Введение:
Сравнительно новым явлением для российской системы высшего профессионального образования является подготовка специалистов по договорам возмездного оказания образовательных услуг. Однако недостаточное нормативное регулирование этого института создает немало трудностей в практической деятельности образовательных учреждений. Существует необходимость исследования правовой природы, понятия и содержания договора оказания образовательных услуг с целью совершенствования действующего законодательства.
Указанный договор является одним из видов договора возмездного оказания услуг (п. 2 ст. 779 ГК РФ), поэтому отношения, возникающие в результате его заключения, регулируются гражданским законодательством, в том числе нормами гл. 39 ГК "Возмездное оказание услуг". Вместе с тем к этим отношениям применяются нормы законодательства об образовании, в частности Закона РФ от 10 июля 1992 г. "Об образовании", Федерального закона от 22 августа 1996 г. "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", а также подзаконные нормативные акты и локальные акты отдельных вузов.
Целью настоящей работы является рассмотрение договора возмездного оказания образовательных услуг.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
- Проанализировать понятие договора об оказании образовательных услуг;
- Исследовать элементы договора оказания образовательных услуг;
- Раскрыть вопросы заключения договора об оказании образовательных услуг;
- Рассмотреть защиту прав граждан по договору оказания образовательных услуг.
Предметом исследования курсовой работы является действующее законодательство регулирующие договор возмездного оказания образовательных услуг. Объект исследования составляют правоотношения оказания платных образовательных услуг.
Глава 2:
Следует отметить, что для поступающих на места с оплатой стоимости обучения устанавливается тот же набор вступительных испытаний, что и для лиц, поступающих на данную программу и курс для обучения за счет средств федерального бюджета, т.е. договор может быть заключен только с лицом, прошедшим конкурсный отбор по итогам вступительных испытаний.
Такое положение вещей представляется достаточно справедливым, поскольку гарантирует прием в высшее учебное заведение наиболее способных и подготовленных к обучению в вузе.
Однако на практике для абитуриентов, подавших заявление на платную форму обучения, высшие учебные заведения изначально устанавливают более легкие испытания, отбирая среди них тех, которые более способны среди таких же "платников".
Полагаем, что в данной ситуации следует прямо определить в Порядке приема в государственные образовательные учреждения высшего профессионального образования положение о том, что образовательная организация имеет право устанавливать отдельные конкурсы и испытания на основании разработанных ею образовательных программ для абитуриентов, подавших заявления на платную форму обучения.
Закрепление такого положения позволило бы увеличить формально количество мест, финансируемых за счет бюджетов различных уровней, предложив абитуриентам, способным оплатить учебу на коммерческой основе, заключив договор об оказании платных образовательных услуг, более льготные условия поступления в высшее учебное заведение.
По отношению к абитуриентам, выдержавшим испытания и конкурсный отбор среди претендентов на заключение договора, у образовательного учреждения возникает обязанность заключить договор об оказании платных образовательных услуг. Абитуриенты, не выдержавшие вступительных испытаний, не подлежат зачислению в состав студентов, договор с ними не заключается.
Таким образом, основанием возникновения договора об оказании платных образовательных услуг является одностороннее обязательство образовательной организации высшего профессионального образования. При уклонении от этой обязанности абитуриент может в судебном порядке требовать понуждения образовательного учреждения к заключению указанного договора. Зачисление в состав обучающихся должно заканчиваться не позднее чем за 10 дней до начала занятий в высшем учебном заведении. В этот же срок должно состояться и подписание договора об оказании платных образовательных услуг.
Процедура зачисления поступающих, успешно прошедших вступительные испытания, осуществляется поэтапно и включает в себя:
- подведение итогов вступительных испытаний и объявление полного пофамильного, ранжированного по мере убывания количества набранных баллов (с их указанием) перечня лиц, успешно прошедших вступительные испытания, зачисление которых может рассматриваться приемной комиссией по различным условиям приема (далее - пофамильный перечень);
- прием у поступающих, рекомендованных к зачислению, оригиналов документов, предусмотренных п. 76 настоящего Порядка (далее - документы);
- издание приказа о зачислении.
