Введение:
В Российской Федерации на долю жилищно-коммунального сектора приходится более 25% воспроизводимого национального богатства, показатель жилищной обеспеченности граждан составляет в соответствии с действующими нормативами порядка 30-40%, при этом его величина ниже аналогичного показателя в европейских странах. Значительная часть жилищного фонда не соответствует современным представлениям о комфортности и качестве проживания. Техническое состояние объектов коммунальной инфраструктуры в большинстве муниципальных образований оценивается как морально и физически устаревшее, из-за несвоевременных ремонтов и замены инженерных сетей возрастает аварийность и снижается качество и бесперебойность предоставления жилищно-коммунальных услуг.
Высокая кредиторская и дебиторская задолженность предприятий ЖКК, дефицит финансовых ресурсов, недостаточная платежеспособность потребителей услуг, сложившаяся система управления, слабо адаптированная на рыночные методы, породили целый комплекс трудноразрешимых проблем.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что важнейшей задачей государственной и муниципальной политики является качественное обновление жилищной сферы. Эта проблема сводится не только к росту объемов строительства жилья: должно быть обеспечено коренное реформирование жилищно-коммунального комплекса (ЖКК). От состояния и функционирования жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) в решающей степени зависит обеспечение качества сферы жизнедеятельности и создания комфортных условий проживания граждан.
Реформирование и технологическая модернизация жилищно-коммунального комплекса, повышение его конкурентоспособности предполагают применение новых, более совершенных организационно-экономических и информационных методов управления, принципиально отличающихся от используемых до недавнего времени в системе ЖКХ.
Однако внедрение новых форм и методов управления осложняется специфическими особенностями трансформации собственности, экономических отношений и хозяйственного механизма функционирования предприятий ЖКХ, усугубляемыми социальной направленностью этой сферы экономики.
Объектом исследования в данной работе являются жилищно-коммунальное хозяйство Челябинска.
Предмет работы – деятельность органов местного самоуправления по реализации жилищно-коммунальное хозяйство.
Цель работы состоит в изучении деятельности органов местного самоуправления, города Челябинска, по реализации реформы жилищно-коммунального хозяйства.
Задачи данной работы заключаются:
1. Рассмотреть теоретические и методические основы развития жилищно-коммунального комплекса
2. Проанализировать реформирование жилищно-коммунального хозяйства в Челябинске;
3. проанализировать развитие жилищно-коммунального хозяйства города Челябинска на 2010-2012 годы.
Методологическую основу исследования составили концептуальные положения, содержащиеся в законодательных актах Российской Федерации и ее субъектов по общеэкономической и жилищной политике, труды зарубежных и отечественных ученых в области экономической и управленческой науки. Фундаментальный анализ стратегической конкурентоспособности и конкуренции представлен в работах Бейна Д., Бертрана Ж., Джастмана М., Портера М., Хайека Ф., Фатхутдинова Р.А. и др.
Глава 2:
Целями развития жилищно-коммунального комплекса являются - улучшение условий проживания граждан, качества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг, привлечение инвестиций для обновления жилищно-коммунальной инфраструктуры на основе современных технологий, развитие и модернизация инженерной инфраструктуры города, развитие конкуренции на рынке ЖКХ.
Приоритетными задачами в этой сфере являются:
- создание механизма, обеспечивающего участие потребителей (население) в качестве активных участников рынка жилищно-коммунальных услуг,
- привлечение частных инвестиций для проведения капитальных ремонтов жилищного фонда, ремонта и модернизации объектов коммунальной инфраструктуры,
- ликвидация ветхого и аварийного жилищного фонда.
- реконструкция существующих муниципальных объектов коммунальной инфраструктуры (систем водоснабжения и водоотведения; котельных и тепловых сетей; систем электроснабжения),
- установка коллективных (общедомовых) приборов учета коммунальных ресурсов,
- создание централизованных автоматизированных систем сбора, обработки и хранения данных энергоучета,
- создание единой системы оплаты коммунальных услуг населением по данным фактического потребления энергоресурсов,
- рентабельность отрасли ЖКХ, основанную на развитии предпринимательства и здоровой конкуренции,
- использование новых технологий и современных материалов.
Общая площадь обслуживаемого жилищного фонда города с каждым годом увеличивается за счет увеличения темпов жилищного строительства и ввода новых объектов. В тоже время, учитывая объемы капитальных ремонтов, проведенных в истекшем году, за счет совместных бюджетных средств города, области, средств Государственной корпорации - Фонда содействия реформированию ЖКХ и собственников помещений, а также реализацию программы по сносу ветхо-аварийного жилья, физический износ жилых зданий уменьшается. Фактические объемы проведения капитальных ремонтов объектов инженерной инфраструктуры, также были увеличены, за счет дополнительных источников финансирования, в т.ч. частных инвестиций.
Мероприятия по обеспечению надлежащего технического состояния жилищного фонда и объектов инженерной инфраструктуры (2009 год).
Капитальный и текущий ремонт жилищного фонда:
1) капитальный ремонт жилищного фонда осуществляется на 401 многоквартирном доме на общую сумму 1031 млн. руб., в т.ч. средства Фонда – 890,5 млн.рублей; средства областного бюджета – 63,8 млн. рублей; средства местного бюджета - 25, 7 млн. рублей; средства собственников помещений - 51млн.рублей.
2) капитальный ремонт специализированного жилищного фонда осуществляется на 16 зданиях на общую сумму 13500,0 тыс. руб. В настоящее время заключено 10 муниципальных контрактов на сумму 4566,9 тыс. руб.
Заключение:
В Российской Федерации на долю жилищно-коммунального сектора приходится более 25% воспроизводимого национального богатства, показатель жилищной обеспеченности граждан составляет в соответствии с действующими нормативами порядка 30-40%, при этом его величина ниже аналогичного показателя в европейских странах. Значительная часть жилищного фонда не соответствует современным представлениям о комфортности и качестве проживания. Техническое состояние объектов коммунальной инфраструктуры в большинстве муниципальных образований оценивается как морально и физически устаревшее, из-за несвоевременных ремонтов и замены инженерных сетей возрастает аварийность и снижается качество и бесперебойность предоставления жилищно-коммунальных услуг.
Высокая кредиторская и дебиторская задолженность предприятий ЖКХ, дефицит финансовых ресурсов, недостаточная платежеспособность потребителей услуг, сложившаяся система управления, слабо адаптированная на рыночные методы, породили целый комплекс трудноразрешимых проблем.
Успешная реализация вопросов реформирования жилищно-коммунального хозяйства как уже говорилось, во многом зависит от своевременности, доступности и доходчивости информации о текущем состоянии жилищного фонда, коммунальных объектов, материальных потребностях жилищно-коммунального комплекса, текущих результатах деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.
Центральным звеном в структуре управления жилищно-коммунальным хозяйством стали управляющие компании. Эти предприятия выполняют такие функции как:
- управление технологическим процессами жизнеобеспечения;
- расчеты с нанимателями и владельцами жилья;
- оформление договоров, и расчеты с арендаторами нежилых помещений;
- бухгалтерский учет и формирование статистической отчетности;
- заключение договоров с поставщиками энергоресурсов;
- паспортный учет;
- информационное взаимодействие с вышестоящими уровнями управления;
- информационное взаимодействие с потребителями ЖКУ.
Реализация мер государственной социальной поддержки малообеспеченных категорий населения в условиях перевода жилищно-коммунального хозяйства на бездотационный механизм функционирования и оплату услуг по фактическим издержкам оказывает принципиальное влияние на темпы правового и организационно-экономического реформирования этой сферы региональной экономики.