Дипломная по теме: Взаимосвязь индивидуально-личностных особенностей работников ОАО «Племенной конный завод «Дубровский» и эффективности прохождения ими адаптации в организации.

Название работы: Взаимосвязь индивидуально-личностных особенностей работников ОАО «Племенной конный завод «Дубровский» и эффективности прохождения ими адаптации в организации.

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Психология

Страниц:

72 стр.

Год сдачи:

2010 г.

Содержание:

Введение 3

Глава 1. Теоретические аспекты проблемы взаимосвязи индивидуально-личностных особенностей работников и эффективности прохождения ими адаптации в организации 6

1.1.Значение индивидуально-личностных особенностей в профессиональной деятельности 6

1.2.Виды и критерии адаптации к профессиональной деятельности 13

1.3.Особенности взаимосвязи индивидуально-личностных особенностей и профессиональной адаптации 24

Выводы по первой главе 29

Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи индивидуально-личностных особенностей работников и эффективности прохождения ими адаптации в организации 31

2.1.Организация и методы исследования 31

2.2.Анализ и интерпретация полученных данных 41

Выводы по второй главе 62

Заключение 65

Библиографический список 68

Приложение 73

Выдержка:

Введение:

Проблема профессионального и личностного развития является одной из самых востребованных как в психологической науке, так и в обществе. Современная социальная ситуация не только кардинально изменила многие социальные представления и ценности, но и породила неопределенное, часто амбивалентное отношение ко многим ценностям и нормам, в том числе и ценностям карьеры, личностного развития, которые существовали прежде. Актуальность выбранной тематики выпускной квалификационной работы определяется тем, что адаптация к профессиональной деятельности, являясь многомерным и интегральным процессом, существенно сказывается как на эффективности деятельности отдельных индивидов и рабочих коллективов, так и на состоянии здоровья и продолжительности активного периода жизни.

В самом общем виде адаптация — «процесс приспособления работника к условиям внешней и внутренней среды». Термин «адаптация» чрезвычайно широк и применяется в различных областях науки.

Профессиональную адаптацию определяют как многоуровневый, функционально детерминированный процесс адаптации к труду с включением в него физиологических, личностно-психологических, поведенческих и социальных компонентов. Профессиональная адаптация есть процесс становления (восстановления) и поддержания динамического равновесия в системе «субъект труда – профессиональная среда».

Ряд современных исследователей констатируют увеличение в постиндустриальном обществе количества социально-психологических проблем, связанных с психологической адаптацией к условиям профессиональной деятельности (В.А. Петровский, 1992; Е.А. Климов, 1996; Ф.Б. Березин, 1988; А.А. Реан, 2006; А.А. Деркач, 1996; В.И. Слободчиков, Н.А. Исаева, 1996; Н.Е. Водопьянова, 1998 и др.).

Глава 2:

Фишера

По шкале ВА – «субъективное значение деятельности» - наибольшее среднее значение принадлежит подгруппе испытуемых с низким уровнем профессиональной адаптации (5,33), а минимальное среднее значение – сотрудникам с более выраженной адаптированностью (4,76). Таким образом, по данному фактору, более низкое субъективно-личностное значение деятельности может способствовать профессиональной адаптации, нормативному функционированию специалиста.

Сравнительно более выражены профессиональные притязания (шкала ВЕ) у низкоадаптированных в профессиональном контексте лиц (среднее значение 5,71 в сравнении с показателем 5,52 у представителей другой подгруппы). Готовность к энергетическим затратам (VB) выше у лиц с выраженным уровнем профессиональной адаптации (среднее значение 5,28 по сравнению с показателем 4,86). Уровень средних значений по шкалам стремления к совершенству (PS); способности к поддержанию дистанции по отношению к работе (DF); тенденции к отказу в ситуации неудачи (RT); а также чувства социальной поддержки (SU) практически одинаков у более и менее успешно прошедших адаптацию сотрудников ОАО «Племенной конный завод «Дубровский».

Показатель по шкале OP - активная стратегия решения проблем – выше у опрошенных сотрудников с выраженным уровнем профессиональной адаптации (5,76 в сравнении с 4,95). На основании описательных статистических данных можно предварительно предположить наличие взаимосвязи между данными двумя параметрами – склонности активно разрешать возникающие трудности и способности личности адаптироваться к социально-психологической среде. Также для сравнительно более благополучно адаптированных работников характерны более высокие покащатели по шкалам чувства успешности в профессиональной деятельности (EE) (4,59 в сравнении с 3,86) и удовлетворенности жизнью (LZ) (4,62 в сравнении с 4,00).

