Глава 1. Теоретические аспекты эмоционального интеллекта и коммуникативных навыков у медицинских работников.
1.1. Психологическая сущность феномена эмоционального интеллекта.
Эмоциональный интеллект (ЭИ; англ. emotional intelligence, EI) определяется в качестве особого синтеза навыков и способностей человека, нацеленных на распознавание эмоций, понимание намерений, мотивации и желаний других людей и своих собственных. Кроме того, ЭИ трактуется как способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач [2, с. 34]. Поэтому данное явление относится к гибким навыкам, которые приобретаются и совершенствуются в процессе личностного роста.
Эмоциональный интеллект как понятие появился в виде реакции на заметную неспособность традиционных тестов определения уровня интеллекта предсказать успешность человека в карьере и в жизни. Такому феномену было предложено объяснение: успешный человек всегда может взаимодействовать с окружающими людьми, и это взаимодействие базируется на эмоциональных связях, которыми во многих случаях можно эффективно управлять. При этом имеющееся и распространенное понятие интеллекта не включало эти аспекты, и тесты интеллекта не оценивали эти способности [43]. Популярное определение ЭИ было предложено С. Дж. Стейном и Говардом Буком, в соответствии с которым данный феномен отличается от общей трактовки интеллекта и «является способностью правильно истолковывать обстановку и оказывать на нее влияние, интуитивно улавливать то, чего хотят и в чем нуждаются другие люди, знать их сильные и слабые стороны, не поддаваться стрессу и быть обаятельным» [43, с. 52].
..................