Введение
Актуальность исследования. Вопросы коммуникации всегда будут относительно проблемными для каждой личности: ситуации конфликта, противоречия, несогласия, разносторонности мнений и мировоззренческой позиции могут создавать основу таких препятствий во взаимопонимании друзей, коллег, родственников, выступающих в роли собеседников. Поэтому признано логичным введение в глоссарий психолого-педагогической науки понятия коммуникативной культуры и компентентности – как способности отдельной личности к организации адекватного процесса общения. Психологическая, коммуникативная культуры развивается только под влиянием социального опыта личности и является одним из основных показателей личностного роста. Именно поэтому данной сфере в процессе развития личности психологи и социологи уделяют особое внимание. Психологическая и коммуникативная культура представляет собой сущностный аспект социализации личности, включающий в себя коммуникативные способности, знания, умения и навыки.
......................
Глава 1. Основы коммуникативной культуры подростков и необходимость их формирования.
1.1. Основы коммуникативной культуры, их сущность и содержание.
В общенаучной трактовке понятие коммуникации представлено как процесс двустороннего обмена информацией, ведущей к взаимному пониманию. В переводе с латыни коммуникация обозначает «общее, разделяемое со всеми». Иначе говоря, если между собеседниками не достигается взаимопонимания, то приходится признавать факт несостоявшейся коммуникации. Также, напротив, чтобы убедиться в успешности реализации коммуникативных умений и навыков, человеку необходимо иметь обратную связь о том, как его понимают, воспринимают окружающие, т.е. обладать определенной степенью эмпатии. В этом плане закономерно вести речь о феномене и понятии коммуникативной культуры.
Коммуникативная культура – это знания, умения, навыки в области организации взаимодействия людей и собственно взаимодействия в деловой сфере, позволяющие устанавливать психологический контакт с деловыми партнерами, добиваться точного восприятия и понимания в процессе общения, прогнозировать поведение деловых партнеров, направлять поведение деловых партнеров к желательному результату. В основе коммуникативной культуры лежат общепринятые нравственные требования к общению, неразрывно связанные с признанием неповторимости, ценности каждой личности: вежливость, корректность, тактичность, скромность, точность, предупредительность.
..................