 млн.рублей и по сравнению с 1 января 2011г. увеличилась на 15,9%.
Объем просроченной задолженности по заработной плате, сложившийся на 1 февраля 2011г., составлял менее 1% месячного фонда заработной платы работников наблюдаемых видов экономической деятельности.
На 1 февраля 2011г. просроченная задолженность по заработной плате по сравнению с 1 января 2011г. снизилась в 22 субъектах Российской Федерации, выросла - в 46 субъектах, отсутствовала - в 9 субъектах, образовалась - в 5 субъектах, осталась без изменения - в 1 субъекте Российской Федерации.
Задолженность из-за несвоевременного получения денежных средств из бюджетов всех уровней по кругу наблюдаемых видов экономической деятельности на 1 февраля 2011г. составила 45 млн.рублей, или 1,6% общего объема просроченной задолженности по заработной плате.
Из общего объема задолженности из-за бюджетного недофинансирования 64,1% приходилось на федеральный бюджет, 13,7% - на бюджеты субъектов Российской Федерации и 22,2% - на местные бюджеты. При определении задолженности из федерального бюджета организациями учитываются невыплаченные своевременно средства федерального бюджета, относящиеся, в соответствии с бюджетной классификацией, к статье "оплата труда", а также суммы оплаты труда, предусмотренные за выполнение государственных заказов и целевых производственных программ, финансируемых из федерального бюджета.
Из общей суммы просроченной задолженности 1717 млн.рублей (61,7%) приходится на задолженность, образовавшуюся в 2010г., 987 млн.рублей (35,5%) - в 2009г. и ранее.
Из общей суммы просроченной задолженности из-за несвоевременного получения денежных средств из бюджетов всех уровней 23 млн.рублей (50,5%) составляла задолженность за выполнение государственных заказов и оказание услуг бюджетным организациям.
На 1 февраля 2011г. просроченная задолженность по заработной плате из-за несвоевременного получения денежных средств из бюджетов всех уровней отсутствовала в 66 субъектах Российской Федерации, снизилась по сравнению с 1 января 2011г. - в 1 субъекте.
Задолженность по заработной плате из-за отсутствия собственных средств органи-заций за январь 2011г. увеличилась на 357 млн.рублей (15,0%) и на 1 февраля 2011г. составила 2736 млн.рублей.
Пенсии. В январе 2011г. средний размер назначенных пенсий, по предварительным данным, составил 7594 рубля и увеличился по сравнению с январем 2010г. на 6,7%.
Таблица 4 - Структура использования денежных доходов населения
Заключение:
Проблема качества жизни является приоритетной для решения социально - экономических проблем любого уровня. Понятие «качество жизни» является комплексной производной от исторических, географических, экономических, социальных и иных факторов, определяющих положение человека в обществе. В практическом применении концепции качества жизни необходимо разграничивать понятия «качества жизни» и «уровень жизни». Качество жизни показывает результативность образа жизни людей. Уровень и условия жизни являются структурными составляющими качества жизни.
На качество жизни населения влияет государственная политика, регулирование экономических процессов. Основная задача государства состоит в том, чтобы удерживать «золотую середину» в сфере влияния на рыночную экономику. Годы реформ показали, что в период перехода к рынку особенно важно компетентное регулирование, так как государство является первопричиной изменения функционирования экономики.
Государство создаёт условия для экономической деятельности, обеспечивают социальную защиту малообеспеченных слоёв населения и способствует развитию рыночных отношений, что положительно влияет на измерение качества жизни населения.