По шкале IR (внутреннее спокойствие и равновесие) неожиданно более высокие средние оценки получили лица с низким уровнем профессиональной адаптации (5,10 в сравнении с 4,38). Это показывает, что испытуемые с более высокими значениями профессиональной адаптации оказываются более эмоционально вовлечены в производственную деятельность.

Перейдем к математическом анализу взаимосвязи показателей эффективности прохождения адаптации сотрудников ОАО «Племенной конный завод «Дубровский» на основании итогового балла по тесту профессиональной дезадаптации М.А.Дмитриевой и оценок испытуемых по одиннадцати шкалам методики «Опросник поведения и переживания, связанного с работой». Корреляционные взаимосвязи на уровне p?0,05 в данной таблице выделены серым цветом (Таблица 10).

Таблица 10. Корреляцонная матрица взаимосвязи показателей по шкалам методик М.А.Дмитриевой и Шааршмидта-Фишера

Заключение:

Предметом исследования настоящей квалификационной работы являлась взаимосвязь индивидуально-личностных особенностей работников и эффективности прохождения ими адаптации в организации (на примере ОАО «Племенной конный завод «Дубровский»).

Раскрывая значение индивидуально-личностных особенностей в профессиональной деятельности, целесообразно говорить о взаимосвязи: с одной стороны, индивидуально-личностные особенности работника оказывают существенное влияние на процесс и результаты профессиональной деятельности, с другой стороны, само формирование человеческой личности в значительной степени происходит в ходе профессиональной деятельности и под ее влиянием. Успешное осуществление профессиональной деятельности обусловлено не только полученной работником подготовкой к избранному им виду трудовой деятельности в профессиональном учебном заведении, но и наличием достаточно развитых профессионально-личностных (профессионально-важных) качеств. В процессе выполнения профессиональной деятельности люди сталкиваются с двумя видами адаптации: долrовременной (связанной с вхождением в профессию, с освоением работы, с коллективом и т. п.); и кратковременной (оперативной), связанной со сменой рабочих мест, рабочей смены и т. п.

В процессе эмпирического исследования проверялась следующая гипотеза: чем более выражены такие индивидуально-личностные особенности сотрудников, как социальная нормированность, эмоциональная устойчивость, общительность, склонность к активной стратегии разрашения проблем, удовлетворенность жизнью, тем эффективнее проходит их социально-психологическая адаптация к профессиональной деятельности в организации. Обнаружены статистически значимые (p?0,05) отрицательные корреляционные взаимосвязи показателя профессиональной дезадаптации сотрудников ОАО «Племенной конный завод «Дубровский» и значений по шкалам С «эмоциональная устойчивость» и G «степень социальной нормированности» эмоционально-волевого блока теста Кеттелла. То есть, чем ниже степень эмоциональной стабильности, тем выше уровень профессиональной дезадаптации. Чем ниже показатель социальной нормированности, тем выше профессиональная дезадаптация личности работника. Выявлены статистически значимые (p?0,05) корреляционные взаимосвязи итогового показателя социально-психологической адаптации сотрудников в социальной среде и шкал личностного опросника Р.Кеттелла М «уровень развития воображения»; G «степень социальной нормированности» и А «общительность, открытость». Чем ниже практичность и выше уровень развития воображения личности, тем ниже эффективность прохождения адаптации сотрудника на предприятии. Чем выше уровень общительности, открытости личности, тем выше социально-психологическая адаптация испытуемых в ситуации трудовой деятельности.

Уровень профессиональной дезадаптации сотрудников племенного конного завода отрицательно взаимосвязан с показателями по шкалам теста Шааршмидта-Фишера OP «активная стратегия решения проблем»; EE «чувство успешности в профессиональной деятельности» и LZ «удовлетворенность жизнью» на yровне значимости p?0,05. Т.е., чем выше склонность личности к активной стратегии разрешения проблем, тем ниже профессиональная дезадаптация, а значит, выше эффективность прохождения социально-психологической адаптации на предприятии. Чем более выражено чувство успешности в профессиональной деятельности, тем ниже уровень профессиональной дезадаптации личности, и напротив – эффективность прохождения адаптации сотрудника в организации выше. Чем выше удовлетворенность , тем ниже профессиональная дезадаптация и выше эффективность адаптации в профессиональной среде в рамках племенного конного завода. На основании обнаруженных взаимосвязей, гипотезу исследования моно считать доказанной.

Похожие работы на данную тему