Слушатели зачисляются на места по договорам с оплатой стоимости обучения.
Зачисление студентов на первый курс производится по результатам вступительных испытаний приказом ректора на основании поданных заявлений и подписания гражданином договора возмездного оказания образовательных услуг. Издание приказа о зачислении является необходимым компонентом для установления административных отношений между студентом и образовательным учреждением. В то же время обязанность учебного заведения оказывать соответствующие образовательные услуги возникает после заключения договора возмездного оказания образовательных услуг и на его основании.
Следует отметить, что на практике возникают случаи, когда студент после заключения договора об оказании платных образовательных услуг желает перевестись на другую специальность, изменить форму обучения. В таких ситуациях возникает необходимость заключения нового договора, поскольку изменение указанных условий означает изменение предмета договора.
Моментом заключения такого договора является момент возникновения у сторон взаимных прав и обязанностей, а поскольку данный договор является консенсуальным, то фактически с момента его подписания.
В сроки, установленные вузом после завершения вступительных испытаний, поступающий представляет при зачислении на места с оплатой стоимости обучения на договорной основе для обучения в качестве студента оригинал документа государственного образца об образовании или его заверенную ксерокопию.
Исполнение договора выражается в совершении или воздержании от совершения комплекса действий, которые составляют его предмет. При оценке исполнения необходимо учесть, было ли совершено действие, а если было, то соответствует ли оно требованиям закона и условиям договора. Договор в большинстве случаев направлен к установлению обязательственного отношения, поэтому договор и обязательство чаще всего находятся в связи как причина и следствие.
Таким образом, поскольку образование в целом, а высшее в особенности, ориентируется на законодательство, которое регулирует образовательную деятельность, а соответственно, и гражданское законодательство, мы в следующей нашей статье хотели затронуть проблемы, которые могут возникнуть в сфере высшего образования в свете новых законодательных новелл.
Заключение:
По договору возмездного оказания образовательных услуг образовательное учреждение высшего профессионального образования (исполнитель) обязуется оказать образовательные услуги студенту или слушателю (обучающемуся), прошедшему по конкурсу и обязанному выполнять учебный план специальности, а физическое и (или) юридическое лицо (заказчик) обязуются оплатить эти услуги.
Сторонами договора возмездного оказания образовательных услуг являются: государственное, муниципальное либо негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования - исполнитель, студент или слушатель - обучающийся, и физическое или юридическое лицо - заказчик.
Предметом исследуемого договора являются образовательные услуги, характеризующиеся тем, что деятельность исполнителя не воплощается в овеществленном результате. Образовательная услуга, как предмет исследуемого договора, обладает всеми тремя перечисленными признаками. А именно: она определена (ее наименование, объем (в академических часах), сроки предоставления и ряд других характеристик установлены государственным стандартом высшего профессионального образования и могут быть определены в самом договоре со ссылкой на стандарт), она возможна (осуществление сторонами прав и обязанностей, составляющих содержание договорного обязательства, объективно возможно), и, наконец, она дозволена (нет запретов в законе, напротив, право предоставления образовательных услуг закреплено в ст. 41 Закона РФ "Об образовании", в ст. 29 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании").
Результат деятельности исполнителя проявляется в знаниях, умениях, опыте и навыках, приобретаемых обучающимся в процессе оказания образовательных услуг. В отличие от исполнителей иных услуг, исполнитель образовательных услуг не может гарантировать достижение высокого результата своей деятельности, поскольку он зависит не только от него, но и от самого обучающегося, его способностей, внимательности, старания и трудолюбия.
Процесс заключения договора возмездного оказания образовательных услуг состоит из следующих стадий:
1) предварительные переговоры о заключении договора и согласование воли субъектов;